Дата:
Автор: Ожет Шегирбаев
Новую казахстанскую элиту ищут, пока она уже работает?

Говоря о кризисе элит, казахстанцы задаются вопросом, а где же взять эту «новую элиту»? Поэтому сегодня пристальное внимание уделяется молодому поколению управленцев. 

От так называемых «300 спартанцев», членов Президентского Кадрового резерва, с учетом текущей социально-экономической ситуации, требуют чуть ли не чудес уровня Ли Куан Ю (первый премьер-министр Республики Сингапур, создатель сингапурского «экономического чуда» ­– ред.). Вместе с тем, многие забывают о том, что вопросами омоложения кадровой элиты задавались еще в начале образования государства – Республики Казахстан.

Шаг первый

Первым шагом к формированию кадров новой формации стала Программа «Болашак», учрежденная Указом Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 5 ноября 1993 года.

Как было заявлено изначально, целью программы является подготовка кадров и специалистов для приоритетных секторов экономики страны. Программа включает в себя, как прохождение академического обучения (магистратура, докторантура), так и научно-производственных стажировок в ведущих компаниях и университетах мира. За годы функционирования порядка 20 000 казахстанцев прошли обучение в зарубежных ВУЗах по данной программе. Одним из основных требований к участию является залог (в основном в виде квартиры), а также обязательная отработка на территории Казахстана.

В целом, как отмечает большинство обозревателей, данная программа является успешным достижением независимого Казахстана. Часть текущего истеблишмента Казахстана является выпускниками данной программы, во многом благодаря и тому факту, что в первое время выпускники программы могли быть зачислены на государственную службу по упрощенному порядку.

Однако на этом, формирование «кадров новой формации» не закончилось, и уже в своем Послании Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050», Первый Президент отмечает, что: «Предстоит сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого, в соответствии с провозглашенными мной сегодня принципами, служение народу и государству превыше всего».

Основным инструментом нового государственного аппарата должно было стать формирование Корпуса «А»

Команда «А»

В течение 2013 года Агентством по делам государственной службы Казахстана проводилась работа по разделению всех государственных служащих на два Корпуса: Корпус «А» – т.н. новая политическая элита Казахстана, высшие административные государственные служащие; и Корпус «Б» – все остальные государственные служащие.

Для того, чтобы попасть в Корпус «А», необходимо было подать заявку, сдать тесты, по итогам которых пройти собеседование перед национальной комиссией.

В целом, как отмечал тогда председатель Агентства по делам госслужбы А.Байменов, для участия в тестировании подали документы 2024 кандидата, из них: 511 – госслужащие, занимающие должности, отнесенные к корпусу «А» и 1066 – иные государственные служащие; 447 заявок подали кандидаты, не являющиеся государственными служащими.

Несмотря на проведенную работу, организованные семинары и обучающие курсы, прорыва в сфере государственного управления так и не произошло, хотя, конечно, Корпус «А» стал для некоторых трамплином для дальнейшего роста.

О неэффективности проекта заявлял и Первый Президент, отмечая, что «провели как обычно, а результата все нет».

Возможно, одной из причин стало непрозрачное проведение конкурса в регионах, об утечках ответов сообщалось в период проведения тестирования.

Или же причиной стало то, что несмотря на все затраченные усилия и весь международный опыт, государственная служба была реформирована в основном «косметически». 

И вот уже в 2015 году на заседании партии «Нур Отан» Н.Назарбаев объявил о проведении 5 институциональных реформ, первой из которых стало: «Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг».

Аттестация для отличников службы

Для проведения новой политики Агентство по делам государственной службы было реорганизовано в Министерство по делам государственной службы, однако через год также было снова преобразованно в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции...

В реализацию институциональных реформ был оглашен «План Нации.100 конкретных шагов», первые из 15 шагов касались реформирования государственной службы.

В рамках данной работы было принято новое законодательство в сфере госслужбы, включая Этический кодекс, а также проведена масштабная аттестация всех государственных служащих страны.

Прошедшие успешно и показавшие хороший результат могли рассчитывать на внеочередное повышение по службе, «завалившие» – на понижение или даже на увольнение.

Всего по итогам проведенной аттестации было выявлено, что 61 115 сотрудников соответствуют занимаемым должностям, 4851 –рекомендованы к повышению в должности, 747 – к понижению, 140 – к увольнению.

Об эффективности проведенной аттестации можно судить по цифрам: в начале 2018 года было около 60 тысяч государственных служащих, а на текущий момент – 98 тысяч.

Новые лица для Казахстана

Параллельно с реформированием госаппарата в Казахстане шли процессы и идеологического порядка. Так был запущен масштабный проект – 100 новых лиц Казахстана, целью которого стало продвижение идей успешности, конкурентоспособности, прагматизма и культа знаний на примерах конкретных историй людей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана.

В течение трех лет в проекте приняло участие порядка 5 тысяч человек, в 2017 году было отобрано 102 победителя, в 2018 году – 29 победителей, в 2019 году – 32 победителя.

При этом, данный проект не предполагал никакого продвижения по службе, или каких-либо иных привилегий, кроме как признания и известности (плакаты и стенды с их изображением используются в оформлении городских баннером и биллбордов). Так и участниками данного проекта становились простые люди, заслуженные деятели, военные, спасшие жизни, просто люди оказавшие помощь близким.

Поэтому говорить о какой-либо эффективности проекта, нацеленного сугубо на создание новых «идолов» для Казахстана, чей опыт может быть масштабирован, говорить пока не приходится.

«300 спартанцев»

Второй Президент Казахстана К.-Ж. Токаев в борьбе с неэффективным и устаревшим в рамках чиновничьего аппарата решил действовать решительно.

Он объявил о создании Президентского Кадрового Резерва, куда войдут 300 граждан, не старше 35 лет и стажом не менее 5 лет, данный резерв должен стать эффективным социальным лифтом для молодежи, а главное омолодить госаппарат и привнести свежую кровь.

В течение нескольких месяцев после завершения отбора и определения резервистов, многие из них были трудоустроены на руководящие должности в ряде Министерств и ведомств, некоторые оказались в Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра, в целом было трудоустроено 150 резервистов, в центральных государственных органах 83 человека, в регионы поехало 38, в иные структуры подались 29 человек.

С усилением социальной напряжённости, в связи с пандемией COVID-19 многие граждане начали требовать разъяснений, где сейчас находятся 300 «спартанцев», и какую помощь они оказывают населению.

Ответ поступил незамедлительно, в средствах массовой информации был опубликован полный список, с указанием места трудоустройства каждого резервиста, появились отдельные репортажи о жизни и личности некоторых из них.

И здесь необходимо отметить, что в этот раз в кадровом резерве оказались люди с опытом отличным от опыта государственной службы.

Мало кого удивит обладатель зарубежного диплома на государственной службе, а вот люди с опытом работы в международных организациях и компаниях – запросто. Обычно люди, получающие высокую заработную плату, не видят смысла и перспектив в чиновничьем кресле в Казахстане.

Надежду вселяет и то, что после критики от населения, советник главы государства Ерлан Карин выступил в защиту резервистов, а также провел с ними онлайн-встречу.

В этой связи, интересна и деятельность Фонда Первого Президента, запустившего в 2020 году совместно уже с Правительством похожий проект «Отраслевые менеджеры», в рамках которого было также отобрано порядка 200 граждан для реализации точечных проектах в 11 секторах экономики.

Отличием данного проекта является то, что он реализуется без отрыва от производства, и по сути является дополнительной общественной нагрузкой для участников, что, тем не менее, не отпугнуло их от участия в проекте.

Можно констатировать, что вопросу будущего страны, конечно, уделяется внимание, как со стороны Администрации Президента, так и со стороны Фонда Первого Президента – организуются различные форсайты, для прогнозирования и формирования дальнейшего плана действий в постковидный период подключаются аналитические центры.

И здесь, учитывая, какое пристальное внимание уделяется в Администрации – проекту «300», а в фонде – «Отраслевым менеджерам», можно заключить, что достигнут консенсус по одному важному вопросу: основными акторами и проводниками будущих политики в деле развития страны станет именно молодое поколение управленцев.

Как мы видим, в последние годы в попытках создать кадры новой формации прилагались большие усилия для реформирования государственной службы. Однако пока данные новшества чаще всего наталкивались на нежелание государственного аппарата меняться, и он всегда адаптировался под новые условия.   


Поделиться: