Абай о смысле жизни человека

Дата:
Автор: Марат Утеубаев
Абай о смысле жизни человека

В этом году исполняется 175-лет великому поэту и мыслителю, обшественному деятелю, основоположнику казахской письменной литературы Абаю Кунанбаеву. 

Президент Республики Казахстан К.Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке» писал: "Абай Кунанбаев как мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой литературы нации, переводчик, композитор, оставил неизгладимый след в истории страны. В его стихах и словесных словах были отражены бытие, жизнь, мировоззрение, характер, душа, религия, менталитет, язык, дух народа, а затем все это превратилось в уникальное явление – мир Абая. Благодаря этому весь Казахстан еще раз изучил наследие Абая. Это уважение к Абаю и эффективный способ воспитания подрастающего поколения. Считаю, что наследие Абая очень полезно и актуально в этом контексте. Произведения великого поэта не утратили актуальности и сегодня. Философия Абая всегда может стать духовной поддержкой для всех нас. Поэтому необходимо еще раз осмыслить его труд и рационально использовать в деле модернизации нации".

В этой связи, интересным будет рассмотреть один из аспектов решения вечного вопроса который волнует многих современников – смысла жизни в творческом наследии великого Абая, идеи которого как никогда актуальны и в наши дни.

Великому казахскому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву принадлежит особое место в осмысление вопросов человеческого предназначения.

Великий поэт и мыслитель Абай призывал к всеобщему просвещению народа, к применению достижений науки и техники.

Познание мира Абай считал не только способностью человека, но и его специфической особенностью и естественной потребностью. Эта потребность человека в познании окружающего мира, по мнению Абая, возникает спустя некоторое время после рождения человека. «Ребенок стремится ко всему – он тянется к блестящему предмету, пробует все на вкус, на ощупь. Заиграет музыка – ребенок тянется к ней; услышит лай собаки, или плач и смех – и сразу встрепенется. Позднее он начинает спрашивать: «Что это такое?», «Почему он это делает?», «Для чего это?». Ребенком овладевает высокое беспокойство» (1).

Если у человека отсутствует такая потребность к познанию мира, то он, утверждает Абай, не может называться им, тогда он только существует, а не живет полной жизнью человека, который интересуется происходящими явлениями, прошедшим и будущим. «Вот это и есть потребность души – стремление все видеть, все знать, всему научиться. Если пропадает это стремление, если не захочешь полностью знать все или узнавать хоть часть, то ты уже не человек. Если мы не стремимся к знаниям, то наша душа уже не не душа человека» (2). Абай обращает здесь внимание на отличительной особенности человеческого познания. Он старается теоретически обосновать необходимость изучения науки, познания законов мира и просвещения.

Гуманистичны утверждения Абая о том, что люди от рождения наделяются природой одинаковой способностью, одинаковыми свойствами: «Человеку все люди друзья. Это потому, что живешь в мире, - твое рождение. рост, чувство сытости и голода. Печаль, смерть, строение тела… все одинаково для остальных людей». Но, указывает Абай, быть умным или глупым – это зависит от тех условий, в которых оказываются люди после рождения. Человек может стать умным, если он будет развивать и совершенствовать свои интеллектуальные способности путем изучения науки. Он может остаться глупым, невежественным, если не будет развивать свои способности. «Что увидел, что услышал, что узнал – нужно быстро усвоить, - говорит Абай. – Усвоением не следует довольствоваться, надо знать, откуда в прошлом оно ушло, куда в будущем приведет. Мы должны умом постигнуть эти два направления и познания. Иначе не будет желаемой пользы от долгой учебы и больших знаний».

Таким образом, великий Абай выражал идею естественного равенства людей. Каждый человек, независимо от того, бедный он или богатый. Имеет высокое звание человека. Поэтому надо с бедными обращаться по – человечески. Не допускать унижения и оскорбления их человеческого достоинства. Абай пропагандирует идеи любви к человеку, идеи гуманизма. Человеческое сердце не может быть равнодушным к людским страданиям, оно должно подталкивать людей на совершение благородных, добрых поступков. «Будь милосердным, считай другого человека своим братом, желай ему того, чего желаешь себе. Вот хорошие правила для сердца, для того чтобы воспитать в себе правдивое сердце.

Следовательно, Абай указывает, что человек по своей природе должен быть склонным к добру, к жалости к бедным и обездоленным. Однако, с горечью заявляет Абай, люди испорчены, подлы. Жестоки, так как они не оберегали сердца в чистоте. А загрязняли его, оскверняли его.

Пропаганда идей гуманизма. Призыв, обращенный к богатым, оказать помощь к бедным и обездоленным характеризует Абая как мыслителя, искренне желающего народу благополучия. 

При этом, Абай возвеличивает людей, занимающихся честным трудом. «Жить честным трудом, - пишет он, - это дело честного человека».

По Абаю, почетным человеком является тот, который достиг славы своим трудом. В одном из афоризмов он утверждает «Простолюдин, прославленный за ум, - выше царя, увенчанного счастьем. Юноша, продающий свой труд, - достойнее старика, торгующего своей бородой» (3).

Здесь заслуживает внимания то, что у поэта – мыслителя возвеличивание труда сочетается с возвеличиванием труда. Только в разуме и труде он видит самое высокое человеческое достоинство и вершину славы.

Богатство, собранное без труда, по мнению Абая, не может считаться действительным богатством. Истинное богатство только то, что добыто честным трудом. Он презирает стремление людей нажить добро обманом, подлостью, воровством.

В «Словах назидания» Абай особое внимание уделяет роли трех факторов в познании мира, какими он считает: волю, сердце и разум. 

Так «Семнадцатое слово» назидания Абая посвящается выяснению роли воли, сердца и разума в процессе познания.

В произведениях Абая воля выступает в качестве той силы, благодаря которой делается практически возможным познание мира. Без воли, указывает поэт – мыслитель, никто не может чего-либо достигнуть. Только благодаря воле «люди отстраняют лень и настойчиво стремятся познать» законы мира, она заставляет людей действовать, упорно трудится, предостерегает их от легкой наживы и злых повадок. Именно воля, говорит он, направляет людей на путь истинный, когда они его покидают» (4).

Говоря о роли разума в познавательном процессе, Абай утверждает, что разум позволяет нам познать смысл, сущность жизни. Между тем, указывает Абай, как в воле, так и в разуме имеются пороки. Воля толкает людей на действие, к совершению деяний. Воля может привести как к добру, так и к злу. Вместо пользы причинить ущерб. Что касается разума, то он равнодушно смотрит на добро и зло. Абай указывает «что разум является «руководителем и хороших и плохих людей», он ведет людей по пути добра и зла».

Что, касается сердца, то оно по пониманию Абая, является источником доброты и гуманизма. Только оно заставляет людей думать об обездоленных, толкает их на совершение добрых поступков. Из сердца исходит «все доброе – милосердие, скромность, справедливость, отзывчивость». Если сердце держать в чистоте и безупречном состоянии, то не будет между людьми обиды, люди будут отскакивать от зла, как от змеи, - говорит Абай в «семнадцатом слове». Абай считает необходимым соединить волю, разум и сердце. При этом руководящая роль должна принадлежать сердцу. Абай учил находить свое место в обществе, и все свое уменье и таланты использовать для того, чтобы помочь народу освободиться от бесправия, унижения.

«Не рисуйся чем угодно, 

Если ты талантлив – гордись,

Считай себя кирпичиком мироздания, 

Найди в нем место и становись»! (5).

Абай указывал молодежи, что умными считаются те люди, которые перед собой ставят высокие цели и упорно трудятся над тем, чтобы добиться осуществления этих целей. Они не увлекаются второстепенными делами, не растрачивают своей энергии на что попало, а упорно и настойчиво работают ради выполнения поставленной задачи. В этом они получают удовольствие и находят свое счастье.

«Умный человек – подлинный человек,  – пишет Абай, конечно, и он увлекается. Но увлекшись. Он тратит все на достижение цели, и само время успехов остается для него в памяти лучшим временем жизни. Такой человек. Найдя достойный предмет страсти, идет с жадностью, и когда, вспоминая. Рассказывает, не смотря на трудности, которые были на пути, понимает, что он получил высокое наслаждение, и не жалеет, что жизнь его прошла». Советует своим современникам, ставшим перед собой благородные цели, не зазнаваться, не почивать на лаврах при достижении успехов, критически относится к самому себе, к результатам своей деятельности. «Если ты сам хочешь быть в ряду разумных, - писал Абай, обращаясь к читателям, - то раз в день или раз в неделю, или хоть раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму, не совершил ли того, в чем следует раскаиваться? Думай о том, как ты провел свою жизнь, и заметил ли ты. Запомнил ли ты, как провел ее» (6).

Эти нравоучения великого Абая актуальны и в наше переломное динамичное время.

Бессмертные мысли Абая Кунанбаева многому могут научить человека, обдумывающего свою жизнь, ищущего ее смысл и пути самореализации. Обществу современного мира и особенно молодежи необходимо осваивать богатое духовное наследие великого Абая, чтобы не растратить. Не растерять. А сохранить его во имя будущих поколений.

Будущие поколения должны следовать по пути Абая, мы должны взять все самое лучшее из его идей и мыслей.

 

1.    Токаев К.К. Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан. // Егемен Қазақстан № 5 - 9 января 2020 года.        

2.    Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 2. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г.

3.    Там же. С.399.

4.    Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 1. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г.

5.    Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 2. С.242. Переводы и назидания. Слово 17.

6.    Абай. Сочинения в 2-х томах. Том 1. Стихи и поэмы. Алма-Ата, 1986 г.

 

  

 ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.  


Теги: Казахстан

Поделиться: