«Язык до лагеря доведет»: манифест казахстанского литератора в оценке П. Своика

Дата:
Автор: Петр Своик
«Язык до лагеря доведет»: манифест казахстанского литератора в оценке П. Своика

О том, как коллизия между законом Республики Казахстан «О языках» и Конституцией РК развязывает руки провокаторам и подрывает консолидацию народа – объясняет Петр Своик.


На портале Ia-centr.ru не так давно вышел материал «Пять гвоздей в крышку гроба стабильности: о манифесте Армана Кани», однако тема требует развития. Ведь речь, действительно, идет о Манифесте, хотя поэт и журналист, член Союза писателей Казахстана наговорил совершенно невероятных и далеко не безобидных глупостей насчет ежемесячного штрафования не знающих казахский язык госслужащих и бизнесменов, освобождения их от должностей, депортации или заключению в лагеря по принудительному обучению государственному языку.   

Самое невероятное в этой ситуации, что мастер слова … формально прав – ведь в статье 4 закона РК «О языках» сказано: «Долгом каждого гражданина является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана». А если, как утверждают патриоты государственного языка, им не владеет большая часть казахстанцев, включая казахов, в том числе на важных государственных и бизнес-постах, то, что прикажете делать государству, взирающему на массовое неисполнение гражданами своего установленного Законом долга?

Если, конечно, государство твердо стоит на том, что Закон правильный и переделке не подлежит…

Поскольку же речь идет не о несоблюдении каких-нибудь правил уличного движения, а о «массовом отлынивании от важнейшего фактора консолидации народа Казахстана» – это же состав, подпадающий под очень серьезные статьи УК РК. На всех казахстанских «нарушителей» никаких лагерей и преподавателей не напасешься.

Лишать гражданства и депортировать, особенно если за счет государства и с правом депортированных самим выбирать страну депортации, как предлагает Кани, конечно, будет дешевле и проще. Дальнейший шаг – вычеркнуть русский язык из Конституции, как предлагал на НСОД (Национальном Совете Общественного Согласия) один депутат от партии «Ак жол», тоже литератор?

Одним словом, совершенно чудовищных, издевательских, подстрекательских и, главное, самоубийственных для той же консолидации народа Казахстан и самой национальной государственности глупостей на фоне несоблюдаемого Закона можно напридумывать много. А откуда, собственно, появился столь массово несоблюдаемый Закон?

Это не просто закон, а – специальный. Он родился из статьи 93, принятой в 1995 году новой Конституции, устанавливающей, что в целях реализации статьи 7 (о государственности казахского языка) правительство, местные представительные и исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан в соответствии со специальным законом.

Но рожденный во исполнение этой конституционной обязанности государства перед гражданами специальный Закон будто специально все сделал наоборот. 

Родительское наставление Закон попросту проигнорировал, – про организацию того самого бесплатного (и без всяких лагерей) обучения, кроме пересказа (зачем-то своими словами) статьи 93, в нем ни слова. Зато он и родил вот эту самую императивную обязанность уже граждан овладевать казахским языком.

Обязанность, мягко говоря, спорная по отношению к конституционным декларациям насчет прав граждан и их равенства независимо от пола, расы, языка и так далее. Да оно, собственно, и так понятно: вырастающие граждане получают родной язык от родителей, в этом смысле они ни перед кем не виноваты и никому ничего не должны. Наоборот, государство должно обеспечивать гражданам их права на родной язык и право обучаться другим языкам по их выбору.

Так вот, коль скоро Конституция провозглашает государство Казахстан правовым, надлежащим органам давно пора бы привести сам закон «О языках» в соответствие с Основным законом РК. 

И, конечно, разобраться с тем, каким образом подконституционный акт вдруг взялся опровергать Конституцию, и с теми, кто к такому серьезному деянию причастен. То есть, депутатов, проголосовавших за такой законопроект, руководителей и чиновников-исполнителей правительства, привлеченных специалистов и экспертов – установить, разыскать и привлечь, невзирая на сроки давности. А также персонально привлечь членов и специалистов Конституционного совета, обязанного рассматривать до подписания президентом принятые парламентом законы на их соответствие Конституции.

Но это – далеко не полный круг подлежащих выявлению и привлечению за нарушение Конституции должностных лиц. Давно пора пустить в дело статью 4, провозглашающую, что нормы Конституции имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. 

Из чего следует, что правительство, местные представительные и исполнительные органы обязаны, не взирая на то, что написано или не написано в законе «О языках», создавать все необходимые условия … и далее по тексту статьи 93.

Но они этого не делали и не делают. Поэтому всех первых руководителей, их заместителей и начальников подразделений правительственных органов, областных, городских, районных акиматов и акимов сельских округов, всех председателей, секретарей и депутатов маслихатов, начиная с августа 1995 года и по сей день –установить, разыскать и привлечь.

А также привлечь и рядовых служащих – почему не обратили внимания начальства на несоблюдение Конституции? Весь состав прокуратуры, обязанной выявлять и пресекать любые нарушения законности тоже призвать к ответу, это уже само собой.

Вы скажете, автор насмешничает, подначивает, пародирует – может быть. Но и не более, чем мастера художественного слова, искренне переживающие за соблюдение законных прав государственного языка. И – на той же базе неисполняемого и неприменимого к исполнению, внутренне противоречивого и опровергающего самое себя языкового законодательства.

А если хотите благополучной развязки, пожалуйста. Открываем официальные итоги выполнения Государственной «Программы развития языков на 2011-2020 годы» и убеждаемся, что доля выпускников школ, владеющих государственным языком, составляет 100%, а доля взрослых – 95%.

Какие-такие лагеря, если вопрос практически решен? А когда оставшиеся пять процентов отойдут в лучший мир, «будет решен на все сто»... Хотите пойти на следующий круг разоблачений и привлечений ответственных за языковую политику чиновников?

Не стоит. Давайте лучше считать, что взбудораживший всех поэт и журналист – ищущий дешевой известности популист, либо просто паникер. А если юридическим языком, то распространитель заведомо ложной или недостоверной информации.

Времена же нынче суровые, все мы находимся на фронтах мировой гибридной войны, а как поступают с паникерами в военной обстановке – известно. Но крайности не наш метод. Достаточно будет, например, организации в отношении таких лиц «лагерей» для углубленного изучения хотя бы той же Госпрограммы по развитию языков.

А если в стране, после такого наведения законности еще кто-то останется, не стоит ли сесть и поговорить, как наладить такое законодательство о языках, чтобы оно и исполнялось, и граждан бы не возбуждало, и консолидацию народа обеспечивало.

Поделиться:

Яндекс.Метрика