Злобин А. Альянс по расчету. На что придется пойти Киеву и Тбилиси, чтобы войти в НАТО.
Автор: ИАЦ МГУ
Где-то между 2005 и 2010 годами Украина+ должна быть готова к серьезным переговорам как с Европейским союзом, так и с НАТО. Збигнев Бжезинский Великая шахматная доска - Андрей Злобин На апрельском саммите в Бухаресте триумфальное расширение НАТО на восток впервые столкнулось не только с привычными протестами России, но и с открытыми сомнениями внутри самого альянса. НАТО отложило на декабрь вопрос, начинать ли переговоры о вступлении Украины и Грузии в организацию. В Москве многие поспешили объявить итоги бухарестского саммита победой российской дипломатии, но пока речь идет лишь о заминке на пути Украины и Грузии в НАТО. Почему, собственно, соседям не вступить в альянс, если сама Россия развивает с ним партнерство? Возможно, сыграет свою роль рациональный аргумент: слишком дорого. Сколько стоит членство в НАТО? Для Украины $22 млрд в год. Такой ущерб для страны недавно рассчитал депутат Верховной рады от Партии регионов Вячеслав Богуслаев. Он рассуждал просто: вступление в НАТО означает вражду с Россией, следовательно, Украину ждут максимально высокие цены на газ, уход российских инвесторов и бойкот со стороны российских туристов. Что и говорить, наивные подсчеты, которые годятся разве что для парламентской трибуны. Членство в НАТО не повлияло на поток отдыхающих из России в Латвию или Болгарию. Но ведь можно посчитать поточнее. Для начала участнику альянса придется нести текущие расходы: взнос в общий бюджет альянса, содержание группы офицеров в брюссельской штаб-квартире, участие в совместных мероприятиях. Взносы должны быть не меньше 0,5% военного бюджета страны-участницы. "Плата за членство это не то, что может склонить чашу весов за или против вступления в НАТО", говорит заместитель директора Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова Валерий Чалый. По его словам, в Польше и Чехии членство в НАТО обходится каждому тамошнему налогоплательщику примерно в $1 в год. В случае вступления Украины в НАТО прямые расходы Киева составят примерно $25 млн в год сумма, сопоставимая с расходами украинского бюджета на содержание государственной больницы "Феофания", предназначенной для лечения высших чиновников. Но у членов альянса есть и другие обязательства. Прежде всего поддерживать определенный уровень военных расходов не менее 2% ВВП. Украина это требование уже почти выполняет: первоначально в бюджете на этот год было запланировано чуть больше $2 млрд, но в начале 2008 г. главный сторонник вступления в НАТО президент Виктор Ющенко потребовал найти еще $1,5 млрд, а в сумме это 1,9% от запланированного на этот год ВВП. Программа-максимум украинского лидера 3% ВВП на армию. Это логично: на этапе подготовки к вступлению и перевода вооруженных сил на натовские стандарты тратить приходится больше. Украинская программа развития вооруженных сил предусматривает, что к концу 2011 г. армия будет сокращена с 200 000 человек до 143 000, но при этом переведена на контрактную основу и оснащена новым вооружением. Выделить из этих расходов то, что напрямую относится к подготовке к членству в НАТО, очень трудно, поясняет научный директор Института евро-атлантического сотрудничества Александр Сушко. Формально это так, но стремление в НАТО со стороны властей мощный стимул форсировать обновление армии. Та же логика применяется и в Грузии. "Сказать, что мы тратим огромные суммы на интеграцию в НАТО, было бы неправильно, утверждает заместитель министра Грузии по вопросам интеграции в европейские и евро-атлантические структуры Елена Хоштария. Военная реформа, конечно, стоит денег, но это нельзя связывать только с интеграцией в НАТО". Подгонять расходы под нормы НАТО здесь уже и не нужно. "Грузия живет в режиме войны. Ожидание столкновения с Россией реально присутствует", говорит Сушко. В 2007 г. почти пятая часть госрасходов, или около 7% ВВП Грузии, шла на оборону. Оборонный бюджет страны составил 1,5 млрд лари ($1 млрд). На праздновании Дня артиллериста в Гори в марте этого года президент страны Михаил Саакашвили рассказывал, что за четыре года оборонный бюджет страны вырос более чем в 30 раз. Уго Чавесу и Мохаммеду Ахмадинежаду такое и не снилось. "РУСЛАНЫ" ДЛЯ НАТО Российское представительство в Брюсселе недавно перестало быть тихой дипломатической миссией. Новый посол Дмитрий Рогозин пылко разъясняет руководству НАТО, почему альянсу не следует расширяться, а претендентам почему не надо в него вступать. Рогозин считает, что для Украины цена вступления в НАТО это не только членские взносы и расходы на военную реформу, это разрушение украинской экономики. Украине, где еще в советские времена была создана мощная оборонная промышленность, придется перейти на военные стандарты альянса. "Все наработки и изобретения летят в корзину, ведь украинское оружие окажется никому не нужным. Киев станет закупать американские вооружения, а это будет означать колоссальную безработицу и превращение Украины в банановую республику", рисует мрачную картину Рогозин. Это в Грузии можно относительно безболезненно строить армию с нуля Саакашвили уже принял решение о полном отказе от советского вооружения, которое ставит грузинскую армию в зависимость от российских поставок. Украинская оборонная промышленность тесно переплетена с российской: все российские вертолеты оснащены двигателями украинского производства, и вступление Украины в альянс может положить конец российским закупкам. Но и здесь страхи перед разорительным союзом звучат неубедительно. "Членство в НАТО не представляет угрозы для украинской военной промышленности, уверяет чиновник из штаб-квартиры НАТО. В НАТО есть проблемы с военно-транспортной авиацией, а Украина может помочь решению этих проблем". Причем Россия этому фактически содействует. Перед отставкой экс-премьер Виктор Зубков успел слетать в Киев и подписать с премьером Юлией Тимошенко соглашение о возобновлении совместного выпуска транспортных самолетов Ан-124 "Руслан". Другое дело, что иногда российские поставщики вооружений просто теряют рынок, но дело тут не в требованиях НАТО. "Российская сторона для ремонта самолетов "МиГ" выставляет Украине такие счета, что выгоднее взять в лизинг шведские Gripen, нежели ремонтировать наши машины", говорит руководитель научных программ украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец. Дорогостоящее перевооружение по стандартам НАТО в значительной мере миф, считает заведующий аналитическим отделом российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Расходы будут сильно растянуты во времени. Даже Польша, Чехия и Венгрия, которые первыми из бывшего соцлагеря присоединились к НАТО еще в 1999 г., перевооружились только на 10%. АТЛАНТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА У операции "вступление в НАТО" есть и еще одна статья расходов пропаганда. В Грузии она, пожалуй, уже и лишняя. "У нас есть такая поддержка [населения], что пропаганды почти не надо", говорит Елена Хоштария. В январе вместе с досрочными президентскими выборами в Грузии проводился опрос, в ходе которого 77% голосовавших высказались за вступление в НАТО. Тем не менее государство, по словам Хоштарии, продолжает разъяснительную работу "лекции, встречи со студентами, работу в регионах". Другое дело Украина здесь огромный фронт работ для пиарщиков. Опросы общественного мнения показывают, что лишь треть украинцев хотят в НАТО, и изменить этот расклад не удается уже несколько лет. Официальный курс на вступление провозгласил еще президент Леонид Кучма в 2002 г. Перед этим украинский лидер встретился со своим хорошим знакомым Стивеном Пайфером. В тот момент Пайфер курировал Украину в госдепартаменте, а ранее, в 1998-2000 гг., был послом США в Киеве. "Леонид Кучма интересовался, какова будет наша реакция, если он объявит о планах вступления в НАТО", вспоминает сегодня дипломат. Ответ Вашингтона был предсказуем: Америка стремление Киева поддержит, если Украина проведет политические, экономические и военные реформы, которых требует вступление в НАТО. Россия к заявлениям Кучмы относилась тогда не слишком серьезно: главное для Москвы было помочь украинскому президенту передать власть преемнику пророссийскому премьеру Виктору Януковичу. В этих условиях и пропагандистская война шла вяло. Кучма утвердил "Программу информирования украинской общественности о евро-атлантической интеграции на 2003-2007 гг.", но в первые два года на нее не выделялось ни гривны. После "оранжевой революции" дело пошло активнее: в 2006-2007 гг. на разъяснение полезности НАТО тратили по 5 млн гривен (примерно $1 млн) в год. В этом году Ющенко добился продления программы и удвоения расходов на нее. Но и этого может оказаться недостаточно. Западные эксперты серьезно относятся к настроениям украинцев. "Это внутренняя проблема, которую нелегко решить", признает Корнелиус Охманн, руководитель проектов немецкого Фонда имени Бертельсманна, которого многие СМИ считали причастным к "оранжевой революции". "Если в ближайшие годы власти Украины в вопросе вступления в НАТО не смогут заручиться поддержкой большинства населения, то их не пригласят в альянс", говорит Пайфер. Даже если в декабре Украина получит приглашение начать переговоры, это еще не означает автоматического вступления. Придется убеждать и, судя по всему, не жалея средств. Расходы могут быть сопоставимы с большой политической кампанией, например в ходе президентских выборов 2004 г., когда Виктор Ющенко, только по официальным данным, потратил $85 млн. СТРАХ СИЛЬНЕЕ ДЕНЕГ Почему же руководство Украины, где нет и подобия грузинского консенсуса, так стремится в НАТО? "Не решен вопрос обеспечения реальной национальной безопасности", поясняет глава МИДа при президентах Кравчуке и Кучме Анатолий Зленко. Правда, в Договоре о дружбе 1997 г. Россия признала суверенитет и территориальную целостность Украины в ее нынешних границах. "Откуда в Киеве страх и ощущение опасности? удивляется Дмитрий Рогозин и сам же отчасти отвечает на свой вопрос: Они подозревают нас в том, что мы до сих пор считаем фальшивым и искусственным решение о передаче Крыма в состав Украины. Для них участие в НАТО это попытка закрепить то, что они прихватили с собой в результате распада Советского Союза, не более того". Заявления российских представителей не всегда отличаются аккуратностью и раздражают Киев. Стоило мэру Москвы Юрию Лужкову усомниться в принадлежности Севастополя, как украинские власти запретили ему въезд в страну. Базирование Черноморского флота еще одна проблема, связанная с издержками правда, для России. К 2017 г. в Новороссийске за 56 млрд руб. будет оборудована военно-морская база, но она планируется как вспомогательная, за такие деньги второй Севастополь не построишь. Срок аренды крымской базы как раз кончается в 2017 г., и Украина не желает слышать о продлении: в апреле Россия получила приглашение начать переговоры о сроках и процедурах вывода флота. Пока российская стороны непреклонна. "Черноморский флот выводить нельзя и некуда, говорит Рогозин. База исторически основана в Севастополе, таковой ей и оставаться". Так что Россия сохраняет рычаг давления на Украину с чужой военной базой на своей территории в альянс не вступишь. Ну а для Грузии затраты на вступление в НАТО могут оказаться гораздо выше 7% ВВП на оборону. В Тбилиси не скрывают, что ждут от альянса не просто гарантий территориальной целостности, но и помощи в ее восстановлении. Однако сложно представить, что Грузия сначала вступает в НАТО, а потом, используя пятую статью устава организации о взаимопомощи в случае агрессии, силой возвращает под свой контроль Абхазию и Южную Осетию. Захотят ли члены НАТО посылать свои подразделения на территории, где у 80% граждан российские паспорта? Вероятнее другое: еще до вступления в НАТО можно попытаться решить проблему мятежных провинций, опираясь на статус неофициального кандидата и моральную поддержку альянса. Но о цене такого решения можно только догадываться.
Поделиться: