Изменится ли политика США после выборов?
Автор: Максим Сучков
- О каких особенностях выборов можно говорить уже сейчас?
- Республиканцы не провалили эти выборы, но они их и не выиграли. Сенат остался за демократами (впрочем, как все последние годы). Контроль над Палатой представителей при подобном раскладе – это лучше, чем полное отсутствие контроля над законодательным органом. Флорида, похоже, из «колеблющегося штата» превратилась в республиканский.
Мы можем наблюдать пока еще плавный и небольшой, но все же дрейф испаноязычного электората от демократов к республиканцам.
Ненавистная для республиканцев Нэнси Пелоси, вероятно, уйдет с позиции спикера, но продолжит докучать республиканцам в статусе лидера меньшинства.
Из менее утешительных для республиканцев новостей: даже в Палате представителей демократы потеряли меньше мест, чем теряли другие администрации (за последние сорок лет) в свой первый срок. А по губернаторскому корпусу демократы и вовсе продемонстрировали лучшие результаты с 1986 года.
В тех штатах, чьи голоса будут особенно важны на президентских выборах (Пенсильвания, Массачусетс и Висконсин), на губернаторских «гонках» победили демократы.
Наконец, по итогам выборов в Конгресс закрепилась новая когорта «решающих штатов». Уже вторые выборы подряд Аризона, Невада и Джорджия фактически определяют их результат. Все это важно иметь в виду перед президентскими выборами 2024 года.
- Как результаты выборов скажутся на внешней политике США? Особенно на российском и постсоветском векторах?
- В политической элите США сложился консенсус по сдерживанию Китая и России.
Поэтому, вне зависимости от того, кто будет находиться в Белом доме и контролировать Конгресс, политика Вашингтона принципиально не изменится.
Смещение акцентов, впрочем, возможно. Например, ожидается, что республиканцы будут более настойчиво требовать от ЕС вкладываться в поддержку Украины и с большим пристрастием следить за расходом бюджетных средств на эти же цели со стороны Администрации.
На постсоветском направлении можно ожидать продолжения противостояния антисанкционным «лазейкам», используемым российским правительством и бизнесом. Сохранится и внешне мягкое (но закулисно дольно жесткое) давление на ближайших партнеров Москвы по ЕАЭС.
Это новая норма, которая сохранится, как минимум, до президентских выборов 2024 года. Попытки США вывести Россию на переговоры не должны дезориентировать – улучшения отношений пока не предвидится.
- Будут ли США вступать в «борьбу» за Центральную Азию, чтобы перевести фокус ряда государств региона с России и Китая на себя?
- Новая стратегия национальной безопасности США ясно говорит, что Китай – главный противник в XXI веке, а Россия – главный «ситуативный» неприятель. Американцы считают, что Центральная Азия – стратегический тыл Китая, тогда как «лицом» Поднебесная обращена к Азиатско-Тихоокеанскому региону. А метафора Черчилля, что Центральная Азия – «мягкое подбрюшье» (soft underbelly) России, хоть и порядком избита, все же красноречиво характеризует геополитическое значение региона.
Как бы неприятно ни было Москве это признать, для многих центральноазиатских стран США остаются желанным партнером. Этого не стоит страшиться: у проектов Вашингтона много преимуществ.
Но также у Соединенных Штатов есть объективные и субъективные пределы возможностей в регионе.
России нужно делать выводы, перенимать лучшие практики, не отклоняться от собственной стратегии и активно работать. Звучит банально, но для достижения успеха ничего лучше пока не придумали.
- Многие эксперты говорят о надвигающемся дефолте в США. Насколько тяжела экономическая ситуация в Америке?
- Американская экономика действительно оказалась в непростом положении (впрочем, как и везде по миру). Уровень инфляции снизился – сейчас он составляет около 7,75% по сравнению с 8,2% в прошлом месяце. Однако он все же выше аналогичного прошлогоднего показателя – тогда инфляция составляла 6,22%.
Цены на отдельные значимые для американцев товары сильно выросли: бензин подорожал до 19%, продовольствие – до 12%. Госдолг США стабильно растет, сейчас он составляет больше 31 трлн долл.
Четырехлетнее правление Дональда Трампа добавило к госдолгу 7,5 трлн долл. (из них половина была потрачена на борьбу с ковидом). Двухлетнее президентство Джо Байдена – еще $ 4,5 трлн
Разумеется, сложная ситуация на энергетическом и сельскохозяйственном рынках, сбои в цепочках поставок усиливают давление на мировую экономику. Эти эффекты будут иметь накопительный эффект для США: экономический пузырь начинает сдуваться.
При этом каждый президент старается дотянуть до благополучного финала своего правления и передать «эстафетную палочку» возможного дефолта преемнику. У Трампа это получилось. Получится ли у Байдена – узнаем через два года.
Поделиться: