Популярные и реальные обещания партий Казахстана – разбор экономиста

Дата:
Автор: Марсель Хамитов
Популярные и реальные обещания партий Казахстана – разбор экономиста

Материал не является агитационным и не призывает избирателей принять участие в голосовании за или против той или иной политической партии. В материале представлен критический анализ экономической части программ казахстанских партий. Данные комментарии спикеру не оплачиваются.


За несколько дней до парламентских выборов в Казахстане партии продолжают работу с избирателем. Однако насколько реализуемы программные обещания партийцевчто в них осуществимо и полезно, а что – пустой популизм и даже может навредить благополучию страны?

Продолжение разбора экономического аспекта в программах казахстанских партий с Айдарханом Кусаиновым.

– Как бы вы оценили программу Народной партии Казахстана (бывших коммунистов)?

– Ее можно охарактеризовать как социально-ориентированную. Однако есть вопросы к тезису о кредитной амнистии для всех за счет банков. В этих обещаниях действительно есть определенная доля популизма: как будет совмещаться экспроприация банков с частной собственностью?

С другой стороны, при всех этих сильных социальных обещаниях, с частью которых я не согласен, у НПК есть очень хорошая идея – закрытие дублирующих и неэффективных госпрограмм.

Второе: партия предлагает, чтобы богатые платили больше налогов, а бедные – меньше.

Да, наверное, прироста налогов не хватит на расширение социальных обязательств, но если будут проведены сокращение и ликвидация неэффективных госпрограмм, а это триллионные суммы, то тогда в НПК смогут спокойно выполнить свои социальные обещания.

Реальность и популизм в обещаниях казахстанских партий – оценка экономиста

– А смогут ли партийцы выполнить обещания о возврате к солидарной системе и снижении пенсионного возраста до 60 лет, независимо от пола?

– Технически могут, денег для этого хватит. Но давайте не будем говорить сейчас об экономической эффективности исполнения обещаний.

Главный вопрос: реализуемы ли предложения в наших экономических реалиях?

Nur Otan говорит «мы обещаем», но из их программы очевидно, что все и сразу эти гарантии невыполнимы.

НПК свои обещания выполнить сможет, потому что у нас огромное количество неэффективных госпрограмм, по которым идет колоссальное финансирование.

– Насколько реальна экономическая часть программы партии «Ак жол»?

– У «Ак жол» та же самая проблема, что и у Nur Otan, только проявляется она в меньшей степени.

В «Ак жол» обещают обеспечить занятость, увеличить долю образования до 4% от ВВП, поддержать сельское хозяйство и т. д.

Что касается предложений по доходной части бюджета, то партийцы хотят сохранить ГПФИИР (программу индустриально-инновационного развития), дорожную карту бизнеса (ДКБ) и преференции для бизнеса.

То есть наряду с социальным расширением «Ак жол», как минимум, говорят о сохранении уровня поддержки бизнеса. Более того, акжоловцы хотят освободить малый и средний бизнес от КПН (корпоративный подоходный налог) и НДС.

То есть они еще больше снижают доходную часть бюджета, но при этом и повышают расходную часть. Но так работать не будет!

– А есть ли в программе партии «Ак жол» что-то, что реально реализовать?

– Некорректный вопрос, реализовать ведь можно все. Можно воплотить в жизнь всю социальную часть, но тогда вы не выполните обещания по ДКБ, ГПФИИР и по снижению НДС и КПН.

Можно реализовать снижение всех налогов, но тогда забудьте о социальной части. По отдельности можно все осуществить, но не вместе. И популизм в обещаниях партии заключается именно в этом.

– У «Ак жол» есть определенное сходство с НПК? Если последние обещают ликвидировать неэффективные госпрограммы, то «Ак жол» намерен избавиться от посреднических структур во взаимоотношениях государства и бизнеса – всех институтов развития вроде Фонда «Байтерек», «КазАгро» и других.

– Вопрос в том, что любой посредник не поднимает столько, сколько госпрограммы.

В Казахстане по госпрограммам тратятся триллионы, а бюджеты нацхолдингов – 10-20 миллиардов максимум. Да, ликвидировав посредников, можно сэкономить 10-20 миллиардов, но поток в триллионы останется же.

– Как оцениваете программу партии «Ауыл»?

– Очень любопытная, довольно осторожная и, что для меня было удивительным, оказалась наиболее взвешенной.

Когда партийцы говорят, что увеличат финансирование образования, науки и здравоохранения, что 5% от ВВП – на здравоохранение, то сразу поясняют, что также вырастут акцизы на табак, алкоголь и игорный бизнес. В этом есть логика.

Во всем остальном, довольно размытая программа. Но зато «Ауыл» в отличие от остальных не обещает понижения налогов.

В чем специфика Казахстана? У нас очень раздута расходная часть бюджета.

Вот, к примеру, вернемся к Nur Otan, в которой обещают увеличить финансирование здравоохранения и построить 20 новых современных медицинских центров. Это очень дорого. Или другое предложение – создать два новых центра по примеру Назарбаев университета. Назарбаев университет уже требует огромных расходов. У нас финансирование 22 школ НИШ (Назарбаев интеллектуальная школа) и Назарбаев университета составляет чуть ли не 40% от общего бюджета на образование страны.

И если построить еще два таких центра, то страна не выдержит, нужно будет закрыть финансирование образования по Казахстану. То же самое будет, если построить 20 современных медицинских центров. Да, у вас будет увеличен бюджет на здравоохранение, но людям там ничего не останется.

Поэтому, когда встает вопрос «можно ли сделать то-то или то-то» – даже в рамках нынешнего бюджета можно – просто переформатируйте сам бюджетный подход.

Не трогайте доходную часть, а в идеале – сократите траты на бизнес.

– А что насчет программы партии Adal?

– У Adal самая бессмысленная программа. Она просто вредная. Это классический оголтелый популизм.

Предлагают понизить базовую ставку до 4%, ввести фиксированный обменный курс, снизить нагрузку на бизнес в 1,5 раза, отказаться от выплаты налогов и от обязательных пенсионных взносов...

Я когда прочитал, то просто обомлел. Если при рассмотрении программ других партий мы говорили, что есть очень много обещаний, которые, скорее всего, не будут выполнены, то здесь такие обещания, которые попросту разрушат экономику.

Во-первых, их осуществить легко: если у других партий на выполнение тех или иных обещаний не хватит денег, то в программе Adal на отмену налогов и понижение базовой ставки – денег в принципе не нужно. Это решается росчерком пера, но все последствия будут катастрофическими.

То есть у Adal самая безответственная популистская программа без тормозов.

Здесь обещание о повышении заработной платы бюджетникам звучит на фоне намерений снизить базовую ставку до 4%. Грубо говоря, они предлагают сделать то, что сделала Турция. Там тоже понизили базовую ставку, лира рухнула в полтора раза, инвесторы начали уходить, ставки выросли до невероятных размеров. В итоге все быстро переиграли и вернулись к нормальной политике.

Таким образом, подход Adal в экономической части делает бессмысленными все остальные обещания. Если они сделают все намеченное, то инфляция так подскочит, а тенге так рухнет, что зарплаты госслужащим нужно будет повышать не до 200 тысяч, а до миллиона, а то и больше.

– Резюмируя: с точки зрения экономической части какая из программ наиболее реализуемая?

– Программные обещания НПК и «Ауыл» в экономическом плане самые реальные.

При этом, я совершенно не согласен с какими-то отдельными элементами и в «Ауыл» (поддержка ГПФИИР) и в НПК (кредитная амнистия), но их предложения – рабочие.

Еще раз хотелось бы обозначить мою позицию по программе партии Nur Otan. Все предлагаемые ими вещи – здравые, взвешенные, но по отдельности, а если это все объединить – то так не работает.

– И рыбку съесть…

– Да, точно!

Поделиться: