«Знание – сила»: высшее образование и наука в Казахстане в годы Великой Отечественной войны

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Военное время требовало радикальной перестройки системы образования Советского Союза. Перемены коснулись и Казахской ССР, что привело к резкому усилению научного потенциала республики. Развитие образования в Казахстане в военные годы проанализировал доктор исторических наук, профессор, первый проректор Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова Рымбек Жумашев в статье для научного журнала «Вестник Карагандинского университета».
«Знание – сила»: высшее образование и наука в Казахстане в годы Великой Отечественной войны

Всё для фронта

Начало войны резко и существенно изменило условия работы вузов. В первые дни Великой Отечественной многие преподаватели и студенты вузов Казахстана ушли на фронт – так, были мобилизованы 287 студентов Казахского госуниверситета, 150 студентов Уральского пединститута. Из главного образовательного центра республики - Алма-Аты - призвали в армию больше 1300 студентов. Здания ряда вузов и техникумов были переданы под госпитали, оборонные предприятия и общежития, использовавшиеся для рабочих эвакуированных заводов.

Те, кто остался в тылу, включились в работу на производстве: уже в сентябре 1941 года около 2500 преподавателей и студентов из Казахстана приняли участие в сельскохозяйственных работах, а студенты Учительского института Караганды дополнительно отгрузили 42 тыс. тонн угля в помощь шахтерам.

Читайте также:

23 февраля: о подвигах защитников Отечества

Сотрудники и студенты учебных заведений размещали эвакуированных работников и раненых бойцов, дежурили в госпиталях, участвовали в агитации и охраняли общественно значимые объекты, собирали теплые вещи для красноармейцев и направляли пожертвования на нужды фронта.

Так, в 1942 году студенчество Казахстана внесло в Фонд обороны СССР около 1 млн рублей и приобрело займовых облигаций на сумму более 420 тыс. рублей. Около 588 тыс. рублей было собрано на строительство танковой колонны «Советский студент».

Вынужденные трудности военного времени - в том числе материального плана - вели к сокращению численности учащихся. В 1942–1943 учебном году из почти 13 тыс. поступивших студентов республики более 3,5 тыс. (34 %) вынуждены были прервать обучение. Однако в условиях военного времени страна еще больше нуждалась в квалифицированных специалистах, поэтому 5 мая 1942 года правительство опубликовало указ, запрещающий направлять студентов и преподавателей на работы, занимать помещения вузов и прекращать занятия в них без специального разрешения. Аспиранты и студенты освобождались от призыва в армию и получали ряд материальных льгот, а занятые под военные нужды вузы должны были получить новые помещения.

Образование на «военных рельсах»

С 1941–1942 учебного года все вузы СССР перешли на учебные планы с сокращенными программами и сроками обучения. В преподавание - в том числе по запросам военных и хозяйственных организаций - были введены курсы оборонного назначения. Так, студенты историко-филологических факультетов изучали «Методику и организацию политработы», учащиеся физматпрофиля слушали курсы «Оптические приборы, картография и аэрофотосъемка» и «Воздушная и морская астрономия». На химических факультетах читались курсы по токсическим боевым химикатам и организации противовоздушной и противохимической обороны.

Материалы по теме:

СНГ нужен общий учебник по истории ВОВ

Из-за сокращения числа студентов часть преподавателей переключалась на научную и оборонную работу. Сокращение преподавательского состава развивало взаимозаменяемость: так, преподаватели КазГУ около двух лет читали физико-математические курсы в Педагогическом институте имени Абая. Семипалатинский и Уральский учительский институты, а также Кустанайское педучилище оказались временно закрыты, поскольку большинство их преподавателей и студентов были мобилизованы на фронт.

Летом 1942 года в СССР были восстановлены довоенные сроки обучения. Принятые правительством меры помогли стабилизировать учебный процесс и сократить отток студентов из вузов. Кроме того, в Казахстане стали открываться новые факультеты и вузы. Так, в КазГУ по инициативе сотрудницы Института истории АН СССР Анны Панкратовой был учрежден историко-филологический факультет (Панкратова также выступила редактором выпущенной в 1943 году фундаментальной работы «История Казахской ССР» – прим. Ia-centr.ru); кроме того, в вузе появился факультет журналистики. В Кзыл-Ординском пединституте открылось отделение казахского языка и литературы, в КазГМИ появился технологический факультет.

Военное время оказало сильнейшее влияние на развитие сети вузов в Казахстане, которая до 1941 года еще не охватывала все отрасли экономики и культуры. В 1941 году в Алма-Ате появился Институт иностранных языков, в 1943 году был создан Чимкентский технологический институт стройматериалов, в 1944 году открылись Казахская госконсерватория и Женский пединститут. В 1945 году открылся Институт физической культуры - первое высшее учебное заведение подобного профиля в Центральной Азии, готовившее кадры для всего региона.

Наука в эвакуации

Кроме того, в Казахскую ССР было эвакуировано 41 учебное заведение с западных территорий СССР, вместе с которыми в Казахстан приехали более 8 тысяч студентов вузов и учащихся техникумов и 545 преподавателей. Из 22 эвакуированных вузов 12 разместились в Алма-Ате, все они были подключены к работе местных вузов.

Читайте также:

Управленческая революция: коренизация и ликбез в Казахстане в 1920-е

Так, Московский институт цветных металлов и золота работал совместно с Казахским горнометаллургическим институтом, Киевский сельскохозяйственный - с Казахским сельскохозяйственным. Эвакуированные в Караганду Московский горный институт и Днепропетровский горный институт готовили местных горных инженеров: после немецкой оккупации Донбасса серьезно возросло значение Карагандинского бассейна и других угледобывающих районов восточных территорий СССР.

В казахстанских вузах преподавали и проводили исследования 5 академиков, 35 профессоров и 92 доцента из Москвы, Ленинграда, Киева, Днепропетровска. Так, в Алма-Атинском юридическом институте читал лекции профессор Серафим Юшков (основоположник исследований истории государства и права в СССР – прим. Ia-centr.ru), а в Пединституте имени Абая Василий Фесенков (выдающийся советский астрофизик, исследователь Солнечной системы; в 1941 году основал Институт астрономии и физики в Алма-Ате – прим. Ia-centr.ru) преподавал общий курс астрономии.

Итоги военных лет

В 1944 году возобновили работу временно закрытые Семипалатинский и Уральский учительские институты, а в начале 1945 года вузам и техникумам вернули все здания, занятые в первые годы войны. Большую часть выпускников военных лет составили врачи и педагоги: за годы войны в вузах КазССР подготовили 3070 педагогов, около 1950 врачей и 516 инженеров. После Победы расширение сети вузов продолжилось. В 1940–1941 учебном году в 20 вузах Казахстана обучались 10,4 тыс. студентов, в 1945–1946 учебном году - 15,6 тыс. студентов в 25 вузах.

Материалы по теме:

Становление государственного здравоохранения в советском Казахстане: от проблем к достижениям

За годы войны под руководством союзных ученых в вузах республики защитились 130 казахстанских докторов и кандидатов наук. Научные кадры для Казахского филиала АН СССР в области горного дела готовил профессор Александр Бричкин (первый директор основанного в 1931 году Государственного института по проектированию предприятий горнорудной промышленности в Ленинграде – прим. Ia-centr.ru), в химотрасли - Борис Рутовский (выдающийся химик, участвовал в создании советской промышленности эфирных масел – прим. Ia-centr.ru) и Михаил Горяев (основоположник исследований в области биохимии в Казахстане – прим. Ia-centr.ru).

За годы войны выросло количество ученых коренной национальности: в 1947 году во всех научных учреждениях КазССР насчитывалось 487 научных сотрудников - казахов, а их общая численность достигла почти 3 тыс. человек. В 1946 году на базе Казахского филиала АН СССР была создана Академия наук Казахской ССР (ныне Национальная академия наук Республики Казахстан – прим. Ia-centr.ru).


Читайте полную версию статьи в научном журнале «Вестник Карагандинского университета»

Поделиться: