Кто владеет СМИ Казахстана? Часть 2

Дата:
Автор: Марсель Хамитов
Карантинные ограничения 2020 года сильно повлияли на медиапотребление в #Казахстан'е, так, с введением карантинных мер выросла аудитория, которая смотрит ТВ каждый день. Телевидение остается важным источником информации для жителей регионов страны – формирует повестку и доносит новости. Так что «старые» медиа рано списывать со счетов в Казахстане, а с точки зрения влияния на аудиторию, они еще где-то дают фору интернет-ресурсам. Кому принадлежат уникальные права на телеканалы и радиостанции в Казахстане – в продолжении обзора медиа-рынка от Марселя Хамитова.
Кто владеет СМИ Казахстана? Часть 2

О владельцах газет в Казахстане и особенностях столичных и региональных медиа можно прочитать в первой части обзора.

Телеканалы Казахстана

Крупнейшим владельцем телеканалов в Казахстане является АО «РТРК «Казахстан». Обществу принадлежат четыре республиканских канала (QAZAQSTAN, BALAPAN, QAZSPORT, ABAI TV), 14 региональных телеканалов (OŃTÚSTIK, MAŃǴYSTAÝ, SARYARQA, ATYRAÝ и т. д.) и четыре радиостанции – CLASSIC, Астана, Шалкар и Казак радиосы. Владеет акционерным обществом государство.

К слову, АО «РТРК «Казахстан» является также учредителем в ТОО «Агентство Телевизионных Новостей», которое, в свою очередь, владеет 80-процентной долей в ТОО «Евразия+ОРТ». Другие 20% в этом ТОО принадлежат АО «Первый канал». Как вы уже догадались, это совместное предприятие, продуктом которого является «Первый канал «Евразия». Возглавляет это ТОО Сергей Киселев.

Вторым по многочисленности является телесемейство Агентство «Хабар» – 4 телеканала: «Хабар», круглосуточный информационный телеканал «Хабар 24», национальный спутниковый телеканал Qazaq TV и киноканал EL ARNA. Единственным учредителем агентства является Комитет государственного имущества и приватизации. Права владения и пользования государственным пакетом акций Агентства переданы Министерству информации и общественного развития. В 2020 году общие доходы Агентства составили более 17,6 млрд тенге, а чистая прибыль – свыше 140 млн тенге.

Еще один популярный телеканал Казахстана – АО «Коммерческий телевизионный канал» (КТК). Генеральным директором КТК является Эльмира Джамилова. После окончания института Эльмира Наримановна начала свой трудовой стаж с должности старшего редактора Главной редакции искусства и культуры на «Казак радиосы», которое принадлежит АО «РТРК «Казакстан», затем работала в Агентстве «Хабар». Ее последней должностью на «Хабаре» была «продюсер по спецпроектам». Среди таковых – социальные проекты республиканского значения – «Один народ. Одна страна. Одна судьба», «Дорога домой» и др. Помимо этого, Эльмира Джамилова участвовала и в партийной деятельности: была членом штаба предвыборной кампании президентских выборов кандидата в президенты Нурсултана Назарбаева в 2005 году и членом Штаба предвыборной кампании партии Nur Otan в 2007 году.

Главным акционером КТК является Фонд Первого президента (91,35% акций) и ТОО «Медиа – Инвест» (5,81%), которое возглавляет Олег Чумаченко. Он же, к слову, возглавляет и еще одну медийную компанию – ТОО «НТВ-Казахстан».

Аффилированными лицами акционеров общества являются Дарига Назарбаева, исполнительный директор Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Канат Джумабаев, ТОО "STRANA Media Team" и ее директор Наталья Фазылжанова, а также некий Батырханов Максим.

Телеканал НТК принадлежит ТОО «Независимый Телевизионный Канал», генеральным директором которого является Саида Игенбек.

Учредителем ТОО «Независимый Телевизионный Канал» является ТОО «Европа плюс Казахстан». Эта компания, в свою очередь, принадлежит Дариге Назарбаевой. Кроме того, доли в обоих ТОО, по данным Forbes, имеются и у Нурали Алиева – старшего сына Дариги Назарбаевой.

К слову, гендиректором ТОО «Европа плюс Казахстан» является Исмаил Игильманов, в прошлом возглавлявший Агентство «Хабар» (когда им владела Дарига Назарбаева).

Развлекательный «31 канал» был создан в 1993 году бизнесменом Арманжаном Байтасовым. В 2008 году Байтасов продал его российскому СТС Media за 150 млн долларов. Сейчас в числе совладельцев канала значится также группа компаний «Верный Капитал». Ей же, к слову, принадлежит и доля в информационно-аналитическом портале informburo.kz (который раньше был газетой «Мегаполис»).

Но вернемся к Байтасову. В 2010 году он запустил в Казахстане по франшизе Forbes Kazakhstan. Кроме того, он владеет пакетом акций в Forbes Georgia. Байтасову также принадлежит холдинг Tan Media Group, в который входят телеканал MuzzOne, радиостанция «Бизнес-FM» и сайт Businessfm.kz.

«7 канал» принадлежит ТОО «Телекомпания «ЭРА», владеет которой аффилированная с Fincraft Resources, которой владеет казахстанский олигарх Кенес Ракишев, чье состояние в прошлом году оценивалось в 950 млн долларов.

Не так давно появилась новость о том, что новым председателем наблюдательного совета «7 канала» стал Александр Аксютиц – тот самый, что возглавляет «Экспресс-К». А поскольку Аксютиц – человек Александра Машкевича, то есть все основания полагать, что «7 канал» в скором времени войдет в медиа империю ENRC.

Телеканалы Gakku TV и «Той Думан» – собственность группы компаний «Musan Group», а точнее бизнесмена Санжара Мустафина.

Радиостанции Казахстана

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается 79 радиостанций. Безусловно, перечислять их все, равно, как и их владельцев, нет никакого смысла, остановимся на основном.

Итак, ТОО «Европа плюс Казахстан», принадлежащее семейству Дариги Назарбаевой, владеет радиостанциями «Европа плюс Казахстан», «Хит-FM – Казахстан», «Ретро FM».

Радио CLASSIC, Астана, Шалкар и Казак радиосы принадлежат, как уже отмечалось выше, АО «РТРК «Казахстан».

Еще одно популярное радио – «Love radio - Казахстан» принадлежит Санжару Мустафину. Ему же принадлежат и радио «Дача», и «Той Думан Радиосы».

«Русское радио» принадлежит ТОО «Телефабрика Дала», руководит которой уже упомянутый Исмаил Игильманов. Следовательно, это тоже актив Дариги Назарбаевой.

«Авторадио» принадлежит ТОО «Авторадио Казахстан», которым владеет и руководит Аскар Кантарбаев, сын ныне покойного создателя радиостанции Марата Кантарбаева.

Lux FM принадлежит ТОО «Central Media Distribution», генеральным директором которого значится Мукаш Сатыбалдин. Он приходится родным братом Айгуль Махмутовой, являющейся членом совета директоров АО «АлауТрансГаз».

«Жулдыз FM» и «Тенгри FM» входят в медиахолдинг Alash Media group, включающего в себя также семейный телеканал СТВ информационный портал Tengrinews.kz, новостной сайт Alashainasy.kz, Учредителем ТОО «ALASH MEDIA GROUP» является Батыр Казыбаев – сын известного казахстанского журналиста и писателя Какимжана Казыбаева.

Energy FM принадлежит ТОО ТРК Shahar, которое в свою очередь принадлежит еще одному богатейшему бизнесмену Казахстана (810 миллионов долларов), владельцу Нурбанка, сети автозаправок Helios, отеля Caspian Riviera, сети «Французский дом» и многого другого – Рашиту Сарсенову. Ему же, кстати, принадлежит и газета «Новое поколение».

Одним словом, в медийном бизнесе Казахстана нет случайных людей. Исключением из правил, пожалуй, является лишь только интернет-СМИ.

Поделиться:

Яндекс.Метрика