Работа в театре также почетна, как и у станка- узбекский театр в 20-е годы XXв.

Дата:
Автор: Саадат Назарова
Работа в театре также почетна, как и у станка- узбекский театр в 20-е годы XXв.

История узбекского сценического искусства: от народного театра к первому национальному ИАЦ МГУ совместно с младшим научным сотрудником института Истории АН РУз Саадат Назаровой рассказывает об истории и современных тенденциях узбекского искусства. 

На что существовали первые советские театры в Узбекистане, кем еще работали будущие народные артисты СССР и чем запомнились узбекские фронтовые театры?

В Туркестане с древнейших времен развивались разные направления сценического искусства. До начала ХХ века сценическое искусство было выражено в уличных представлениях.Представления показывали на праздниках, свадьбах и больших семейных мероприятиях. Выступления народных артистов проходили не на сцене, в абсолютно разнообразной обстановке и просто при наличии зрителя. После Октябрьской революции театральное искусство в Туркестане поднялось на новый уровень. Рост узбекского сценического искусства был обеспечен за счет внедрения комбинации новых театральных методов - русского, азербайджанского и татарского.

После революции 1917 г. советское правительство с помощью артистов из народа устраивало концерты и ставило постановки. После революции ни один митинг, ни одно революционное празднество не проходили без участия артистов. Нередко эти концерты знаменитых в народе исполнителей стихийно выливались в грандиозные представления, участниками которых становились сами зрители.

саадат.jpeg

Инициативы артистов в организации концертов для народа тогда всячески поддерживались властью. Так, в декабре 1917 года при городском совете Андижана создается ансамбль из комика и музыканта: Орифжана Ташматова и Тохтасина Джалилова. Позже, в Маргелане, Коканде и в других городах появляются похожие ансамбли. Концертный репертуар артистов был составлен из богатого народного творчества и произведений Хамзы. Со временем ансамбли начали расширяться и переходить из разряда любительских в профессиональные коллективы. 

саадат2.jpeg

Тогда же в Ташкенте и Фергане был создан ряд драматических и музыкальных коллективов. В 1918 году большинство созданных трупп было зарегистрированы как передвижные фронтовые театры. Главным их зрителем стали солдаты.

Понимая силу театра и сценического искусства, отдел культуры и образования правительства Турквоенкомата сделал следующие заявления: «Работа в театре – также почетна, как и работа у станка. Пусть каждый, кто чувствует силу, способность и желание, у кого есть желание и способность, идет работать в театр». Труд работника театра был объявлен таким же почетным, «как работа у станка», что было особенно важно для края, где несмотря на массовое увлечение театром, отношение к нему оставалось сложным и очень противоречивым. Многие узбекские семьи в те годы не хотели, чтобы их дети занимались театром. 

Весной 1919г. специальным постановлением революционного военного совета Туркестанской Республики все работники искусства были зачислены на воинский учет «для исполнения своих обязанностей» по профессии. Так, на ведение политического отдела Туркестана перешли сразу несколько трупп. На воинский учет были взяты не только актеры, но и многие народные певцы, музыканты, танцоры, масхарабозы и кызыкчи. 

Следует отметить, что к моменту образования Туркестанского фронта в его распоряжении было 11 профессиональных трупп. За три месяца деятельности они устроили 78 концертов, 31 спектакль, 94 киносеанса, которые просмотрели более 177 тыс. человек [1].

Деятельность фронтовых коллективов проходила в тяжелых условиях, которые требовали от актеров огромного напряжения, сил и выдержки. Они устраивали свои концерты и спектакли на железнодорожных платформах или в даже в пустых сараях, когда не было возможности выступать на площадях. 

С переходом на военную службу народные певцы и музыканты все чаще в творчестве использовали мелодии популярных народных песен. Так родились песни «На посту», «Часовой», «Красноармеец Батыр».

Перед началом каждого спектакля выступал оркестр, трубил карнай, играли сурнай и нагора (национальные инструменты), а по базарам и улицам города или кишлака разъезжал на лошади глашатый, возвещая о предстоящем спектакле. Спектакли редко проходили в специально подготовленных местах, но это не влияло на уровень актерского мастерства. 


саадат3.jpeg

С середины 1921г. театральные и музыкальные коллективы республики возвращаются с фронта. Несмотря на все финансовые трудности актёры старались сохранять и развивать национальное искусство. Например, Маннон Уйгур, возглавлявший труппу Турон, работал одновременно режиссером, драматургом, художником и парикмахером. А будущий народный артист СССР Абрар Хидоятов продавал билеты на представления на рынке и улицах, готовил афиши. Будущий народный артист СССР, директор оперного театра М. Мухамедов тоже имел вторую профессию, был мастером по ремонту замков. Дополнительный заработок актеров часто использовался для покрытия финансовых нужд театров [2].  

Народный артист УзССР Сайфи Олимов, вспоминая годы формирования театра, отмечал: «… в театре не было ничего из декораций. Один из нас приносил халат, другой еще одну вещь, другие приносили, что находили, всю театральную бутафорию для сцены мы сами создавали. Мы также отдавали часть собственных денег, которые мы получали за подработки, оставляя только самое малое для собственных нужд» [3].

Формирование кружков и ансамблей в первые годы советской власти имело большое значение в становлении и развитии узбекского сценического искусства. От любительского уровня такие труппы становились профессиональными, а творческие объединения -государственными театрами.

 

Использованная литература 

1.    Архив НИИИ. Т(М) №218. История узбекского театра. Т.1. Ч.2. л.137.

2.    Авдеева Л. Аброр Ҳидоятов. Тошкент, 1960. С.11.

3.    Умаров Э. Театр ва атеистик тарбия. Тошкент: Ўзбекистон, 1973. С.7.

  

Поделиться: