Путем реформ: как предотвратить дальнейшие кризисы в Казахстане

Дата:
Автор: Марат Утеубаев
С января 2022 года #Казахстан начинает путь постепенных и поэтапных реформ. Какие сферы жизни казахстанцев оказались под наибольшей угрозой в ходе январских событий и с помощью каких мер можно предотвратить дальнейшие кризисы – в материале Марата Утеубаева
Путем реформ: как предотвратить дальнейшие кризисы в Казахстане

В своем январском обращении к гражданам страны президент Токаев заявил об организованном характере беспорядков в стране. Глава Республики Казахстан обозначил факт функционирования спящих ячеек экстремистов, их координации единым центром, который руководил действиями заговорщиков.

Как я считаю, мирными митингами начала января 2022 года в Казахстане воспользовались определенные деструктивные силы, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Захват аэропортов, административных и военных зданий, арсеналов оружия, попытки захвата телеканалов и радиостанций и других стратегических центров показывают, что в стране была предпринята попытка организации государственного переворота и силового захвата власти. Целью заговорщиков и экстремистов было создание в обществе атмосферы страха и паралича госуправления. Существовала реальная угроза государственности Казахстана. Однако, в конечном итоге, этого деструктивные силы не добились.

Информационная кампания по дестабилизации ситуации в Казахстане

В своих прогнозах 2016-2017г., на основе анализа внутриполитической ситуации в стране, я предупреждал об угрозе силового захвата власти в Казахстане.

Не секрет, что определенная часть деструктивных радикальных элементов в своих материалах в соцсетях призывала и призывает к насильственной смене власти в стране. В последнее время идет активное обсуждение провокационных идей в сетях «Facebook», «Instagram», «Twitter», «WhatsApp», «YouTube». 

Фактически, деструктивные элементы, а за ними внешние силы сегодня взяли на личный контроль политический сегмент социальных сетей в Казахстане. Власть за последние несколько лет упустила такой критически важный медиаресурс как социальные сети.

Используя свои финансовые и информационные ресурсы, в январские дни активно мобилизовывались и рекрутировались тысячи людей. Своей задачей они ставили увеличение социальной базы деструктивной идеологии до одного миллиона человек. Так, через социальные сети и мессенджеры продолжается активное анонимное вовлечение сторонников радикального переустройства общества к решительным акциям по смене конституционного строя в Казахстане.

Были созданы и сейчас создаются тайные ячейки по всему Казахстану, сторонники радикальных организаций получают из-за рубежа инструкции по дальнейшей деструктивной деятельности, в том числе по организации несанкционированных митингов и акций сопротивления.

Сценарий «цветного» переворота для Казахстана

Как известно, главные идеологи силовой смены власти заочно осуждены в Казахстане. Поэтому у них нет легальных возможностей для влияния на процесс принятия решений. Соответственно, главной целью деструктивные элементы в ближайшее время поставили совершение переворота или так называемой «цветной революции» в Казахстане, то есть силового захвата власти и тотального демонтажа системы.

Некоторым деструктивным элементам не дают покоя лавры лидеров цветных революций в Украине и Грузии, они мечтают войти в историю как новые политические символы так называемого «демократического» обновления.

При реализации подобного негативного сценария смены власти, планируется распустить и запретить деятельность партии «Nur Otan», ликвидировать старый госаппарат, создать так называемый демократический суд и новые структуры управления, провести тотальную люстрацию и полный пересмотр политики государства за 30 лет независимости.

Общественность страны в этой ситуации беспокоит то, что эти деструктивные силы ищут контакты в армии, полиции, национальной гвардии, призывая своих радикальных сторонников активно работать с ними, то есть вербовать союзников в силовых структурах.

Социальное расслоение – источник дальнейшей нестабильности?

Учитывая угрозу антигосударственной деструктивной и провокационной деятельности радикальных элементов, главе государства необходимо взять ситуацию на контроль и на этой основе принять меры по повышению доходов населения Казахстана.

В этой связи, важно провести деолигархизацию экономики Казахстана. На мой взгляд, необходимо снять иммунитет с части элиты Казахстана, погрязшей в роскоши, деградировавшей и вовлеченной напрямую в многочисленные коррупционные схемы и вывод многомиллиардных долларовых капиталов на зарубежные счета в оффшорных зонах. Требуется привлечение к строгой ответственности за содеянные правонарушения.

На фоне роскошной жизни элиты Казахстана с их дорогостоящей недвижимостью, яхтами, брендовыми автомобилями и другими элементами «сладкой жизни», многие бюджетники страны выживают на базовый должностной оклад (БДО), который в Казахстане не поднимался с 2011 года более 11 лет и сегодня составляет всего 17 тысяч 697 тенге или 40 долларов. На мой взгляд, все высвободившиеся финансовые ресурсы необходимо направить на повышение базового должностного оклада (БДО) и зарплат.

Вместе с тем, к сожалению, в Казахстане вместо духовности и высокой культуры, больше всего превалирует потребительское мышление. Следовательно, уровень идеологической и общественно-политической работы крайне низок. Из этого надо делать выводы, проанализировать недостатки и упущения в идеологической сфере и начинать работу над ошибками.

«Как жить дальше»?

В этих условиях, постепенно и поэтапно создаются предпосылки для социального взрыва и революции в Казахстане. В 2016 и 2017 году на основе своего анализа я предупреждал о реальной угрозе захвата власти и социального взрыва в Казахстане. Кроме того, ранее по земельным митингам весны 2016 года предполагалась и угроза стабильности в нашей стране.

По некоторым данным, весной 2016 года во время земельных митингов в стране, правительство Казахстана в целях недопущения дестабилизации внутриполитической ситуации провело переброску и стягивание войск к столице и крупным городам республики.

На мой взгляд, уже весной 2016 года в условиях земельных митингов была предпринята частью высшего госаппарата с участием внешних сил попытка организации государственного переворота в Казахстане и "информационный слив" руководства страны.

Возникают вопросы, почему в январе 2022 года на основе предыдущего опыта и сигналов экспертов и аналитиков никто не был готов к попытке организации государственного переворота: ни АП, ни спецслужбы, ни госаппарат, ни партия власти?

Хочется верить, что следствие покажет, кому январские события были выгодны, кто участвовал в заговоре и попытке организации государственного переворота в Казахстане. При этом, допускаю, что всех деталей и имен заговорщиков и их кураторов мы до конца никогда не узнаем.

Правоохранительная система Казахстана

Стоит обратить внимание на низкую эффективность деятельности генпрокуратуры Казахстана и судов. Граждане страны справедливо в своих обращениях во все инстанции указывают на серьезные недостатки, ошибки и упущения в работе высшей надзорной инстанции и не совсем открытое рассмотрение гражданских дел в судах.

Свидетельством низкой эффективности деятельности генпрокуратуры Казахстана является и то, что она в течение многих лет не в состоянии экстрадировать в Казахстан беглых олигархов и финансовых аферистов.

Вопрос реформы и реорганизации генпрокуратуры Казахстана и всей судебной системы страны давно назрел – требуется тотальная перезагрузка этой малоэффективной бюрократической правовой системы.

Безопасность в Казахстане

Вопросы укрепления обороноспособности государства и усиления национальной безопасности Казахстана становятся более актуальными в связи с ростом угрозы терроризма и экстремизма и недавними трагическими событиями января 2022 года.

Казахстан, являясь членом ОДКБ должен укрепить свои южные рубежи на границах Центральной Азии, в связи с угрозой из Афганистана.

Поэтому необходимо усилить спецслужбы страны и южную группировку войск. Целесообразно провести военные маневры и учения казахстанской армии в Южном и Западном Казахстане.

Следует продолжить работу по дальнейшей модернизации Вооруженных Сил Республики Казахстан и оснащению казахстанской армии более современными видами вооружений, в том числе танками нового поколения, самолетами стратегической авиации и ракетно-зенитными комплексами, а также системами радиолокационного оборудования.

Целесообразно с учетом трагических событий января 2022 года направить дополнительные финансовые ресурсы государства на армию и спецслужбы Казахстана. Следует рассмотреть вопрос о существенном повышении зарплат в армии, национальной гвардии и спецслужбах Казахстана. Спецслужбам Казахстана и другим силовым ведомствам в рамках их антитеррористической деятельности необходимо провести превентивные меры по нейтрализации разветвленной сети деструктивных радикальных элементов и «спящим ячейкам» экстремистских организаций.

Важным решением для президента Токаева уже стало назначение генерала Р. Жаксылыкова новым министром обороны Республики Казахстан. Жаксылыков прошел все этапы службы в силовых структурах, был командующим внутренними войсками МВД республики, вице-министром внутренних дел и главнокомандующим Национальной гвардией Казахстана. Кроме того, Указом Главы государства уже созданы Силы специальных операций Вооруженных Сил Республики Казахстан. На мой взгляд, эти элитные подготовленные спецвойска совместно со спецслужбами Казахстана будут выполнять наиболее сложные и точечные операции по нейтрализации лидеров и участников экстремистских организаций, и в том числе за рубежом. Главой государства также были приняты быстрые и оперативные меры по укреплению и реорганизации Комитета национальной безопасности и других силовых структур.

Сегодня самое главное – укрепление согласия и мира и консолидация казахстанского общества. Следующий же этап для будущего Казахстана – это проведение политических и социально-экономических реформ в интересах общества и государства.

Поделиться: