Достоевский и Валиханов. Предпосылки евразийства
Автор: Куралай Уразаева
Куралай Уразаева, д.ф.н., профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан
На рубеже ХХ-ХХI веков в Казахстане шел процесс поиска политической доктрины, дальнейшего пути страны и общества. В этих условиях научное наследие Л.Н. Гумилёва оказалось востребованным, особенно в части евразийства.
Евразийство с его идеей «добрососедских отношений между людьми, которые выливаются в чувство их исторического и культурного родства» стало толчком к выработке приоритетов внутренней и внешней политики Казахстана. Среди таких приоритетов обозначились идеи: диалога культур Европы и Азии, суперэтнической общности, политическое движение 20-х годов XX века, интеграция государств на евразийском пространстве [1].
На протяжении своей истории евразийство характеризовалось разным философским, социально-политическим, культурологическим содержанием. Идея евразийства имела предпосылки в философии и культуре 30-40-х годов ХIХ века. Она была связана с духовно-культурным осознанием русскими защиты Православия, продолжателей византийского культурного преемства в России. Прежде всего эти идеи оказали влияние на развитие славянофильских и евразийских взглядов [2].
Истоки евразийства и общие волновавшие двух просветителей вопросы можно обнаружить в «Дневнике писателя» Ф. Достоевского. В «Дневнике писателя» автор вспоминал казахского друга – Чокана [1] Валиханова, с которым познакомился в Омске в 1854 году после отбытия четырёх каторжных лет.
Истоки евразийства у Достоевского
Взгляды Достоевского, сближающие его с философией евразийства, нашли наиболее яркое и последовательное воплощение в «Дневнике писателя».
Хронология «Дневника писателя» отражает эволюцию воззрений автора на проблему Востока и Запада – на Достоевского во многом влияли сложные и противоречивые на тот момент отношения России и Европы.
Хронология произведения также обусловлена жанром «Дневника» как отчета «о виденном, слышанном и прочитанном».
Это постановка проблемы русскости, выявление истоков силы русского народа в перипетиях исторических виражей, сущности русской культуры в ее противостоянии западному.
Вопрос об единстве славянского мира и особой миссии русского народа как защитника Православия, наследника провозглашенной в средние века концепции «Москвы как Третьего Рима», стал источником для размышлений о концептуальных для народа, русской истории и русской культуры вопросах. В своих размышлениях Достоевский пытается предсказать духовную ситуацию России будущего, ее взаимоотношений с Западом. Писатель далек как от радикальной и огульной критики Запада, так и от отрицания «татарской» и «калмыцкой» сущности русского народа, неевропейской природы. Эти два момента: отношение к Западу и признание «татарской» и «калмыцкой» принадлежности – приняли в философии Достоевского очертания будущего евразийства.
Восток и Запад, знакомство с Валихановым
Чокан Чингисович Валиханов (мусульманское имя – Мухаммед Ханафия) (1835-1865) – казахский ученый, просветитель, путешественник, этнограф, исследователь истории и культуры народов Казахстана, Центральной и Средней Азии.
Родился в семье султана Чингиса Валиханова, внука знаменитого хана Аблая. В 1834 г. окончил Сибирский кадетский корпус на базе училища Сибирского линейного казачьего войска в г. Омске, затем был на различных должностях в аппарате управления сибирскими казаками (казахами Среднего жуза), дослужился до звания полковника царской армии и даже получил наследственное дворянство.
Достоевский вспоминает: «Мы первые объявили миру, что не через подавление личности иноплеменных нам национальностей хотим мы достигнуть собственного преуспеяния, а напротив, видим его лишь в свободнейшем» [3].
Достоевский, проведший пять лет ссылки в Семипалатинске и за месяц жизни в Омске подружившийся с выпускником кадетского корпуса Ч. Валихановым, во многом предопределил судьбу талантливого друга.
«Вы спрашиваете совета: как поступить вам с вашей службой и вообще с обстоятельствами. По-моему, вот что: не бросайте заниматься. У вас есть много материалов. Напишите статью о Степи. Ее напечатают (помните, об этом говорили). Всего лучше, если б вам удалось нечто, вроде своих записок о степном вашем быте, вашем возрасте там и т.д.» [4].
В письме от 14 декабря 1856 года русский писатель замечает: «Вы первый из вашего племени, достигший образования европейского. Уж один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности» [4].
Эти строки эпистолярного наследия вместили в себя не только историю дружбы, но и влияние, обусловившее формирование научных интересов Валиханова, в том числе близкие идеям евразийства.
Даже жанр научно-художественного очерка, стратегию которого можно обнаружить в «Дневнике писателя» Достоевского, был воспринят Валихановым.
Интересна также встреча Валиханова в 1856 году с известным географом П.П. Семеновым. Для исследователей появляется возможность установления своего рода симметричной проекции подхода Валиханова – в трактовке вопросов истории народов Центральной и Средней Азии, Китая, их истории и культуры, проблемы Востока и Запада, преломленной в аспекте сложных и противоречивых отношений России и Китая.
Разработка научного наследия Чокана Валиханова ведется более ста лет. Издание некоторых его научных сочинений было осуществлено в 1904 г. Исследования Валиханова печатались в труда Русского Географического общества, также выходили в Берлине (1862 год), в Лондоне (1865 год ) и вошли в 6-й и 7-й тома (1878-1879) 19-томной французской Всеобщей географии (фр.«La Nouvelle géographie universelle» ) Элизе Реклю. Собрание сочинений в пяти томах Ч. Валиханова вышли в Алматы в 1961-1972 гг. и повторно в 1984-1985 гг.
Истоки евразийства у Валиханова
«Валиханов – слишком европеец, более европеец, чем многие русские», – писал о нем Г. Потанин. «Евразийство» Валиханова можно рассматривать, в первую очередь, в плоскости его научных интересов и выработанных им подходов.
Предпосылки евразийства Валиханова кроются в его научных исследованиях истории казахского народа. Одним из капитальных трудов Валиханова того времени является работа об исследовании родословной казахов. Тогда Чокан сопоставил сведения из восточных писаний, русских летописей и казахских народных преданий.
Подвигом Валиханова называют предпринятую им по заданию Русского географического общества поездку в Кашгар, что происходило на тот момент впервые со времен Марко Поло (ХIIIв.), и приоткрыло для европейской науки глубинные территории Центральной Азии.
Формирование «евразийства» Валиханова можно проследить и по его рисункам, содержащим ценные для своего времени сведения по истории, этнографии, культуре и экономической и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, Южной Сибири и Восточного Туркестана. В этих рисунках можно проследить евразийскую философию Валиханова: это знание и воспроизведение быта и психологии народов Кашгарии и Иссык-Куля. Признание их роли как научного комментария и вместе с тем самостоятельной роли дает представление об истоках казахстанской графики.
Одна из интересных исторических фигур, ставших героем книги Валиханова, ─ Есет Котибарулы. казахский батыр и бий, руководитель антиколониального восстания, лидер национально-освободительного движения казахов. Это о нем и его отце написал Ч. Валиханов в книге, увидевшей свет в Лондоне в 1865 году и находящейся в фонде редких книг Лондонской национальной библиотеки. 33-я страница книги посвящена батыру Есету [5].
Ссылки:1. Евразийство в ХХІ веке: проблемы и перспективы. Алматы, 2006. Электронный ресурс)// Режим доступа: www.kazpravda.kz
2. Савицкий П.Н. Евразийство. Электронный ресурс)// Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn09.htm
3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Электронный ресурс)// Режим доступа lib.ru/LITRA/DOSTOEWSKIJ/
4. Цитировано по: Маханова Г.Б. Творческие взаимосвязи Ф.М.Достоевского и Ч.Ч.Валиханова. Электронный ресурс)// Режим доступа http://www.rusnauka.com/7_NMIW_2009/Philologia/42143.doc.htm
5. Капитан Ч. Валиханов, М. Венюков и др. Есет Котибаров ‒ рыцарь степи // Русские в Средней Азии. ‒ Лондон, 1865. ‒ С. 367-406 (The Russians in Central Asia: Their Occupation of the Kirghiz Steppe and the Line of the Syr-Daria : Their Political Relations with Khiva, Bokhara, and Kokan : Also Descriptions of Chinese Turkestan and Dzungaria; by Capt. Valikhanof, M. Veniukof and [others])
[1] В советских изданиях имя Валиханова в соответствии с русской транскрипцией писалось как Чокан, с 90-х годов ХХ века отказ от интерференции привёл к написанию Шокан.
Фото: Год литературы
Поделиться: