Дата:
Автор: Малика Реймбаева
Узбекистан: путь к сердцу читателей лежит через «телегу»

Telegram в Узбекистане давно стал рупором всех СМИ, площадкой для блогеров, интернет-магазинов, сервисов доставки еды/продуктов/цветов и т.д. В режиме карантина Telegram и вовсе заменил многие другие способы коммуникаций. Бизнес, общение, обучение, новости, статистика… Всё как-то очень быстро и незаметно для всех нас переместилось в плоскость одного мессенджера. В связи с пандемией коронавируса и локдауном, который в Узбекистане пошел по второму кругу, изменилась подача информации и частота обновления новостных лент. И, что удивительно в «телегу» переехали и госструктуры. Для начала стоит отметить, что официальные сайты многих ведомств оставляют желать лучшего – грамматические ошибки, опечатки, неработающие ссылки, фотоконтент низкого качества. Поэтому объяснить популярность мессенджера среди госучреждений довольно просто – «телега» удобная и привычная для всех. Модерировать канал намного проще, быстрее и самое главное – это бесплатно. Для этого не нужны отдельные сотрудники: редактор, корректор, авторы.

На сегодняшний день в каталоге Telegram-каналов Узбекистана, в разделе «Государство и право» представлен 51 канал государственных структур.

В целом, это неплохо, что госсектор выходит за рамки традиционных способов подачи информации, а классическую рассылку, публикации пресс-релизов просто заменяют сообщениями в своих каналах. Да, это современно, быстро и удобно для пользователей, а для ведомств, – это отличной способ увеличить информационное присутствие в публичном поле. Смущает другое – почему только Telegram? Что будет если завтра мессенджер будет заблокирован? Вся аудитория исчезнет и на сайт не вернется. Никогда. Во-первых – для многих узбекистанцев сложно пользоваться браузером, во-вторых повысится расход трафика, в-третьих это неинтересно, если учитывать контент сайтов. Официальным источником информации всё-таки должен служить сайт государственного учреждения. С качественным контентом, своевременной частотой обновления, актуальными контактами и формой обратной связи. Мессенджер – всего лишь способ распространения информации для привлечения читателей на сайт. Но Узбекистан – это не про классику жанра.

Содержание каналов имеет приблизительно единую структуру и стиль подачи информации. Это тематические новости, репосты из других пабликов, которые не всегда советуют тематике канала, видеоотрывки новостей и социальных роликов, опросы, фоторепортажи. А в канале консульского отдела Посольства РФ в Узбекистане сегодня в основном публикуется информация о чартерных рейсах для вывоза российских граждан из-за рубежа в РФ.

Рассмотрим несколько каналов, которые в топе среди государственных учреждений.

Telegram-канал Koronovirus-Info 

1.png

  • Аудитория: более 1 300 000 подписчиков 

  • Охват одного поста: от 300 тыс. до 650 тыс. просмотров

Telegram-канал Министерства народного образования

 2.png

  • Аудитория: более 80 000 подписчиков 

  • Охват одного поста от 9 тыс. до 100 тыс. просмотров

Telegram-канал городского хокимиата

 3.png

  • Аудитория: более 55 000 подписчиков 

  • Охват одного поста от 4 тыс. до 9 тыс. просмотров

Telegram-канал ГУВД Ташкента 

4.png 

  • Аудитория: более 33000 подписчиков 

  • Охват одного поста от 900 до 640 тыс. просмотров

Telegram-канал Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан

 5.png

  • Аудитория: более 12 000 подписчиков 

  • Охват одного поста от 94 тыс. до 10 тыс. просмотров

Telegram-канал консульского отдела Посольства РФ в Узбекистане 

6.png

  • Аудитория: более 6 000 подписчиков 

  • Охват одного поста от 9 тыс. до 17 тыс. просмотров

Telegram-канал Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан 

7.png

  • Аудитория: более 4 000 подписчиков 

  • Охват одного поста от 2 тыс. до 14 тыс. просмотров

Telegram-канал Министерства по чрезвычайным ситуациям 

8.png

  • Аудитория: более 4 000 подписчиков 

  • Охват одного поста от 1,5 тыс. до 14 тыс. просмотров

Telegram-канал Министерства юстиции

 9.png

  • Аудитория: более 2500 подписчиков 

  • Охват одного поста от 3тыс. до 14 тыс. просмотров

У некоторых государственных пабликов в Telegram есть своеобразная особенность – персонализация. То есть лицом и голосом канала является должностное лицо, чаще пресс-секретарь, руководитель пресс-службы. Но в таких каналах вы не найдете персонального мнения как в блогах. Это такой же канал распространения официальных новостей, только подход не обезличенный. Что на самом деле странно, но «пипл хавает». Вот, к примеру описание канала антимонопольного комитета: Руководитель пресс-службы Антимонопольного комитета Республики Узбекистан.

Telegram-канал Министерства Антимонопольного министерства 

10.png

  • Аудитория: более 900 подписчиков 

  • Охват одного поста от 200 до 700 просмотров

*Показатели популярности каналов актуальны на день написания статьи.

Прогноз популярности

2019 году в сегменте русскоязычного Telegram замечен пик роста в разных странах мира. В представленном рейтинге Узбекистане находится на четвёртом месте, обогнав своих соседей – Киргизию и Казахстан. 

11.jpg

Если говорить о популярности Telegram-каналов по странам, Узбекистану также достался весомый кусок пирога – 12, 2%. Учитывая мировую пандемию, дистанционное образование в школах страны и переход в режим онлайн-жизни, можно предположить, что этот процент значительно вырос, так как именно этот мессенджер является наиболее популярным способом передачи информации/фото/видео, новостей. 

12.png

На сегодняшний день в PlayMarket можно увидеть количество скачиваний приложения – более 500 млн. Точных данных о количестве пользователей в Узбекистане нет, но согласно неофициальной статистике эта цифра превышает 20 млн человек. 

13.png

Немаловажную роль роста популярности мессенджера играет скорость интернета. Согласно статистике Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, 15 июня 2020 года в Узбекистане зарегистрировано 22 млн интернет- пользователей. Из них 19 млн используют мобильный интернет, а 3 млн – проводные системы связи. По данным министерства, за последний год скорость фиксированного интернета в Узбекистане выросла почти в 2,3 раза: с 11,62 Мбит/с до 25,88 Мбит/c. При этом охват населения мобильной связью достиг 96%, а уровень охвата широкополосной связью – 70%.

«Диджитал-трансформация медйиного пространства в Узбекистане очень быстротечна. Буквально пару лет назад Telegram был просто инструментом общения. А сегодня он – центр делового общения в онлайн-режиме. Чтобы понять почему так происходит, нужно заглянуть в прошлое. Так, в начале 2000-х интернет был популярным среди молодежи в Узбекистане, в топе были чаты, сайты знакомств и поисковики, которые выручали студентов. Постепенно потребности аудитории росли и интернет превращался в незаменимую библиотеку литературы, научных работ, документов, музыки, игр. Звёздный час Telegram настал, когда в стране перестал работать Skype. Это было в 2014 году. На тот момент приложение было с довольно ограниченным количеством опций: не было возможности совершать видеозвонки, но можно было быстро и без «торможения» обмениваться сообщениями и тяжелыми файлами. Этот минимальный набор функций решал проблемы того времени. Web-версия, в разы облегчала бизнес-коммуникации, не нужно было ничего скачивать, одним кликом мессенджер переместился на компьютеры и стал инструментом массового пользования», – рассказывает Озода Хайдарова digital-эксперт, директор агентства Digital Panda.

К слову, в Узбекистане не очень любят электронную почту, обходят ее использование всеми возможными путями и при необходимости обмена документами просят писать в «телегу». Логины и пароли как страшный сон для большинства в стране. Представители компаний также предпочитают отправлять документы/прайс-листы в Telegram, чтобы заодно наладить и коммуникацию с потенциальным клиентом.

«В 2018 году наше агентство занималось продвижением социального проекта. И мы должны были распространять официальную информацию не рекламного характера. Много времени уходило на то, чтобы созваниваться с каждым издательством, потом высылать информацию на почту и ждать ответа или рассмотрения, при очень сжатых сроках. После долгого ожидания фидбека по электронной почте, мы решили создать группу для журналистов, добавили в нее около 5 – 10 редакторов из электронных изданий, попросили приглашать в эту группу других коллег-журналистов и блогеров. За 5 – 7 дней у нас в группе были корреспонденты, редакторы из электронных и печатных СМИ, тележурналисты. Естественно, процесс работы по выпуску новости в СМИ стал продвигаться намного быстрее, охваты выросли в разы. Вывод прост: нужно подавать информацию в привычном и наиболее удобном формате для аудитории. Радует, что государственные компании это осознали и пользуются современными технологиями для взаимодействия с обществом», – отмечает Озода Хайдарова.

«Телега» дает много преимуществ: большие охваты, снижение временных издержек при рассылке информации, экономия финансов. Но очень важно помнить о таком понятии как безопасность хранения/обработки/передачи данных. Необходимо развивать цифровую грамотность, чтобы паблики не вышли боком. Кто-нибудь сегодня задумывается о том, что будет если телефон госслужащего, который модерирует канал, случайным образом, попадет в руки злоумышленников? Имеется ли инструкция как действовать в таком случае? Хочется верить в то, что эти вопросы не являются риторическими.

Поделиться: