Будущее Евразии: деятельность для достижения общих целей без навязывания «смыслов»

Дата:
Автор: Ольга Казанцева
Будущее Евразии: деятельность для достижения общих целей без навязывания «смыслов»

В Москве, на площадке Международного информационного агентства «Россия сегодня», состоялась презентация доклада «Новые инструменты экспертно-информационной работы на пространстве Большой Евразии» – совместного интеллектуального продукта Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ им. М.В.Ломоносова, Каспийского экспертного клуба и Центра «Каспий-Евразия». Авторы доклада проанализировали развитие базовых процессов на пространстве Большой Евразии, то, как они позиционируются и интерпретируются в экспертном и медийном поле, и предложили новые механизмы формирования интегрированных аналитических групп, ориентированных на создание совместных интеллектуальных продуктов.

Актуальность исследования, представленного широкой аудитории, обусловлена очевидными тенденциями, присущими «информационному обществу» и «цивилизации постправды».

Как отмечают авторы доклада, в настоящее время ситуация в сфере СМИ и информационно-коммуникационных технологий в сегменте экспертного сообщества характеризуется беспрецедентным уровнем хаотизации смыслов, дискриминации истины и качества. При этом структура управления общественно-политическими системами, определяемая элитами, все более размывается и утрачивает доверие. Эксперты и медиа-системы, контролируемые государством, в новых реалиях уже не являются доминантной идеологической силой, и чем более выпукло они проявляются как «пропагандистские адепты», тем менее эффективен коэффициент их влияния на формирование общественного мнения в условиях высокой информационной конкуренции. Государственным структурам все сложнее удерживать информационную инициативу, как на внутреннем, так и на внешнем поле, и доводить до аудитории нужные смыслы и целеполагание. Тем более что механизм обратной связи с обществом работает ситуативно и не всегда продуктивно...

Констатируя эти особенности «текущего момента», руководитель спецпроектов Каспийского экспертного клуба Гюльнара МАМЕДЗАДЕ проиллюстрировала их на примере позиционирования и продвижения евразийского проекта.

Эксперт отметила, что еще до формирования Евразийского экономического союза предпринимались целенаправленные попытки извне девальвировать значение ЕАЭС в восприятии широкой аудитории. И за прошедшие три года деятельности интеграционного объединения усилия государств-участников по наполнению процесса убедительным и доступным практическим содержанием были и остаются недостаточными в силу объективных и субъективных факторов.

И сегодня проект ЕАЭС нередко подвергается экспертно-информационным атакам со стороны внешних оппонентов и, более того, критике на уровне аудитории стран-участниц. А бюрократический информационный поток, который транслируется в пользу евразийской интеграции посредством государственных каналов и медиа ресурсов, не может подавить в информационном поле критические оценки деятельности Евразийского экономического союза и комментарии относительно невнятной перспективы евразийского интеграционного формата.

В этих условиях, считают авторы доклада, главная задача инициаторов тех или иных целевых госпрограмм и межгосударственных проектов – работать на поиск механизмов минимизации проявления деструктивных смыслов и тенденций в СМИ и на экспертном уровне, на повышение доверия аудитории, в том числе посредством привлечения лидеров общественного мнения, которые в трансграничном мире способны достичь больше, чем действия того или иного правительства.

В этом контексте особо подчеркивается важность взаимодействия политических элит, обладающих монополией на информацию целевого характера, с интеллектуальной средой, производящей смыслы.

- В Евразии уже сформировались интегрированные экспертные группы, процесс их структурирования и объединения на общей идеологической платформе продолжается. Если проанализировать весь наработанный в направлении евразийской интеграции потенциал, включая наиболее эффективные интегрированные экспертные площадки, медиа-ресурсы, сетевые сообщества профессионалов, уровень экспертов, работающих на этом направлении, то очевиден достаточно серьезный результат, предполагающий расширение сферы практического приложения и дальнейшее применение инновационных решений. Это эффективная практика, учитывая, насколько непросто работать на интеграционном направлении, - считает Г.Мамедзаде.

Видением форматов новых медийных проектов для продвижения евразийского проекта поделилась заместитель директора Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (Астана) Жанар ТУЛИНДИНОВА.

Позитивно оценив практику создания сайтов-спутников (версии лайт) таких ресурсов как ia-centr.ru, press-unity.com, caspian-eurasia.com, iq.expert, на которых аккумулируется интересный, качественный аналитический контент, она, тем не менее, обратила внимание на важный специфический нюанс: из-за названия и статуса возможности массового охвата аудитории у этих аналитических ресурсов весьма ограничены.

- На мой взгляд, целесообразно было бы создать один ресурс-агрегатор, который позиционировал бы себя как информационный портал с новостной лентой и разделами, посвященными политике, экономике, социальной жизни, спорту, шоу-бизнесу. Материалы с сайтов ia-centr.ru, press-unity.com, caspian-eurasia.com, iq.expert можно было бы в сокращенном варианте размещать в разделах «Аналитика», «Лидер мнения», «Блоги». Название ресурса, по моему мнению, должно быть универсальным и всеохватным, например, «EurasiaNews». Причем, так как городские жители и молодежь в основном читают новости со смартфонов, мобильная версия ресурса должна быть основной, и крайне желательно было бы синхронизировать презентацию сайта с разработкой приложения для Android и iOS, - поделилась мнением Ж.Тулиндинова.

При запуске упомянутого новостного агрегатора, считает эксперт, основную ставку необходимо сделать на развитие видеоконтента – производство студийных роликов и интервью с экспертами, политиками. И, в целом, имеет смысл поддерживать проекты политических влогов на YouTube.

Говоря об этом, Ж. Тулиндинова скептически оценила попытки завоевать аудиторию в соцсетях, в особенности на Facebook, где в основном сосредоточены лидеры мнений постсоветского пространства – эксперты, журналисты, блогеры, активные пользователи с большим количеством подписчиков.

- Идея привлечь внимание аудитории на Facebook с помощью контента, поддерживающего идеи евразийской интеграции, на мой взгляд, не очень эффективна, поскольку в Facebook очень активны настроения прозападного снобизма и русофобии. При этом «преимущества» повестки заключаются не в убедительности аргументации, а в том, что она негативна и больше бьет по эмоциям – главной «валюте» социальных сетей. В то время как проевразийская повестка позитивна, она апеллирует к рациональной сфере, но по приоритетности потребители информации в подавляющем большинстве случаев поставят ее на второе и третье место, – считает эксперт.

Главный редактор сайта РАНХиГС, кандидат исторических наук, эксперт по кавказскому региону Алан КАСАЕВ, характеризуя актуальные проблемы донесения позитивной информации о процессе евразийской интеграции до массового потребителя, выделил в качестве ключевой из них языковой фактор. Отметив тот факт, что на евразийском пространстве альтернативы русскому языку как средству коммуникации пока нет и в краткосрочной перспективе не предвидится, он актуализировал аспект сокращения ареала «уверенного владения» этим языком в государствах-участниках ЕАЭС по различным причинам.

- Как решать эту проблему – опять же, задача для экспертного сообщества. Вариантов много. Но все они должны быть выведены из дискуссионных обсуждений и быть оформленными в конкретные проекты. Государственные органы вправе поддерживать или не поддерживать эти проекты. Но, в свою очередь, экспертно-аналитическое сообщество вправе поддерживать или не поддерживать те меры, которые предпринимаются в этой сфере государственными органами, - считает эксперт.

Также А. Касаев обратил внимание на то, что в линейке нетрадиционных средств доведения информации до массового потребителя, особенно в молодежной группе, весьма эффективной видится форма компьютерных игр.

- Почему-то об этом не принято говорить всерьез, но говорить надо. Популярность компьютерных игр растет, и сегодня многие медиа-эксперты с некоторым опасением говорят о возрождении бурного роста интереса к «виртуальным проектам», сопоставимого с влиянием средств массовой информации. К великому сожалению, влияние традиционных медиа на пространстве Большой Евразии, за исключением Китая, уже практически сведено к нулю. Поэтому, конечно, нужно прислушиваться к мнениям экспертов и технологов в медиа-сфере, для того, чтобы экспертное сообщество могло донести свою точку зрения до максимально широкой аудитории, - констатировал А.Касаев.

Тема, актуализированная экспертом, получила развитие в выступлении директора Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Дарьи ЧИЖОВОЙ.

Она отметила, что аудитория информационно-коммуникативных сетей все больше теряет интерес к прямым информационно-аналитическим посылам. Топовыми новостями, не секрет, становятся яркие заголовки, которые чаще всего даже не соотносятся с содержанием событий. Это один из «пропагандистских» трендов, которые вызывают большие опасения.

Но одновременно с этим в обществе прогрессирует запрос на позитивные новости, и остается открытым вопрос: можно ли использовать этот запрос для освещения интеграционных проектов?

По мнению эксперта, ответ мог бы дать разворот «высоких идей» евразийской интеграции к нуждам простого человека, рядового гражданина – ориентированность на решение актуальных социальных проблем.

- Такими направлениями могли бы стать волонтерство, филантропия, благотворительность. Не секрет, что одним из самых популярных порталов в России является портал «Такие дела» - генератор нужд общества, помогающий решать актуальные социальные вопросы. Аналог такого агрегетора в масштабе Евразийского союза мог бы стать эффективным регулятором евразийской интеграции на уровне социумов, в том числе – потребностей молодежи, - уверена Д. Чижова.

Большая Евразия – пока «территория смыслов», считает руководитель Экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей МАСАУЛОВ. Это некая «рамка», в которой матрицей выступает Евразийский экономический союз, но Большая Евразия – нечто большее, концепт формирующегося партнерства не только стран ЕАЭС, не только постсоветских государств, но также Ирана, Афганистана, Монголии и других стран региона.

- В этом плане доклад построен, как некая «матрешка смыслов» - эксперты не стремятся внести их в головы, но отталкиваются от того, какие смыслы присутствуют сегодня в головах людей, прежде всего молодежи, которая представляет будущее Большой Евразии. И в этом плане логика доклада состоит в следующем: будущее есть акт нашего мышления – как мыслим, так и будет! Большая Евразия сложится тогда, когда сложатся общие цели, ценностное единство взглядов. На мой взгляд, идеология доклада, что очень важно, состоит не в навязывании смыслов, но в организации конкретной деятельности для достижения общих целей, - считает эксперт.

В контексте взаимодействия с молодежной аудиторией С.Масаулов отметил важность работы с позиций «социальных карьер». В этом случае, считает эксперт, есть основания и поводы говорить с молодыми людьми о том, что их реально волнует.

Поделиться: