Касым-Жомарт Токаев как архитектор Второй республики

Дата:
Автор: Марат Утеубаев
25 октября #Казахстан впервые за много лет отмечает обновленный государственный праздник - День Республики, возрожденный по инициативе президента страны. Новый праздник не только займет важное место в идеологии «Нового Казахстана», но будет прочно ассоциироваться с именем нынешнего главы государства. Обзор предварительных итогов правления Касым-Жомарта #Токаев'а, накануне досрочных президентских выборов - в материале Марата Утеубева.
Касым-Жомарт Токаев как архитектор Второй республики

Возрожденный День Республики станет главным национальным праздником Казахстана. В этот день 25 октября 1990 года Верховный Совет КазССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Впервые статус национального праздника День Республики получил в 1995 году, однако после 2009 года его празднование прекратилось.

В июне 2022 года президент Токаев предложил возродить праздник на первой сессии Национального курултая, а в сентябре были приняты соответствующие законодательные поправки. Таким образом, возрождение праздника будет прочно ассоциироваться с именем нынешнего президента.

Транзит власти и преемственность

Касым-Жомарт Токаев сформировался как управленец при первом президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве. В 1994-1999 и 2002-2007 он занимал пост министра иностранных дел РК. В 1999-2002 годах стал казахстанским премьер-министром, а в 2002-2003 государственным секретарем РК. Дважды становился председателем Сената Парламента страны. В 2011-2013 годах был заместителем Генерального секретаря ООН.

В этом смысле можно говорить о преемственности между «старым» и «новым Казахстаном». При этом фигура Токаева связана с успешным транзитом власти в РК. Несмотря на попытку госпереворота в январе 2022 года, стране удалось избежать потрясений на политической или этнической почве.

После победы на выборах в 2019 году Токаев взял курс на политическую модернизацию. При нем появился Национальный Совет общественного доверия, состоящий из представителей гражданского общества. В идеологии президента важное место заняла идея «слышащего государства», нацеленного на диалог с обществом. Так, по поручению Токаева министры и акимы областей открыли личные страницы в социальных сетях. Сам глава государства активно ведет аккаунт в Twitter.

В политическом отношении базовым при Токаеве остается институт президентской власти, с четко выстроенной вертикалью госуправления. При этом, согласно последнему Посланию президента, постепенно модель управления будет преобразована в президентско-парламентскую. Основные составляющие государственной системы, выстраиваемой Токаевым - ответственное и компактное правительство, профессиональный парламент, независимый суд, исполнительные структуры самоуправления в регионах. В процессе кадровых ротаций президент сформировал новую управленческую элиту.

Экономика и социальная сфера

Важной целью реформ Токаева было объявлено ускорение развития экономики. В Казахстане сформировался благоприятный инвестиционный климат: за первое полугодие 2022 года страна получила $ 14,5 млрд прямых иностранных инвестиций. С мая 2021 по май 2022 года количество казахстанских предприятий и компаний выросло почти на 8%. В РК растет число совместных предприятий, открываются представительства крупнейших корпораций мира. Привлечение зарубежных инвестиций – важный инструмент, используемый Токаевым для повышения конкурентоспособности казахстанской экономики.

С 2022 года президент взял курс на деолигархизацию экономики. Токаев снял иммунитет с части казахстанской финансовой элиты, напрямую замешанной в коррупционных схемах.

Большое внимание Токаев уделяет социальным программам. Так, в 2019 году были списаны кредиты для некоторых категорий малообеспеченных граждан. С января 2020 года по поручению президента в РК в течение двух лет поэтапно повышались зарплаты работников бюджетной сферы (учителя, врачи, работники культуры и искусства). Ряд социальных проектов (включая программу «Нацфонд-детям») был анонсирован в сентябрьском Послании, основной идеей которого стала концепция «Справедливого Казахстана».

В условиях мирового финансового кризиса Казахстан сохраняет динамику промышленного производства и внешнеторгового оборота. Государство направляет большие средства на техническое перевооружение, модернизацию инфраструктуры, реализацию социально-экономических программ и инвестиционных проектов. По темпам роста экономики РК занимает одно из ведущих мест в ЕАЭС.

Дипломатия

Внешняя политика президента Токаева основана на идее многовекторной дипломатии. Казахстан состоит в многочисленных международных структурах - ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИС, ЕАЭС, ОДКБ и других. Президент последовательно укрепляет отношения с широким кругом влиятельных игроков - с Россией, США, Европой, Турцией, арабским миром. В Центральной Азии и ЕАЭС он стремится вывести Казахстан на лидерские позиции.

В 2022 году Касым-Жомарт Токаев выступил инициатором саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Астане. Кроме того, в столице РК состоялись встреча глав государств СНГ и форум «Россия-Центральная Азия». Основной темой для обсуждения было углубление экономических и культурных связей внутри СНГ, в условиях риска рецессии мировой экономики.

Аналитики отмечают, что президент позиционирует РК как диалоговую площадку. В Казахстане прошли саммит ШОС (2021) и встреча «Россия – Турция» (октябрь 2022). На территории страны было подписано множество международных договоров и соглашений.

РК при Токаеве выступает за добровольный отказ от ядерного оружия, укрепление мер доверия в Азии, углубление евразийской интеграции. Казахстан остается экономическим локомотивом СНГ и ЕАЭС и развивается как региональная держава.

При Токаеве Казахстан делает заявку на лидерство в Центральной Азии. Успех данной политики во многом основан на удачно выбранной модели для «переходного периода». В Казахстане сохраняется сильная президентская власть при постепенном усилении роли парламента. С одной стороны, Токаев проводит энергичные реформы в экономике, с другой - поэтапные преобразования в сфере политики. При этом токаевская модель представляет собой синтез либеральных реформ с укреплением, а не ослаблением государственной власти.

Поделиться: