Евразийская оборона: интеграция на фоне войны капиталов

Дата:
Автор: Петр Своик
Евразийская оборона: интеграция на фоне войны капиталов

9 мая пройдет парад Победы, на который в Москву съедутся высокие представители бывших союзных республик, и далеко не только они. А 29 мая исполнится пять лет Договору о Евразийском экономическом союзе, первоначально подписанному президентами Казахстана, России и Беларуси в Астане (сегодня г. Нур-Султане – ред.), кстати.

Под юбилей ли, или вообще в такт текущему моменту, увеличился поток публикаций по евразийской интеграционной проблематике, и отнюдь не только с упором на успехи. Если сконцентрировать всю критику, то общего экономического пространства на сегодня не выстроено, барьеры, ограничения и изъятия присутствуют даже в официальной практике ЕАЭС, на деле же примеров протекционизма, в чем чаще всего упрекают российскую сторону, более чем достаточно.

Вполне четко, хотя и аккуратно, в казахстанском, по крайней мере, информационном пространстве проводится мысль, что хотя из Евразийского союза мы (Казахстан), по политическим причинам, выйти не можем, никакого углубления интеграционного формата допускать нельзя. А надо решать все свои проблемы самостоятельно: наращивать несырьевой экспорт, перестать ориентировать курс тенге на рубль, приватизировать, наконец, громадный квази-государственный сектор, отказаться от многочисленных программ господдержки в пользу свободного рынка...

Подписываемое – неисполняемое

Да и самым безусловным сторонникам интеграции тоже стоит задуматься: а почему, собственно, договоренное и закрепленное высокими подписями не исполняется. Судите сами: в конце весны 2014 г. подписывается тот самый Договор, а с начала осени рубль начинает самостоятельный девальвационный вираж – разве это не просто несогласованное, но и явно недружественное по отношению к партнерам действие? На которое нам пришлось отвечать не просто «неожиданным» отпуском тенге вдогонку рублю в августе следующего года, но и предварительными досрочными перевыборами президента в марте.

Или объявление Россией отдельного эмбарго европейскому продовольствию, в результате чего Беларусь стала владычицей морей и морепродуктов, а вышедшие на замену таможенникам инспекторы Роспотребнадзора стали находить кишечную палочку чуть ли не в бензине.

Вы можете сказать: май 2014 г. – это самая сердцевина украинского кризиса, это уже присоединенный Крым, проведенные в ДНР и ЛНР референдумы о независимости, и это накануне Иловайского котла и затем первых договоренностей «Минск-1». Это уже наложенные всем миром санкции, а вскоре и стремительное понижение мировых цен на нефть. За которыми вниз устремился и рубль, сплошной форс-мажор, одним словом.

Да, но в основе глобальных масштабов форс-мажора и лежал тот самый Договор о Евразийском экономическом союзе. В котором слово «экономический» лишь прикрывало его геополитическую суть. И от чего, через Майдан, и попытались оттащить Украину.

Ну, хорошо, форс-мажор схлынул, почему сейчас нет продвижения хотя бы той самой «только экономической» интеграции? Не будем перечислять неисполненные договорные статьи пятилетней давности, вот, например, посвежее: «Формирование ЕАЭС как одного из наиболее значимых центров развития современного мира. Обеспечение максимально действенной институциональной системы, гарантирующей выполнение принятых договоренностей. Общий финансовый и энергетические рынки» – это из «Декларации о дальнейшем развитии ЕАЭС», подписанной 7 декабря 2018 года в Санкт-Петербурге. В конце сказано, что для достижения целей ЕАЭС будет принят документ, определяющий стратегические направления развития до 2025 года и раскрывающий конкретные механизмы и мероприятия. И подписи – уже пяти президентов.

Прошел год и два месяца, достаточно для разработки обещанного документа, при наличии желания. И где механизмы и мероприятия?

Суверенитет и тупик

С другой стороны, защитники национального суверенитета и самостоятельного экономического развития Казахстана тоже ведь не могут предложить никаких иных рецептов, кроме усугубляющих уже и так опасно сгустившиеся социально-экономические проблемы в стране. Представим, что правительство РК на самом деле решится приватизировать госхолдинги и нацкомпании, свернет программы господдержки, даст простор только коммерческому кредиту, что будет? Да, экономика станет безусловно менее затратной и более эффективной, но и гораздо более компактной. Национального капитала в стране объективно нет, мощности окончательно отойдут «иностранным инвесторам», количество «самозанятых» в стране удвоится, а тарифы на услуги ЖКХ отрубят от них добрую треть горожан.

Все министры нынешнего правительства, между нами говоря, еще более отчаянные либералы-рыночники, чем поучающие их иностранные консультанты и отечественные эксперты, но в том и дело, что квазигоссектор и наслаивающиеся друг на друга программы господдержки – это единственная возможность поддержать в стране хоть что-то сверх исключительно «вывозной» экономики. Причем все такие многолетние организационные усилия и идущие потоком финансовые затраты ничуть не исправляют сырьевой перекос экономики и ее «сквозную»: ввезти готовые товары, кредиты и инвестиции, вывести сырье и финансовые доходы, – направленность.

А что касается ставки на дополнительное привлечение иностранных инвестиций (к тому же не в сырьевой сектор) и надежды на дальнейшее продвижение Казахстана на внешних рынках, особенно в несырьевых направлениях, а также на импортозамещение – каков эффект от этой упорно осуществляемой уже две пятилетки государственной политики?

Да, правительство этим озадачено всерьез, есть даже «Национальная экспортная стратегия», утверждена уже третья пятилетка индустриально-инновационного развития. Есть и продвижение, только… в обратную сторону. По определяющим для нашей модели показателям внешнеэкономической деятельности, Казахстан отошел на уровень десятилетней давности, и при этом с существенным дополнительным отягощением.

Таблица2.png

Взгляните на сопоставительную таблицу, она более чем красноречива. По экспорту Казахстан надежно топчется на уровне 2010 года, без шансов подтянуться хотя бы к результату 2011 года, отличившегося выходом мировых цен на нефть за сто долларов за баррель. Зависимость от импорта, наоборот, существенно возросла с тех пор, и заложенный в бюджет скромный показатель валютных затрат на этот год будет, конечно, сильно перевыполнен. Самым же большим отягощением стал увеличившийся вывоз доходов иностранных инвесторов и кредиторов, благодаря чему сальдо текущего счета внешнего платежного баланса надежно отъехало от былых плюсовых в минусовые значение. А утечка валюты по текущему счету компенсируется, понятное дело, движениями по счету капитала и финансов, не в пользу Казахстана, конечно. И если удачный по нефтяным ценам 2011 год дал некоторую поблажку, то в целом баланс между тем, что внешний финансовый рынок должен казахстанской экономике и тем, сколько она – внешним финансам, за десять лет стал в два раза хуже. Умножим минус 60 млрд долларов международной инвестиционной позиции Казахстана на средние 15% доходности – получим базовый гарантированный ежегодный отток валюты из экономики, надежный якорь сохранения и закрепления внешней зависимости. 

Оборона, как нападение

Казалось бы, выход на совместный евразийский инвестиционный формат – очевидный и единственный способ вывести из тупика выдыхающуюся «суверенную» модель, но почему тогда столь надежны барьеры, этого не позволяющие. Причем как раз не только внешние, но и внутри-евразийские, внутри каждого государства-участника.

Ничего нового не скажу, но предлагаю поглубже уяснить суть общепринятого ныне термина «гибридная война», относимого едва ли не ко всему, происходящему сейчас в мире. Для лучшего же уяснения следует вспомнить про «холодную войну», которую Советский Союз, нет, не проиграл – он в ней капитулировал. А ведь то была, по сути, полномасштабная Третья мировая война, с противостоянием двух охватывающих почти по полмира экономических и идеологических систем. Капитуляция же в такой мировой войне, пускай добровольная и не только верхушки командования, но и практически всего среднего и рядового состава, пускай с самым сердечным братанием с победившей стороной и искренними надеждами на присоединение к рыночному благополучию – она принесла полагающиеся капитулировавшей стороне ожидаемые последствия. Включая установление на присоединенных пространствах не оккупационных, но лояльных к новому порядку властных режимов и под наблюдением внешнего консалтинга, основных правил поведения, образования, а с этим и мышления, с интеграцией таких лояльных местных властей в совместное внешнее использования природных богатств и населения.

Британская империя в свое время законодательно запрещала развитие промышленности в колониях, ныне эту же задачу эффективно решает ставка на иностранное инвестирование и отсутствие национального кредита.

И выскочить из такого внешне установленного нового порядка не получится: заведомо не хватит сил, да и некуда – порядок глобален. Причем вполне прочно такой мировой порядок схвачен и изнутри – работает сцепка конкретных бенефициаров замкнутого на себя суверенитета и «вывозной» экономики с достаточно широким слоем причастных. Да и остальным особо деваться некуда. И ничего удивительного, когда на местной почве вырастают политики и специалисты, совершенно искренне отстаивающие ценности рынка и национального суверенитета, не подозревая об их «вывозной» направленности.

Ныне же мы в самом пекле той самой Четвертой мировой гибридной войны, фронты которой разделяют не государства, а сами глобальные элиты. Национально-ориентированный промышленный капитал атакует капитал глобальный финансовый, центр сражения, как и положено, в главной мировой столице – Вашингтоне. Кульминация же предстоит на ноябрьских перевыборах товарища Трампа.

В контексте же такой Четвертой мировой войны появление Евразийского союза – это такой смелый маневр по созданию одного из важнейших плацдармов послевоенного мирового устройства, вокруг которого тоже идут наступательные и оборонительные бои стратегического значения. Причем и те и другие противодействующие стороны, они и внутри, и снаружи. В том числе и внутри ЕАЭС, во всех пяти столицах государств-участников. Задача атакующих – ликвидировать плацдарм и заровнять это место, будто ничего не было. Или хотя бы не позволять двигаться. Задача ЕАЭС – закреплять и расширять позиции, даже не особо форсируя продвижение. По той элементарной причине, что нынешняя устойчивая оборона – уже залог будущей победы. 

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.    

Теги: Казахстан

Поделиться: