Великопуштунский шовинизм или полиэтничность: история «афганской нации»

Дата:
Автор: Равшан Назаров
Великопуштунский шовинизм или полиэтничность: история «афганской нации»

В серии статей на тему «Этнополитическая ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Центральной Азии» кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшан Ринатович Назаров разбираетсякак этническая, лингвистическая, конфессиональная специфика Афганистана повлияли и продолжают оказывать эффект на политику внутри страны и регион в целом.

В первой части – об истории складывания «афганской нации» – от пуштунских племен до конца XX века.

История современного Афганистана начинается с XVII века. Тогда земли, где жили пуштунские племена, были разделены между Ираном и индийской империей Великих Моголов (Бабуридов)[1]. Часть современной территории Афганистана между Гиндукушем и Амударьёй занимали государства с центрами в Балхе и Кундузе, населённые узбеками и таджиками [2]. В последующем упадок Ирана и индийских государств повлёк образование новых государств, в которых властвовали уже пуштунские и сикхские племена [3].

mughals16_17.gif

В 1667-1672 гг. в результате восстания пуштунов территория от Инда до Кандагара фактически отпала от империи Великих Моголов. Так, в конце XVII века племенные группы пуштунов определились географически: гильзаи (под предводительством Мир Вейс-хана) заняли область Кандагара, племя абдали (позже дуррани ) стало заметной силой в Гератской области, племя рохиллы осело между Гогрой и Гангом в области Рохилканд[4] .

На протяжении первой половины XVIII в. (1707, 1709, 1716, 1720-1723, 1725, 1728-1729, 1735-1737, 1739, 1747) состоялся целый ряд пуштуно-иранских вооруженных конфликтов, связанных со стремлением пуштунов к независимости от господства Ирана. В итоге в 1747 г. после смерти Надир-шаха, Ахмад-шах (пуштун из рода садозаев племени абдали , переименованное в дуррани[5] ) провозгласил независимость Дурранийской империи – пуштунского государства, на продолжение традиций которого сегодня претендует современный Афганистан[6] .

unnamed-36.jpg

Ахмад-шах

Всю вторую половину XVIII века шли войны пуштунов против Ирана, Туркестана, Пенджаба, сикхов, Делийского султаната, маратхов и т.д. [7]. Не было и внутрипуштунского единства: заговор попользаев и ализаев (пуштунских племен) против того самого Ахмад-шаха в 1749 г., мятеж дурранийцев в 1774 г., мятеж баракзаев и нурзаев в 1795 г., междоусобицы между мохаммадзаями и попользаями в 1799 г. и др. [8] .

В 1793-1800 гг. при Заман-шахе была сформирована кызылбашская гвардия (из иранских тюрков), которая охраняла шахскую власть от сепаратизма пуштунских племенных вождей[9].

279734251.jpg

Весь XIХ век и начало ХХ века прошли в борьбе пуштунов, с одной стороны, против попыток навязать им английское господство[10] , с другой – в постоянном стремлении пуштунских правителей к покорению и подчинению других народов и территорий под свой контроль (синдхов в 1806 г., кашмирцев в 1807 г., Мешхеда в 1808 гг., Берара в 1809 г., узбеков Меймене в 1810 г., персов Хорасана в 1817 г. и 1837 г., Сеистан в 1902 г., джемшидов в 1908 г., шугнанцев в 1910 г., горных таджиков в 1930 г.) [11].

Продолжались и традиционные внутрипуштунские распри [12]: в 1819 г. династия Садозаев была свергнута, ее сменила династия Баракзаев. После, в 1834 г. произошел переворот под началом Дост-Мухаммад-хана из рода тех же баракзаев, восстание Исхак-хана в 1888 г., восстания момандов в 1901 г. и 1935г., Кандагарское восстание 1912 г., Хостские восстания 1913 г., 1924 г. и 1932г., убийство эмира Хабибуллы-хана в 1919 г., восстание племен в 1928 г., восстание сулейманхелей в 1938 г., восстания дуррани и афридиев в 1939 г., восстание джедранов в 1944 г. ( все перечисленные – пуштунские племена[13] .

После Второй мировой войны в целом этнополитическая ситуация в Афганистане стабилизировалась [14]. Противоречия во взаимоотношениях между этническими группами обусловлены тем, что после основания в 1747 г. Ахмад-шахом Дуррани афганского государства начался процесс централизации, который продолжился до конца XIX в. На протяжении полутора веков пуштунские правители вели упорные завоевательные войны; в результате им удалось подчинить значительные территории, населенные неафганскими народами: Северный Афганистан (Южный Туркестан), Западный Афганистан (Восточный Хорасан), Бадахшан, Хазараджат, Нуристан [15].

Этническая политика почти всех правительств Афганистана строилась на великопуштунском шовинизме и принижении роли и места непуштунских народов. Единственное исключение – период власти Народно-демократической партии Афганистана (марксистско-ленинская партия, существовавшая в стране в 1965-1992гг.) с ее подчеркнутым «интернационализмом» [16].

С другой стороны, и эта партия раскололась по этническому признаку – две фракции «Хальк» и «Парчам», что было понятно с точки зрения традиций дурранийско-гильзайского противостояния [17]. Фракцию «Хальк» в основном составляли пуштуны-дуррани, а во фракции «Парчам» состояли преимущественно гильзаи и представители непуштунских народов (таджики, узбеки, хазарейцы и др.) [18].

В первое же правительство НДПА (апрель 1978 г.) были введены 3 таджика, 2 хазарейца, 1 узбек, 1 чараймак [19].

Очень часто афганцы в качестве фамилии используют родовую или племенную принадлежность, особенно это характерно для пуштунов – Ахмадзай, Ачакчай, Бангаш, Баракзай, Вардак, Гильзай, Дуррани, Какар, Карзай, Мангал, Моманд, Оракзай, Садозай, Тараки, Хотак [20]. Встречаются также фамилии Пуштун, Таджик, Пахтан (пакистанская форма произнесения слова «пуштун»), Афган, Афгани, Хазар, Балудж.

Главный концепт просвещенной части пуштунской элиты в сфере межнациональных отношений опирался на мнение идейного лидера младоафганского движения Махмуда Тарзи о том, что понятие «афганская нация» должно включать не только пуштунов, в себя все народы, народности и племена, населявшие Афганистан [21]. Предполагалось, что идея единства афганского народа базируется на идее единства всех исламских народов. Примат конфессионального над национальным предполагал также примат государственного над национальным. Но де-факто пуштуны оставались доминирующим этносом [22].

Продолжение следует…


[1]Босин Ю.В. Афганистан: полиэтническое общество и государственная власть в историческом контексте. М.: Академия гуманитарных исследований, 2002. 232 с.

[2]Хуршут Э.У. «Тарих-и Кипчак-хани» - важный исторический источник по истории Средней Азии и Северного Афганистана XVI-XVII вв. Дисс. ... к.и.н. Ташкент: ИВ АН УзССР, 1982. - 277 с.

[3]Бабаходжаев М.А. Очерки социально-экономической и политической истории Афганистана. Ташкент, 1975.

[4]Асланов М.Г. Афганцы // Народы мира. Народы Передней Азии: этнографические очерки / под общ. ред. Толстова С.П. М. : Наука, 1957; Рейснер И.М. К вопросу о складывании афганской нации//Вопросы истории. 1949. №7. С. 66-85.

[5]Ганковский Ю.В. Империя Дуррани. М., 1958.

[6] Саидмурадов Д. «Тарих-и Ахмад-шахи» Махмуда ал-Хусайни как источник по истории Афганистана во второй половине XVIII в. Автореф. дис. к.и.н. Москва: ИНА АН СССР, 1966. - 15 с.; Губар М.Г.М. Ахмад-шах – основатель Афганского государства. М., 1959.

[7]Таннер С. Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибана» [пер. с англ.]. - М. : Эксмо, 2004. - 444 с.

[8]Воднева О.А. Сочинение Мухаммада Хайат-Хана «Хайат-и Афгани» («Жизнь афганцев») как источник по истории и этнографии Афганистана. Автореф. дисс. ... к.и.н СПб: СПбГУ, 2004. 21 с.

[9]Ганковский Ю.В. Афганская армия в эпоху шахов Дуррани (1747-1819) // Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы. М.: 1958. С. 123.

[10]Арандаренко Г.А. Бухарское ханство и Афганский Туркестан: Вторая англо-афганская война. Москва: URSS, 2014. - 147 с.

[11]Лалетин Ю.П. Этнополитические процессы в истории Афганистана XVIII - XX веков. Автореф. дисс. к.и.н. Москва, 2000. - 27 с.

[12]Kaye,John William. History of the war in Afghanistan: In 3 vol. Vol. 2. 4. ed. London: Allen, 1890; Аристов Н.А. Об Афганистане и его населении. СПб., 1898.

[13]Назаров Х.Н. Из истории движения народных масс Афганистана в начале XX века. Душанбе: ТаджГУ, 1969. - 87 с.; Икрамова М.Ш.Вопросы становления и развития абсолютизма и просветительства в Афганистане (1870 - 1919 гг.). История и историография вопроса. Автореферат дис. ... к.и.н. Ташкент: ИВ АН УзССР, 1993. - 18 c.

[14]Ахрамович Р.Т. Афганистан после второй мировой войны: Очерк истории. Москва: Изд-во Востлит, 1961. - 177 с.

[15]Абаева Т.Г. Памиро-Гиндукушский регион Афганистана в конце XIX - начале XX века. Ташкент: Фан, 1987. – 119 с.

[16]Нуриддинов Р.Ш. Возникновение демократического движения в Афганистане и деятельность Народно-Демократической партии Афганистана по консолидации левых сил в стране. Автореф. дис. ... к.и.н. Ташкент: ТашГУ, 1990. - 30 с.

[17]Мурзин В.А. О военных советниках (документы, воспоминания, размышления, уроки и выводы). 2-е изд., доп., испр. – М.: Социум. Ч. 1. - 2017. - 222 с.

[18]Кочнев В. И., Логашова Б.-Р. Гильзаи // Народы мира. - М. : СЭ, 1988.

[19]Слинкин М.Ф. Народно-демократическая партия Афганистана у власти. Время Тараки-Амина (1978-1979 гг.). Симферополь: СГУ, 1999. 359 с.

[20]Басов В.В. «Зона племен» Восточного Афганистана (этнодемографический очерк)// Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. М.: Наука. Восточная литература, 2000.

[21]Имомов Ш.З. История общественной мысли Афганистана во второй половине XIX-первой половине XX века. Автореф. дис. ... д.и.н. Москва: ИВ РАН, 1996. - 56 с.

[22]Думнова Е. Афганистан: история одного народа. М.: Изд-во АПН, 1986. - 248 с.


Поделиться:

Яндекс.Метрика