Социальные инициативы Казахстана в фокусе российских экспертов

Дата:
Автор: Ольга Казанцева
Социальные инициативы Казахстана в фокусе российских экспертов

Пять социальных инициатив президента Казахстана – составная часть единого модернизационного процесса, который затрагивает политическую, экономическую и социальную сферу страны. Акценты на поддержку потребительского спроса, подготовку кадров для новой экономики и развитие человеческого капитала актуальны для других стран Евразии, в том числе и для российских реалий.

К такому выводу пришли российские эксперты – участники состоявшей в Москве дискуссии по обсуждению инициатив казахстанского лидера.

5 марта 2018 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат парламента, представив на всенародное обсуждение программу модернизации в социальной сфере республики.

Она предусматривает конкретные меры по пяти приоритетным направлениям: обеспечение новых возможностей приобретения населением жилья по формуле «7-20-25»; снижение в 10 раз налоговой нагрузки для низкооплачиваемых работников; повышение доступности и качества высшего образования, в том числе за счет выделения дополнительно 20 тысяч грантов к ежегодным 54 тысячам образовательных грантов; расширение микрокредитования, что позволит в два раза увеличить число субъектов МСБ; газификация страны.

Об ожидаемых эффектах этих инициатив, о том, насколько они реальны и какие их элементы применимы в российских реалиях, шла речь на заседании тематического круглого стола, организованного на площадке Московского дома национальностей Информационно-аналитическим центром по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М.В.Ломоносова (ИАЦ МГУ). Социальная модернизация – не благотворительность, а инвестиции в будущее «Недооцененную значимость» социальной компоненты в современных стратегических программах развития ряда государств отметил политолог, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. - Мы очень часто воспринимаем социальную модернизацию как благотворительность, что категорически неверно, поскольку без развития социальной сферы развитие экономики невозможно.

Ведь трудно представить, что в высокотехнологичных отраслях работают люди, которые думают лишь о том, что они будут есть завтра, что эти люди не имеют не просто необходимого уровня образования, но и уровня культуры. Это исключает развитие новых технологий и внедрение инноваций. Поэтому социальная модернизация – необходимое условием модернизации в целом. И наши казахстанские коллеги, развивая социальную сферу, в действительности закладывают основу будущего своей страны, - считает Д. Журавлев. В компаративном анализе эксперт отметил некоторое отставание России от Казахстана в вопросе совершенствования системы ипотечного кредитования, без чего невозможно решение демографической проблемы, а также в сложившейся практике микрокредитования, отнюдь не способствующей стимулированию деловой активности на уровне малого и среднего бизнеса.

Однако в условиях Казахстана основной вопрос контексте реалистичности новых инициатив президента – готовность институтов к выполнению поставленных задач. - Безусловно, вся программа социальных инициатив – это программа расходов. Но это те расходы, без которых нельзя обойтись. Сегодня рынок живет на потреблении, а не на производстве, самые богатые страны не те, которые много производят, а те, которые много потребляют. И в этом контексте и микрокредитование, и ипотека, и снижение налогового бремени – это то, что пойдет для поддержки малообеспеченных слоев населения и среднего класса, что приведет к увеличению потребления. Но здесь стоит вопрос: откуда эти расходы будут оплачиваться? Возможно ли это в условиях, когда банки не слишком способны к таким действиям?

Но, как заявил президент Н.Назарбаев, необходимые фонды для социальных мер накоплены, - отметил Д. Журавлев.

Особенности национального стратегического мышления Новые социальные инициативы президента Казахстана – еще одно доказательство стратегического мышления национальной элиты и лично казахстанского лидера, считает доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин.

В Казахстане создана матричная платформа развития, в которой все известные и озвученные ранее стратегии встраиваются одна в другую. Понятно, что, например, реализация такой масштабной программы, как «Стратегия – 2050», не может быть сиюминутной. Поэтому и нынешние социальные инициативы президента Казахстана я рассматриваю в контексте тех идей развития, которые были высказаны раньше. Подобное стратегическое мышление имеет довольно далекий горизонт, чего не хватает во многих государствах постсоветского пространства. И это проявилось еще в 90-е годы. Вспомните, как выходил Казахстан из Советского Союза, не выходя из него фактически. Как при всех проблемах республика развивалась в период независимости.

По сути, в тех идеях, которые мы сегодня слышим от президента и от представителей казахстанских элит, есть определенная преемственность в подходах к развитию страны, - констатировал А.Гущин. Вместе с тем, по мнению эксперта, актуальность и своевременность озвученных президентом Казахстана социальных инициатив во многом обусловлена наличием определенных диспропорций в уровне доходов различных групп населения, а также проблемами, которые актуализировались в процессе реформирования системы образования – в частности, это и риски оттока молодых людей в другие государства, в том числе в Россию, с целью получения образования, а также неясные перспективы практического воплощения проекта трехъязычия, предполагающего изучение на английском языке ряда предметов естественно-научного цикла в старших звеньях средней школы.

Все это, конечно, вызывает определенные вопросы. Но в сравнении с проблемами, с которыми сталкиваются национальные элиты в других государствах, в том числе Центральной Азии, реальные показатели Казахстана и те предложения, которые вносятся на перспективу, можно оценить позитивно. Они направлены на выравнивание социальных дисбалансов, на построение экономики, ориентированной на развитие человеческого капитала.

Во многом это тот пример, который Россия могла бы перенять в своей внутриполитической деятельности, - резюмировал А.Гущин.

Газификация страны – новые возможности сотрудничества Обстоятельный доклад по приоритету «газификация» в ходе круглого стола представил старший научный сотрудник Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Института международных исследований МГИМО (У) Леонид Гусев.

Проблема газификации Казахстана на протяжении длительного периода не утрачивает актуальности. Это связано, прежде всего, с отсутствием технических возможностей перекачки газа в южные и северные районы страны. За годы независимости газопроводы были модернизированы, а в конце 2015 года был построен газопровод «Бейнеу — Бозой — Шымкент», который обеспечил казахстанским природным газом южные районы республики. Однако центральные и северные районы все еще не газифицированы.

Поэтому и была заявлена идея построить магистральный газопровод по маршруту «Караозек – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана». Это даст возможность обеспечить газом 2,7 млн. жителей центральных и северных районов, и создать новые производства для малого и среднего бизнеса.

На сегодня уровень газификации в Казахстане составляет 47,38%, в России – 68,1%, - сказал Л. Гусев. Отметив, что взаимодействие Казахстана и России в энергетической сфере особенно активно развивается с 2006 года, он акцентировал внимание на новых совместных проектах, органично вписывающихся в задачи социальной модернизации, поставленные президентом РК. В частности, было отмечено, что в феврале 2018 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча министра энергетики Казахстана и председателя правления ПАО «Газпром», на которой обсуждались различные проекты маршрутов газификации, и было принято решение о создании совместной рабочей группы, которая в сжатые сроки проработает возможные варианты транзитно-магистрального газопровода из России в Казахстан.

Но еще год назад, в январе 2017 года, началась газификация Астаны российским сжиженным природным газом. Реализацией проекта занимается компания «Global gas regazification», заключившая договор с ООО «Газпром экспорт» на поставку пока 5 тысяч тонн малотоннажного сжиженного природного газа автомобильным транспортом из России.

В конце января отгрузка первой партии из Екатеринбурга была произведена на территорию Казахстана. Помимо этого, действует меморандум, согласно которому, к 2021 году объем поставок российского газа должен достичь 320 тысяч кубических метров. Этого объема хватит, как полагают эксперты, для покрытия потребностей Астаны и части северных районов Казахстана.

В феврале 2017 года была открыта первая станция регазификации природного сжиженного газа под названием «Туран». Интересно, что наши коллеги – преподаватели и сотрудники Назарбаев Университета – стали одними из первых потребителей российского природного газа. Приступить к газификации частного сектора Астаны планируется в конце текущего года. А до 2021 года газификация казахстанской столицы будет полностью завершена.

Город ждет прихода магистрального газопровода, который обеспечит газом также Павлодар, Усть-Каменогорск, Кокчетав. То есть все, что намечено, уже осуществляется, и это, я считаю, очень важная веха и в нашем двустороннем сотрудничестве, и в сотрудничестве в формате Евразийского экономического союза, - отметил Л.Гусев.

В завершение дискуссии модератор – генеральный директор ИАЦ МГУ Сергей Рекеда подчеркнул, что инициативы казахстанского лидера представляют большой интерес для России, поскольку задачи, стоящие перед обоими государствами в контексте модернизации экономики и социальной сферы во многом идентичны. Эксперты сошлись во мнении, что поставленные цели реалистичны и вполне достижимы в краткосрочной перспективе с учетом экономических возможностей страны, потенциала государственных институтов и возможностей бизнес-среды.

Поделиться: