Санкционный синдром, или Как не затереться «мухе» меж «слонов»?

Дата:
Автор: Ольга Казанцева
Санкционный синдром, или Как не затереться «мухе» меж «слонов»?
В конце января Государственный департамент США выступил с заявлением о возможном расширении «сферы действия» антироссийских санкций на государства и страны, ведущие бизнес с российскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса. При этом, согласно закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций», Госдеп уполномочен самостоятельно определять пределы подлежащей наказанию бизнес-активности.

Какие риски несет в себе столь агрессивный внешнеполитический курс для взаимоотношений России с ближайшими соседями, в частности – с государствами Центральной Азии? С таким вопросом «IQ» обратился к экспертам по региону. Примечательно: несмотря на нюансы специализации и на принадлежность к разным государствам, наши собеседники были едины в главном: санкции Вашингтона – это не инструмент экономического ослабления России, это тактика «нейтрализации» главных конкурентов США в существующем миропорядке. И Центральной Азии в этом процессе определена ее собственная роль.

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института СНГ:

- Центральная Азия – это то, что может разделить и рассорить Россию и Китай, двух «медведей», союз которых для американцев всегда был страшным сном. При этом, правда, сейчас они делают все, чтобы именно этот союз состоялся. И, к слову, не только американцы, но и наши нынешние «лучшие друзья» и стратегические партнеры – Иран и Турция – тоже заинтересованы в том, чтобы создать определенную напряженность между Россией и Китаем, и тоже через Центральную Азию. Но, к счастью, мы уже начинаем понимать, что «однозначных» друзей не бывает, равно, как и однозначных врагов, однозначных соперников.

В современном мире все более сложно: в чем-то мы союзники, в чем-то – соперники. Поэтому не надо широко раскрывать объятия, но и становиться в позу неприятия тоже не стоит. Нужно жить с учетом того, что у каждого есть свои интересы. Мне кажется, мы начинаем в этом потихоньку разбираться. Раньше мы были одной страной, теперь все самостоятельные. Но факт: в нашем неоднозначном мире очень многие сложные проблемы легче решать вместе.

Елена КУЗЬМИНА, заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова:

- Перспектива введения американцами санкций в отношении государств-соседей России вполне реальна. Но я хотела бы обратить внимание на важный аспект: если мы посмотрим на экономическое взаимодействие стран Центральной Азии с Россией и Китаем, мы заметим, что это первый и второй, они могут меняться местами, торговые партнеры практически для всех государств региона. Исключение составляет только Туркменистан, у которого практически стопроцентная экономическая завязанность на КНР. С учетом этого, в случае расширения пространства санкций странам ЦА придется делать непростой выбор и, возможно, менять торговых партнеров.

Когда мы говорим о США и перспективах введения санкций в странах Центральной Азии, нельзя не учитывать, что многое будет зависеть от того, как поведет себя Европейский союз. Сегодня государства ЕС достаточно серьезно сопротивляются перспективам нарушения некоторых контрактовс Российской Федерацией, чего требует от них Вашингтон.

И это серьезный момент, потому что для Казахстана, например, Европейский союз – крупнейший торговый партнер, и достаточно большая часть казахстанского экспорта, а это углеводороды, идет в Евросоюз через Россию. Таким образом, страны региона должны будут очень серьезно просчитывать, как им реагировать на американские «инициативы». И зависеть ситуация будет не только от самих этих стран, но и от более широкого контекста. Но, конечно, поменять двух столь значимых экономических партнеров будет достаточно сложно для всех стран Центральной Азии, в большинстве которых Россия и Китай – это две трети (чуть меньше у Казахстана)торгового оборота, экономического взаимодействия.

Также нужно учитывать, конечно, вопросы трудовой миграции, потому что потоки, которые идут в любую другую сторонуиз перенаселенных стран Центральной Азии, несопоставимы с теми, что идут в Россию. Здесь тоже особняком стоит Казахстан, но и у этой республики достаточно серьезная экономическая завязанность на Российскую Федерацию и на Китайскую Народную Республику.  

Шерадил БАКТЫГУЛОВ, независимый эксперт, политолог:

- Безусловно, свой отпечаток на взаимоотношения России и государств Центральной Азии накладывает, как бы сказать подипломатичнее, деятельность наших заокеанских коллег. В мае 2017 года Конгресс США принял билль по созданию Фонда противодействия российской пропаганде. На 2018-2019 годы в нем запланирована сумма в 120 млн. долларов на работу со средствами массовой информации, на деятельность по продвижению прав человека, верховенства закона и так далее. Все это прекрасно, если реально работает на заявленные цели. Но если речь идет о том, чтобы, используя подобные технологии, выстраивать некую линию противостояния, превращать, например, территорию Кыргызстана в поле выяснения отношений между США и Россией, мне кажется, это не совсем хорошая тенденция. К этому надо быть готовыми, об этом надо говорить.

Кстати, если мы внимательно посмотрим на те процессы, которые разворачиваются в Азиатско-тихоокеанском бассейне, мы увидим: наступление идет не только на Россию, но и на Китай. Политика, возможно, не такая жесткая, как в отношении Российской Федерации, но, тем не менее, тенденция есть. В этих условиях нельзя допустить, чтобы Кыргызстан, другие страны Центральной Азии, превратились бы в арену выяснения отношений между крупными державами. У нас на этот счет есть поговорка: когда трутся два слона, всегда страдают мухи. Нам не хотелось бы быть «затертыми». Нужно учитывать также, что санкционная политика дополняется всегда еще и «мягкой силой». И в этом смысле присутствие США в Кыргызстане весьма ощутимо и зримо.

Я совершенно согласен с мнением, что в современном мире опасен не только человек с ружьем. Среда безопасности формируется в том числе и информационными средствами. Считаю, что этому фактору в наше время необходимо относиться с особым вниманием и с большей осторожностью. Думаю, было бы замечательно, если бы мы более активно обсуждали наши совместные проблемы, актуальные региональные вызовы не только по линии взаимодействия спецсулжб, но и по линии исследовательских центров.   


Поделиться: