Модель транзита власти в Казахстане: влияние на имидж государства

Дата:
Автор: Людмила Адилова
Модель транзита власти в Казахстане:  влияние на имидж государства

Политический дизайн в Казахстане определяется моделью транзита власти. Для того чтобы адекватно оценить нормативы развития сторон, важно оценить динамику массовых настроений, политических институтов и влияния на них имиджа «Лидера Нации» Н. Назарбаева.

19 марта 2019 г. Н. Назарбаев сложил полномочия главы государства. Патриарх казахстанской политики, имеющий официальный статус Елбасы-лидер нации, передал пост президента председателю верхней палаты парламента, который знает специфику ведения как внутренней, так и внешней политики. Возникает вопрос: как и по какой модели, оценить процесс трансформации власти в Казахстане и его влияние на международный имидж страны. Ответ на него позволяет оценить масштаб личности Н. Назарбаева. Его позитивный имидж, внушительный инструмент влияния на внутреннюю и внешнюю аудитории. Его имидж материально выражен, потому что отождествляет его с Казахстаном, конвертирован в его репутацию и бренд.

Имидж Н. Назарбаева не только внушительный инструмент влияния на целевые аудитории, на её впечатления, мнения, ценности, но и на перспективы развития политических институтов, характер институциональной среды, идей, ценностей и геополитических границ. По сути дела внешняя политика Казахстана идентифицируется с персоной Елбасы, который является эффективным политиком, авторитетным дипломатом, автором и основателем Евразийского Союза. Его личность персонифицирует стабильность, определённый тип системы ценностей, ориентированных как на перемены, так и традиционные ценности. Исследуя вопрос о том, как меняющийся баланс между традициями и модернизацией формирует ценностные ориентации граждан и как эти ценности воздействуют на политику и институты, процессы поведения людей, можно прогнозировать развитие модели транзита власти в Казахстане.

Институт политического лидерства в Казахстане приобретает уникальную специфику и носит характер стабилизатора системы, однако запрос общества на перемены может привести к акцентированию гражданских и политических свобод.

По сути, это обстоятельство отражает неопределённость социально-политической ситуации: с одной стороны общества наблюдается потребность в сохранении стабильности и порядка, с другой – существует запрос на обновление политической системы, перемены во власти и политике.[1]

Политические лидеры первой величины всегда являются объектом повышенного интереса со стороны массового сознания.

Масштаб личности Н.Назарбаева, его способность влиять на политические процессы, задавать вектор дальнейшего развития страны порождает вокруг него мощное информационное поле. Значение имиджа Н.Назарбаева и его влияние на информационную повестку дня трудно переоценить. Его личностные качества: проективность и креативность мышления, интеллектуальные способности, инициативность, гибкость, властность, проницательность, речевая культура - позволили завоевать популярность и сформировать социально-рентабельный имидж.

По сути, он стал живым брендом, в имидже которого уплотнились все успехи современного Казахстана: в сознании реципиентов, транслируемый образ, имидж-бренда как знак успеха, формируемого на вербально-невербальном уровне, где создаётся образ человека, от которого зависит мнение большинства населения Казахстана – судьба страны и народа.

Имидж-бренда Н.Назарбаев, может рассматриваться как социальный капитал Казахстана, так как он в концептуализированном виде отражает уровень доверия к нему целевых аудиторий.

Казахстан самостоятельно формирует информационную повестку дня, стал источником новостей, успешно генерирует их, лично продвигает свой имидж через гуманитарное сотрудничество, культурные, образовательные проекты, программы обмена и подготовки молодых лидеров.

Таким образом, имидж бренда “Н.Назарбаев” становится как источником, так и отражением информации о состоянии страны: «повестка дня публичной политики переносится в повседневность, сами образы, вернее, их репрезентация, картинка, отражающая набор стереотипных представлений о носителе образа, оказываются объектом массовой культуры, привычной частью повседневного “обихода”». Данная ситуация связана с информационным пространством и его открытостью, политический контакт власти и “зрителя” происходит с помощью привычных, популярных, доступных для сознания знаков и символов. Отобранные образы, благодаря которым формируется политический вектор, создают определённое мнение о политике, которое должно принять общество, устанавливают представления о политических институтах и участниках, акторах политического взаимодействия, внедряют в информационное и общественное пространство, признают публично их значимость. Для публичной презентации вырабатывается имидж из естественных лидеру характеристик, а также иных, чуждых для него, тем самым создавая идеальный образ политика. Имидж, в сравнении с образом, является главной задачей и инструментом в политическом пространстве, именно он может дирижировать настроением и мнением общества. Активное участие в массовой коммуникации происходит посредством возможностей СМИ – представление определённой информации о политических процессах через маркетинговые технологии политических консультантов. Политический институт трансформируется и приобретает экономическую позицию (рыночная парадигма для анализа мотивации участников политической коммуникации).[2]Имидж и лидер становятся неким брендом, о чём было сказано выше: «речь идёт о превращении политики как сферы жизнедеятельности общества в рыночно-ориентированную , о формировании политического рынка в самом широком смысле. При этом усиливается положительное представление о стране. Брендинг государства является инструментом создания и поддержания конкурентных процессов.

В этой связи встаёт вопрос об общих закономерностях формирования бренда. “Н.Назарбаев” и Евразийского экономического союза и их восприятии целевой аудиторией.

Определяя эффективные информационные технологии конструирования успешного бренда “Н.Назарбаев”, можно выделить: активное ведение социальных сетей от лица политического лидера, что улучшает контакт и непосредственное отношение, создание мифов и легенд, фильмов, основанных на биографии, внедряя через информационное пространство конструируемую реальность.

Для ЕАЭС появились серьёзные перспективы опереться на ресурсные возможности Н.Назарбаева, расширить возможности для формирования брендинговых стратегий, объединяющих идей, сбалансированных оценок прошлого и настоящего страны – это неотъемлемая часть любого странового проекта. Брендинг страны – это не только имя, термин, знак, символ и дизайн, но и комбинация, репрезентируемая в СМИ смыслов.

Средства массовой информации имеют особое влияние на общественное сознание и при продвижении смыслов, образов символов, с которыми себя ассоциируют реципиенты, которым доверяют, используют методы внушения и убеждения.


[1]Петухов В.В. Политические ценности и поведение среднего класса // Соц. Исследования. 2000 №3 с. 23-32.

[2]Семенко И.С. Образы и имиджы в дискурсе национальной идентичности // Полис. Серия «Политические исследования». 2008. №5. С. 7



Поделиться: