Казахстанское общество – где взять социологические данные?

Дата:
Автор: Марат Шибутов
Марат Шибутов отвечает на распространенный миф о том, что информацию и статистические данные о жизни казахстанцев и общих показателях в стране «брать негде». Список самых известных, авторитетных источников с соцданными в #Казахстан'е, а главное, их оценка глазами практикующего исследователя – в материале казахстанского эксперта на Ia-centr.ru
Казахстанское общество – где взять социологические данные?

В Казахстане и особенно за его пределами бытует ошибочное убеждение, что социологические данные по стране недоступны, поэтому их даже не стоит искать. В реальности все не так – данных вполне достаточно. Просто людям легче не использовать, то, что ломает их представления и взгляды на жизнь.

Ниже я охарактеризую как государственные, так и негосударственные источники социологических данных, используемые мной в работе.

Государственные источники социологических данных

Социологическую информацию предоставляют и некоторые государственные органы, и подведомственные учреждения, которые занимаются научными исследованиями.

Перечислим сначала государственные органы – по объему публикуемой информации.

Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам в своей отраслевой статистике публикует данные обследований. Как правило, они представлены в форме ежегодных бюллетеней, так что там можно смотреть информацию за определенный год. Исследования, включающие в себя обследования домохозяйств, есть по статистике труда и занятости, уровня жизни, демографической статистике, информационно-коммуникационных технологий. Отдельно представлены обследования предприятий, это тоже интересно.

Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры публикует 27 статистических форм, собираемых с различных государственных органов.

Особое значение тут имеют обращения физических и юридических лиц, данные о составе преступников и потерпевших – формы № 1-ОЛ «О рассмотрении обращений физических и юридических лиц» и №1-М «Отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования».

Кроме того, важны как источник данных еще и сведения о работе судов различных инстанций. Привлекательность этих данных в периодическом обновлении (месяц, квартал, полугодие, год) и довольно длинный ряд (максимально с 2008 года). Очень многие вещи тут важно сопоставлять с данными опросов. Потому что говорить о том, что у тебя проблема – это одно, а писать жалобы в госорганы на эту проблему – совсем другое.

Национальный банк проводит постоянные исследования в виде опросов как граждан, так и представителей бизнеса. Граждане отвечают в рамках опроса по инфляционным ожиданиям, но там на самом деле отражаются все аспекты финансового состояния граждан. Бизнес же отвечает на вопросы по состоянию предприятий и по состоянию отраслей экономики. В целом, опросы предприятий собираются в индекс деловой активности.

Помимо государственных органов, исследования проводят и подведомственные научные учреждения.

Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте ранее публиковал социологические данные или в своих книгах/сборниках статей, или в своих журналах. Но в обоих случаях их надо было специально искать.

А вот недавно они завели отдельную рубрику для социологии и выкладывают туда оперативные данные опросов общественного мнения по разным вопросам по принципу – одна публикация, один вопрос. Это очень нужная и важная информация.

Казахстанский институт общественного развития при Министерстве информации и общественного развития делает много исследований по общественно-политической ситуации в стране, причем еще затрагивая и отдельные страты населения, и специализированные вопросы. Исследования есть с середины 2019 года, поэтому по некоторым направлениям доступны 2-3 периодических доклада, что позволяет видеть динамику. Правда, не все исследования отличаются профессиональным уровнем из-за низкой квалификации авторов, но что делать – читаем то, что есть.

Национальный исследовательский центр «Молодежь» при Министерстве информации и общественного развития специализируется, как понятно из названия, на молодежи. Главным их продуктом является национальный доклад – их уже 8 штук с 2013 по 2020 годы. А второстепенными различные другие доклады – по потребностям, по миграции, по субкультурам и так далее – причем их уже довольно много.

Центр развития трудовых ресурсов при Министерстве труда и социальной защиты публикует аналитические доклады о казахстанском рынке труда, демографии и уровне доходов, включая данные социологических опросов и ведомственных баз данных.

Информационно-аналитический центр при Министерстве образования и науки дает крайне интересные данные международных и, собственно, казахстанских исследований уровня образования в стране. Шесть международных исследования находятся в одном разделе сайта, а национальный доклад о состоянии образования в другом. Нужно учесть, что сайт новый, поэтому там то теряются отдельные данные, то кнопки переключения языков.

· По идее, должно выкладываться намного больше исследований, проведенных за бюджетные деньги, для этого есть отдельный раздел «Библиотека исследований»на сайте информационно-правовой системы нормативно-правовых актов Министерства юстиции , но пока туда возможен вход только для сотрудников госорганов. Однако министр юстиции Марат Бекетаев обещал, что когда-нибудь туда получат доступ и эксперты, не состоящие на госслужбе. Снимок экрана 2021-12-08 в 19.22.34.png

В общем, государство дает достаточно большое количество информации, которую можно использовать, главное тут уметь сравнивать, анализировать и правильно интерпретировать.

Негосударственные источники социологических данных

В число негосударственных источников социологических данных входят казахстанские филиалы иностранных фондов и институтов развития, исследовательские институты и маркетинговые компании.

Отмечаю лишь тех, кто публикует такие данные более-менее регулярно и чьи публикации имеют научную и прикладную ценность. Правда, у иностранных фондов часть публикаций делается по западной кальке, без учета казахстанской специфики, и на это надо обращать внимание.

Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» работает уже больше 20 лет и поэтому сохранил и публикует большое количество разного рода исследований и данных. На их сайте можно найти помимо социальных и политических исследований, еще и разного рода рейтинги политической элиты, интервью и статьи сотрудников центра. Также надо сказать, что «Стратегия» много лет является партнером «Евразийского монитора», который много лет проводит социологические исследования постсоветских стран по их отношению друг у другу. Это крайне важные материалы, прекращенные после 2017 года, но по слухам, они скоро возобновятся.

Исследовательский институт «Общественное мнение» специализируется на изучении казахской диаспоре, миграции, устной истории, молодежи и экзит-поллах. Все это у них оформлено в виде книг и исследований, самым важным из которых является «Всемирное исследование ценностей». Кстати, согласно ему, Казахстан относится к группе стран с православными ценностями, а вовсе не исламскими, как многие думают и рассказывают в публичном пространстве.

Институт общественной политики партии «Нур Отан» хотя и не имеет своего сайта (у него просто раздел на сайте партии), но выдает очень много материалов на своем телеграм-канале SocioExpert. Там не только социологические данные, но и обзоры политических событий, интервью и комментарии сотрудников института. В принципе, телеграм отличная форма донесения своей информации до потребителя, за что им отдельный плюс.

Фонд Фридриха Эберта в Казахстане – самый активный из трех фондов немецких политических партий в отношении различных исследований. На своей странице они публикуют достаточно большое количество масштабных исследований. Особую ценность представляет то, что похожие исследования они делают и в других странах региона. Получаются данные из разных стран по единой методике, а это уже превосходный материал для различных сравнений. Правда, многие ленятся это делать и масштабное исследование молодежи так и осталось без внимания, а в СМИ бесконечно перепечатываются переводные статьи из американской прессы, основанной на их теории поколений. В общем того, кто в такое поверит в наших условиях, ждет большой сюрприз.

Фонд Конрада Аденауэра в Казахстане тоже проводит социологические исследования, но конечно гораздо меньше, чем их конкурентов из фонда Ф. Эберта. А вдруг кому-нибудь понадобится.

Фонд Джорджа Сороса в Казахстане дает гранты для многочисленных исследований, публикации которых выходят у них в соответствующем разделе «публикации», а также в разделе «Книги». Там очень много всего интересного и важного. Правда, не могу не отметить, что некоторые исследователи не выдерживают научной объективности, потому что воображают себя леволиберальными постдоками в Калифорнии или Нью-Йорке и пихают в свои работы повестку из тамошних университетов. Особенно, это характерно для получателей грантов из города Нур-Султан, где на левом берегу большая концентрация таких мечтателей. Разбору ошибок этой хипстер-социологии я посвящу отдельные статьи.

BISAM Central Asia – это еще одна старейшая компания маркетинговых и социологических исследований на нашем рынке. Однако в отличие от BRIF у них гораздо больше открытой информации, как с фактическими данными, так и с раскрытием эффективности разных методических подходов – они есть в разделе «Отчеты» и в разделе «Публикации».

Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope при Международном центре журналистики MediaNet – это не классическая социология, а опросы по телефону вроде вциомовских для выяснения оперативных настроений населения. Также они пишут статьи, которые тоже стоит читать.

Всех перечисленных мной источников социологических данных вполне хватит не только для изучения в целом казахстанского общества, но и для того, чтобы вырабатывать на этой основе различные решения в бизнесе и политике. В условиях продуцирования разных фейков социология покажет правильный путь.

В заключении скажу, что, возможно, в моем списке что-то упущено, не упомянут какой-то центр или компания, однако могу сразу пожелать обиженным – пишите про себя статьи, ведь только так можно привлечь аудиторию и приобрести авторитет. В нашем гиперинформационном мире пора уже уметь продвигать результаты своих работ и взаимодействовать с коллегами. Так что чаще всего, те, о ком не знают, сами же в этом виноваты.

Поделиться:

Яндекс.Метрика