А.Барсуков: К теме гуманитарной интеграции в экспертном и академическом сообществе Казахстана наличествует серьезная заинтересованность

Дата:
Автор: Ольга Казанцева
А.Барсуков: К теме гуманитарной интеграции в экспертном и академическом сообществе Казахстана наличествует серьезная заинтересованность

Развитие диалога между представителями экспертных сообществ России и Казахстана по вопросам гуманитарной интеграции, помимо опоры на государственную поддержку, требует наличия «встречных импульсов» заинтересованных структур – образовательных учреждений и субъектов неправительственного сектора.

Такое мнение в реплике на недавнюю публикацию «IQ» высказал заместитель декана факультета политики и международных отношений Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), доцент кафедры государственного и муниципального управления Александр БАРСУКОВ.   

- Александр, наша беседа – эхо III Съезда «Российского общества политологов», состоявшегося недавно в Москве и реплика на интервью Елены Худоренко, опубликованное на нашем сайте (http://iq.expert/aktsenty/ekspertnye-otsenki/?ELEMENT_ID=594).

Реплика оптимистичная и, что особенно важно, опирающаяся на личный позитивный опыт участия в развитии гуманитарных связей между Россией и Казахстаном, в частности – в образовательной сфере…

- Прежде всего, подчеркну: тема состоявшегося форума – «Политическое образование в России и в мире». Ее важность, не только для России, подтверждена была участием в мероприятии наших коллег из государств СНГ, в том числе – представительной делегации из Казахстана.  Безусловно, эта тема актуальна и для будущего Евразийского экономического союза. Отсюда – закономерный интерес к существующим проблемам и противоречиям в сфере образовательной интеграции, тревоги относительно перспектив развития национальных систем образования в государствах-партнерах.

В этом контексте хотелось бы отметить, что все-таки в последние годы в России осуществлена ревизия политики в сфере гуманитарного сотрудничества. В связи с тем, что сейчас академические институты заинтересованы в развитии межвузовского сотрудничества актуализировались вопросы, связанные с политикой государств ЕАЭС в области образования и науки.

Возрастает спрос на специалистов по евразийской интеграции, и необходимо понимание, как преодолеть совместно сложности, связанные с гармонизацией национальных законодательств и восприятием образовательной политики на евразийском пространстве. Следует отметить, что пониманию специфики региональной интеграции способствует публичная и общественная дипломатия с привлечением ресурсов «третьего сектора». Политическое образование – одно из главных направлений на этом треке с учетом перспектив евразийского проекта, с учетом определения образа и сущности тех специалистов, которые завтра будут решать задачи, формулируемые сегодня как национально приоритетные.

У каждого государства-участника ЕАЭС эти задачи, безусловно, свои, и есть определенные сложности включения многих актуальных вопросов в наднациональную повестку. Однако сегодня и вузы, и некоммерческие организации пытаются на своем уровне решать очень многие проблемы, связанные с образованием, инициировать и продвигать их обсуждение в более высокий эшелон межгосударственного диалога. И важно, что к ним прислушиваются.

Кстати, на нынешнем съезде «Российского общества политологов» также было озвучено несколько перспективных инициатив. Первая – подумать о создании Евразийского общества политологов. Вторая – включение специальности «политолог» в национальные реестры уполномоченных ведомств по вопросам труда и занятости. Это будет официальным признанием со стороны государств значимости политического образования.    

- Вы уже затронули, на мой взгляд, очень важный аспект – объединение усилий образовательных учреждений и ресурса «третьего сектора» в обеспечении горизонтальных профессиональных коммуникаций, способствующих углублению гуманитарной интеграции и, в частности, интеграции в сфере образования. Совместный КПД такого альянса реально ощутим?

  - Да, конечно. Я не могу согласиться с тем, что в формате взаимодействия межвузовского сообщества все так уж печально. Будучи активно «включенным» в этот процесс, могу констатировать: между ведущими вузами Евразийского экономического союза такая работа ведется, и есть ее практические результаты. Это совместные образовательные программы, аттестационные советы, магистратуры и так далее. В частности, у нас в Сибири, в Томском государственном университете, есть сетевая магистратура по евразийской интеграции с возможностью получения двух дипломов о высшем образовании.  И, кстати, число студентов из Казахстана в сибирских региональных образовательных центрах по-прежнему велико. Ежегодно Министерство образования и науки Российской Федерации увеличивает финансирование и количество образовательных грантов, благодаря чему казахстанские абитуриенты имеют возможность поступать в вузы на тех же условиях, что и россияне.

Но здесь есть определенные вопросы, связанные с ответными возможностями для российских абитуриентов получить образование в вузах стран евразийского пространства. Заинтересованность и желание изучать евразийское пространство у студентов есть, и возникает потребность понимания теории и практики в силу тех задач, которые ставят сегодня наши государства. На примере Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел также можно видеть, как и МИД РФ, и руководство вуза путем создания новой объединенной консалтинговой структуры – «Евразийские стратегии» – демонстрируют эффективность воплощения подобных задач, решить которые самостоятельно, силами собственно вуза, невозможно.

С позиций Сибирского института управления – филиала РАНХиГС также могу отметить: многие вопросы, связанные с академической мобильностью, с запуском совместных проектов с коллегами из вузов, в частности Центральной Азии, существенно упростились после того, как в 2014 году на базе вуза был создан Экспертный клуб «Сибирь-Евразия».  Площадка открыла возможности совместной работы с коллегами из Евразийской экономической комиссии, которые не только поддерживают консультативно наши проекты, но и как практикующие специалисты содействуют диалогу между ЕЭК, вузами и «третьим сектором» для воплощения новых проектов.

Да, вопросы, связанные с образованием никак не зафиксированы в сфере деятельности ЕЭК, но взаимодействовать, готовить совместные программы по подготовке специалистов, - к этому наднациональная структура открыта. Здесь я не вижу никаких барьеров.

Общий рынок ЕАЭС неизбежно диктует свои условия, и повторюсь: нам уже необходимы компетентные специалисты для решения экономических, политических, культурных и иных вопросов на евразийском пространстве.  Наверное, решение текущих проблем в образовательной сфере будет более быстрым и легким, если они будут включены в повестку на высшем политическом уровне. Есть множество интересных форматов, которые инициируют первые лица.

Это и форумы межрегионального сотрудничества России и Казахстана, и студенческий форум стран ШОС, куда приглашают ректоров вузов государств-участниц организации, и другие площадки. Их потенциал необходимо задействовать в полной мере.  

- Для более эффективного взаимодействия на уровне публичной дипломатии необходимо, как минимум, обоюдное стремление сторон. Считаете ли вы, что интерес к проектам гуманитарной интеграции, в частности между Россией и Казахстаном, адекватен с обеих сторон?  

- Возможно, наши казахстанские коллеги пока более ограничены в инициировании проектов в этом направлении. Нужно признать, что российским неправительственным структурам в последние годы оказывается существенная государственная поддержка для реализации проектов на интеграционном треке.

Более того, с 2004 года регулярно проводятся встречи министра иностранных дел России с представителями таких российских НКО с целью обмена мнениями и определения перспективных направлений выстраивания совместной работы МИД России и отечественного гражданского общества.

В прошлом году на такой встрече глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров сделал особый акцент на важности участия представителей экспертного сообщества в выработке оптимальных моделей межрегионального сотрудничества.

И, кстати, в качестве позитивного примера в этом сегменте был выделен проект «Синергия сотрудничества аналитических центров Евразии», к которому имеет прямое отношение и Российско-казахстанский экспертный IQ-Клуб.

Возвращаясь к вопросу о встречных импульсах интереса, могу констатировать: к теме гуманитарной интеграции в экспертном и академическом сообществе Казахстана наличествует не просто интерес, но серьезная заинтересованность.

Мы это наблюдаем при проведении совместных мероприятий, в которых наши казахстанские коллеги участвуют с энтузиазмом и высказывают массу креативных идей.  То же самое я наблюдаю и в публикациях на вашем сайте IQ-Клуба, где казахстанские эксперты – частые спикеры.

На мой взгляд, это очень успешный формат коммуникаций. У «IQ» есть «своя», заинтересованная, аудитория читателей не только в России и Казахстане, но и в других государствах. Преимущество таких площадок в том, что они предоставляют не только возможности для обмена мнениями профессионалам, но также способствуют формированию экспертного пула евразийской интеграции, обеспечивают трансформацию экспертных мнений, идей и выводов аналитических исследований в конкретные «бонусы» интеграционного процесса. В этом смысле мы – единомышленники. Чем более тесным будет наше взаимодействие, тем более ощутимыми будут бонусы интеграции на уровне рядовых граждан государств-участников ЕАЭС.   


Источник

Поделиться: