Золотые кандалы Туркменистана
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Первый президент Туркменистана С.А. Ниязов вышел из среды советской номенклатуры и по своему воспитанию, образованию, годам формирования личности не мог иметь тех черт характера и тех мировоззренческих позиций, которые позднее привели его на пьедестал Туркменбаши. История эволюции советского партийного босса в восточного деспота заняла полтора десятилетия. Начало ее было положено лизоблюдством придворных подхалимов, а окончательную точку поставила претензия на божественную сущность. И даже если сам Ниязов не верил в сверхчеловеческие силы своей личности, то, как всякий известный нам из курса древней истории восточный деспот, он страшился смерти и всеми силами стремился убедить своих подданных в своей бессмертности.
Современная модель мирового политического устройства, окончательно утвердившаяся вслед за распадом Советского Союза, зиждется на единственном и не терпящем исключений принципе - на западном образце демократического устройства. В силу подавляющего превосходства Европы и США над прочими очагами цивилизации всякий не принимающий форму заданного образца обречен на положение изгоя и конечное отмирание туземных форм правления. Как и всякое правило, это также имеет свои исключения в лице Китая, ЮАР и иных, но также вынужденных с оглядкой "на запад" проводить свою внутреннюю политику и хоть формально соответствовать неким общим стандартам. Справедливость подобного положения вещей было бы кощунственно оспаривать уже в силу их объективного существования, а также по той, на наш взгляд, неопровержимой причине, что более гуманной и миролюбивой системы история человечества не знала. Итак, по причине отсутствия альтернатив принципы толерантности, свобод личности и общества утверждаются в самых захудалых уголках планеты. Но было бы опрометчиво утверждать, что всюду в равной степени глубоко и долговечно пускает свои корни западная цивилизованность. Известно, что ее основы были заложены в античном мире, но современные черты сформировались в раннее новое время, то есть в период формирования буржуазных отношений. Именно социально-экономическое устройство европейских обществ определило формы их политической и культурной жизни. Навязывание тех же форм обществам с иной культурной традицией, с отличным религиозным сознанием вкупе с определяющим фактором монополистической экономики приводит к чудовищным извращениям принципов общественных свобод и равноправия граждан перед законом. Первый президент Туркменистана С.А. Ниязов вышел из среды советской номенклатуры и по своему воспитанию, образованию, годам формирования личности не мог иметь тех черт характера и тех мировоззренческих позиций, которые позднее привели его на пьедестал Туркменбаши. История эволюции советского партийного босса в восточного деспота заняла полтора десятилетия. Начало ее было положено лизоблюдством придворных подхалимов, а окончательную точку поставила претензия на божественную сущность. И даже если сам Ниязов не верил в сверхчеловеческие силы своей личности, то, как всякий известный нам из курса древней истории восточный деспот, он страшился смерти и всеми силами стремился убедить своих подданных в своей бессмертности. Прижизненные памятники, "Рухнама", образы президента на национальной валюте и прочее - все должно было реализовать идею несменяемости власти, вечности правителя страны и его всемогущества+ Но время+ Всем памятны заявления Ниязова в эфире туркменского телевидения о том, что в случае наступления продолжительной засухи в северных районах страны, он готов одной лишь силой своей державной воли вызвать дождь и оросить Каракумы. Режим Ниязова в основных своих чертах был совершенно уникален для современного мирового политического поля. Он не походил на авторитарные исламские режимы и не был тождествен диктаторским государствам Восточной Азии и Латинской Америки. Выстроенная в Туркменистане система общественных отношений наиболее точно передавала, как казалось ранее, утерянные черты деспотических держав древности. Выдающейся роли главы государства в политических делах сопутствовало повсеместное проникновение его имени в самые разнообразные формы жизнедеятельности. Границы общества искусно и искусственно стягивались до микроскопических размеров: была ликвидирована политическая активность, постепенно устранялись общедоступные школа и медицина, реализовывалась политика изоляционизма, - и все освободившееся пространство занимала фигура вождя и благодетеля нации - Сапармурата Атаевича Ниязова. С уходом из жизни первого президента Туркменистана и избранием на этот пост Г.М. Бердымухамедова у недальновидных аналитиков появилась надежда на "ослабление режима" и отказ Туркменистана от заложенных Ниязовым традиций государственного управления. Надежды эти были совершенно напрасны уже по той причине, что режим Ниязова отнюдь не был исключительным продуктом мировоззрения и всесилия президента. Правитель Туркменистана не способен опереться на общественные силы и оттого является заложником социальных предрассудков и экономической недоразвитости туркменской экономики. Как известно, президент Бердымухамедов дипломированный врач и, как и его предшественник, личность, формировавшаяся в советский период. В бытность свою на постах низшего ранга он не демонстрировал диктаторских "замашек". Быть может, оттого его первые шаги были расценены как попытка демократизации туркменского общества. Оставляя за скобками истинные первоначальные намерения Бердымухамедова, мы должны констатировать обреченность любых шагов в данном направлении. Малейшая подвижка в пользу демократизации на первых порах немедленно привела бы к смещению Бердымухамедова вследствие затаенных и не утихающих интриг в верхах туркменской элиты. Во имя самосохранения Бердымухамедов должен был встать на позицию твердой власти, а это путь, с которого невозможно свернуть и который неизбежно приведет к восстановлению наиболее одиозных тенденций ниязовской политики. В воззрениях значительной группы специалистов по истории и современным политическим реалиям Туркменистана бытует мнение о том, что режим в Ашхабаде является продуктом, с одной стороны, личных амбиций Ниязова и Бердымухамедова, с другой, некой особенной "азиатской" культуры и "восточного" мировоззрения. Не впадая в крайности и не отрицая сам факт существования приведенных факторов, мы обязаны подчеркнуть их второстепенность на фоне главнейшего основания для того строя, который мы наблюдаем в Туркменистане, а именно: структуры экономики. Неверно утверждать, будто исторически кочевые племена туркмен (а столица государства и подавляющая часть национальной элиты непосредственно связаны с родовыми землями текинцев) имеют непреодолимую склонность к деспотическим формам правления. Как и личности двух правителей страны, будучи сформированы под воздействием советской модели воспитания и образования, не могли бы нести на себе печать неумолимой деспотичности. И туркменская племенная культурно-историческая традиция, и национальная элита страны в равной степени являются заложниками геополитической ситуации в регионе. Туркменистан - страна с образцово монопольной экономикой, сам факт существования республики зиждется на торговле энергоресурсами, в наибольшей степени газом. Обильные доходы, получаемые от экспорта ресурсов, являются и "благословеньем" и "проклятьем" страны; их можно уподобить золотым кандалам. Туркменистан готов удивлять мир чудесами своего "Золотого века" и вместе поражать дикостью нравов, коррупцией, культурной отсталостью и нищетой провинции. Скопленные в руках немногочисленной группы людей колоссальные богатства страны не идут на пользу нации, отнюдь они подвигают правительство на шаги необдуманные, противоречащие интересам народа. Однако существо экономики, столь явно ориентированной на торговлю энергоресурсами, как раз и состоит в том, что ее главный враг и конкурент - собственный народ. Логика проста: чем многочисленнее и просвещеннее народ такой страны, тем больше он будет "отхватывать" от пирога нефте- и газодолларов. Чем малочисленнее, ущемленнее, беднее народ, тем вольготнее национальной элите. Данное утверждение отнюдь не несет в себе мысль о порочности власть предержащих. Они, как и народ, оказываются в тех же золоченых оковах. Сбросить их возможно, лишь поставив крест на собственной карьере и жизни на родине. Всякий, лишь попытавшийся воспротивиться реалиям социально-политического развития, будет тотчас сметен конкурентами, "по трупам" рвущимся к "кормушке". В точно таком положении сегодня находится президент Туркменистана Г.М. Бердымухамедов. Нам неизвестно о его благих для судеб родины намерениях. И, по совести, эти намерения нам не интересны, потому как какими бы благородными они ни были, их судьба - остаться нереализованными. Источник: easttime.ru
Золотые кандалы Туркменистана |
Поделиться: