Достоевский и Валиханов. Предпосылки евразийства

Дата:
Автор: Куралай Уразаева
На прошлой неделе президент #Казахстан'а Касым-Жомарт Токаев предложил организовать в городе Семей (Республика Казахстан) памятные мероприятия, приуроченные к 200-летию со дня рождения писателя Федора Достоевского. В 2021 году под эгидой ЮНЕСКО весь мир отмечает 200-летие Федора Михайловича Достоевского, но с Казахстаном у Достоевского своя история. Самая известная ее часть – годы службы Достоевского в дисциплинарном батальоне в Семипалатинске. Менее известная – дружба с казахским ученым, просветителем, путешественником Чоканом Валихановым и пересечения в понимании классиками двух народов евразийской идеи (евразийства). Филолог, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Куралай Уразаева делится с читателями Ia-centr.ru своими исследованиями в области общности взглядов Ф. Достоевского и Ч. Валиханова, обусловивших идеи евразийства.
Достоевский и Валиханов. Предпосылки евразийства

Куралай Уразаева, д.ф.н., профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан

На рубеже ХХ-ХХI веков в Казахстане шел процесс поиска политической доктрины, дальнейшего пути страны и общества. В этих условиях научное наследие Л.Н. Гумилёва оказалось востребованным, особенно в части евразийства. 

Евразийство с его идеей «добрососедских отношений между людьми, которые выливаются в чувство их исторического и культурного родства» стало толчком к выработке приоритетов внутренней и внешней политики Казахстана. Среди таких приоритетов обозначились идеи: диалога культур Европы и Азии, суперэтнической общности, политическое движение 20-х годов XX века, интеграция государств на евразийском пространстве [1].

На протяжении своей истории евразийство характеризовалось разным философским, социально-политическим, культурологическим содержанием. Идея евразийства имела предпосылки в философии и культуре 30-40-х годов ХIХ века. Она была связана с духовно-культурным осознанием русскими защиты Православия, продолжателей византийского культурного преемства в России. Прежде всего эти идеи оказали влияние на развитие славянофильских и евразийских взглядов [2].

Истоки евразийства и общие волновавшие двух просветителей вопросы можно обнаружить в «Дневнике писателя» Ф. Достоевского. В «Дневнике писателя» автор вспоминал казахского друга – Чокана [1] Валиханова, с которым познакомился в Омске в 1854 году после отбытия четырёх каторжных лет.

Истоки евразийства у Достоевского

Взгляды Достоевского, сближающие его с философией евразийства, нашли наиболее яркое и последовательное воплощение в «Дневнике писателя».

Хронология «Дневника писателя» отражает эволюцию воззрений автора на проблему Востока и Запада – на Достоевского во многом влияли сложные и противоречивые на тот момент отношения России и Европы.

Хронология произведения также обусловлена жанром «Дневника» как отчета «о виденном, слышанном и прочитанном».

Это постановка проблемы русскости, выявление истоков силы русского народа в перипетиях исторических виражей, сущности русской культуры в ее противостоянии западному.

Вопрос об единстве славянского мира и особой миссии русского народа как защитника Православия, наследника провозглашенной в средние века концепции «Москвы как Третьего Рима», стал источником для размышлений о концептуальных для народа, русской истории и русской культуры вопросах. В своих размышлениях Достоевский пытается предсказать духовную ситуацию России будущего, ее взаимоотношений с Западом. Писатель далек как от радикальной и огульной критики Запада, так и от отрицания «татарской» и «калмыцкой» сущности русского народа, неевропейской природы. Эти два момента: отношение к Западу и признание «татарской» и «калмыцкой» принадлежности – приняли в философии Достоевского очертания будущего евразийства.

Восток и Запад, знакомство с Валихановым

Чокан Чингисович Валиханов (мусульманское имя – Мухаммед Ханафия) (1835-1865) – казахский ученый, просветитель, путешественник, этнограф, исследователь истории и культуры народов Казахстана, Центральной и Средней Азии.

Родился в семье султана Чингиса Валиханова, внука знаменитого хана Аблая. В 1834 г. окончил Сибирский кадетский корпус на базе училища Сибирского линейного казачьего войска в г. Омске, затем был на различных должностях в аппарате управления сибирскими казаками (казахами Среднего жуза), дослужился до звания полковника царской армии и даже получил наследственное дворянство.

Достоевский вспоминает: «Мы первые объявили миру, что не через подавление личности иноплеменных нам национальностей хотим мы достигнуть собственного преуспеяния, а напротив, видим его лишь в свободнейшем» [3].

Достоевский, проведший пять лет ссылки в Семипалатинске и за месяц жизни в Омске подружившийся с выпускником кадетского корпуса Ч. Валихановым, во многом предопределил судьбу талантливого друга.

«Вы спрашиваете совета: как поступить вам с вашей службой и вообще с обстоятельствами. По-моему, вот что: не бросайте заниматься. У вас есть много материалов. Напишите статью о Степи. Ее напечатают (помните, об этом говорили). Всего лучше, если б вам удалось нечто, вроде своих записок о степном вашем быте, вашем возрасте там и т.д.» [4].

В письме от 14 декабря 1856 года русский писатель замечает: «Вы первый из вашего племени, достигший образования европейского. Уж один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности» [4].

Эти строки эпистолярного наследия вместили в себя не только историю дружбы, но и влияние, обусловившее формирование научных интересов Валиханова, в том числе близкие идеям евразийства.

Даже жанр научно-художественного очерка, стратегию которого можно обнаружить в «Дневнике писателя» Достоевского, был воспринят Валихановым.

Интересна также встреча Валиханова в 1856 году с известным географом П.П. Семеновым. Для исследователей появляется возможность установления своего рода симметричной проекции подхода Валиханова – в трактовке вопросов истории народов Центральной и Средней Азии, Китая, их истории и культуры, проблемы Востока и Запада, преломленной в аспекте сложных и противоречивых отношений России и Китая.

Разработка научного наследия Чокана Валиханова ведется более ста лет. Издание некоторых его научных сочинений было осуществлено в 1904 г. Исследования Валиханова печатались в труда Русского Географического общества, также выходили в Берлине (1862 год), в Лондоне (1865 год ) и вошли в 6-й и 7-й тома (1878-1879) 19-томной французской Всеобщей географии (фр.«La Nouvelle géographie universelle»Элизе Реклю. Собрание сочинений в пяти томах Ч. Валиханова вышли в Алматы в 1961-1972 гг. и повторно в 1984-1985 гг.

Истоки евразийства у Валиханова

«Валиханов – слишком европеец, более европеец, чем многие русские», – писал о нем Г. Потанин. «Евразийство» Валиханова можно рассматривать, в первую очередь, в плоскости его научных интересов и выработанных им подходов.

Предпосылки евразийства Валиханова кроются в его научных исследованиях истории казахского народа. Одним из капитальных трудов Валиханова того времени является работа об исследовании родословной казахов. Тогда Чокан сопоставил сведения из восточных писаний, русских летописей и казахских народных преданий.

Подвигом Валиханова называют предпринятую им по заданию Русского географического общества поездку в Кашгар, что происходило на тот момент впервые со времен Марко Поло (ХIIIв.), и приоткрыло для европейской науки глубинные территории Центральной Азии.

Формирование «евразийства» Валиханова можно проследить и по его рисункам, содержащим ценные для своего времени сведения по истории, этнографии, культуре и экономической и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, Южной Сибири и Восточного Туркестана. В этих рисунках можно проследить евразийскую философию Валиханова: это знание и воспроизведение быта и психологии народов Кашгарии и Иссык-Куля. Признание их роли как научного комментария и вместе с тем самостоятельной роли дает представление об истоках казахстанской графики.

Одна из интересных исторических фигур, ставших героем книги Валиханова, ─ Есет Котибарулы. казахский батыр и бий, руководитель антиколониального восстания, лидер национально-освободительного движения казахов. Это о нем и его отце написал Ч. Валиханов в книге, увидевшей свет в Лондоне в 1865 году и находящейся в фонде редких книг Лондонской национальной библиотеки. 33-я страница книги посвящена батыру Есету [5].

Ссылки:

1. Евразийство в ХХІ веке: проблемы и перспективы. Алматы, 2006. Электронный ресурс)// Режим доступа: www.kazpravda.kz
2. Савицкий П.Н. Евразийство. Электронный ресурс)// Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn09.htm
3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Электронный ресурс)// Режим доступа lib.ru/LITRA/DOSTOEWSKIJ/
4. Цитировано по: Маханова Г.Б. Творческие взаимосвязи Ф.М.Достоевского и Ч.Ч.Валиханова. Электронный ресурс)// Режим доступа http://www.rusnauka.com/7_NMIW_2009/Philologia/42143.doc.htm
5. Капитан Ч. Валиханов, М. Венюков и др. Есет Котибаров ‒ рыцарь степи // Русские в Средней Азии. ‒ Лондон, 1865. ‒ С. 367-406 (The Russians in Central Asia: Their Occupation of the Kirghiz Steppe and the Line of the Syr-Daria : Their Political Relations with Khiva, Bokhara, and Kokan : Also Descriptions of Chinese Turkestan and Dzungaria; by Capt. Valikhanof, M. Veniukof and [others])

[1] В советских изданиях имя Валиханова в соответствии с русской транскрипцией писалось как Чокан, с 90-х годов ХХ века отказ от интерференции привёл к написанию Шокан.


Фото: Год литературы


Поделиться:

Яндекс.Метрика