«Жил при Назарбаеве», - это такая долгая-долгая история с неизвестным пока концом.
Автор: ИАЦ МГУ
Вячеслав Абрамов (Алматы) |
Поколение казахстанцев, родившееся после 22 июня 1989 г., успело пожить в двух странах - Казахской Советской Социалистической Республике и в независимой Республике Казахстан. Но все это время они жили «при Назарбаеве». В этом году первый и по сию пору единственный президент Казахстана отметит двадцатилетие своего пребывания во главе страны. В 1989-м он был избран первым секретарем Центрального Комитета Компартии страны, а в апреле 1990 г. стал президентом Казахстана. Вряд ли сам Нурсултан Назарбаев, участвуя двадцать лет назад в формальных выборах на пост первого секретаря ЦК Компартии, мог предполагать, что уже очень скоро он возглавит новую страну и останется её руководителем на долгие годы. Молодой, обаятельный и харизматичный партийный функционер Нурсултан Назарбаев появился на политической орбите страны в возрасте 39-ти лет - в 1979 году - тогда его перевели из Караганды, где он сделал стремительную карьеру от металлурга до секретаря обкома партии, на должность секретаря ЦК Компартии Казахстане. Через пять лет, в 1984-м, ученик любимого казахстанцами тогдашнего лидера страны Динмухамеда Кунаева стал председателем совета министров Казахской ССР. А еще через пять лет - уже первым руководителем Казахстана. В эти пять лет вместится отставка Кунаева и последовавшие за ней беспорядки в Алма-Ате, в декабре 1986-го. Декабрьские события стали первым серьезным испытанием для Назарбаева. Повлекшие за собой жертвы и массовые репрессии участников, названные Москвой выступлением националистов и наркоманов, они могли бы перечеркнуть его политическую карьеру, как это впоследствии произошло с немалым числом тех, кто тогда находился у власти. Но Назарбаев справился, а огонь критики и гнева пришелся на других руководителей. Нурсултан Назарбаев начал свое правление в 1989-м году с решения о реабилитации тех, кто был осужден за участие в декабрьском выступлении. А позднее 16 и 17 декабря - дни, когда в Алма-Ате произошли волнения, были объявлены Днями независимости, символизируя борьбу участников того мятежа за суверенитет страны. Назарбаев крайне редко рассказывал о своей роли в тех событиях, так же редко тот декабрь упоминается и в прессе, а о том, пытался ли тогдашний премьер предотвратить гонения на участников, и вообще ничего не говорится. Первые годы его руководства страной принесли и ему, и стране множество испытаний. В 1991-м Назарбаев отказался участвовать в заседании в Беловежской пуще, где было принято решение о прекращении существования Советского Союза. До сих пор бытует версия, что Назарбаев мог стать премьером советского государства, и именно этим объясняется, что Казахстан до последнего тянул с объявлением о своей независимости, сделав это одним из последних среди стран Союза. Именно в Алма-Ате, во многом по инициативе Назарбаева, в конце декабря 1991-го было подписано соглашение о создании СНГ, которое могло заменить СССР, но в итоге превратилось в аморфное объединение. Спустя годы Нурсултан Назарбаев получил «звание» «евразийца» и «ведущего интегратора» - он всегда оставался последовательным сторонником экономических и политических объединений и альянсов, подтверждая ту позицию, которую занимал еще в начале 1990-х, сопротивляясь распаду Советского Союза. Впервые Назарбаев был избран президентом тогдашним Верховным Советом Казахской ССР 24 апреля 1990 года. В 1991-м было решено провести всенародные выборы, поскольку к тому моменту в большинстве стран бывшего Союза уже прошло голосование, и в некоторых странах оно даже было альтернативным. Но не в Казахстане, где соперников у Назарбаева и кандидата на пост вице-президента Ерика Асанбаева не было. Они получили поддержку 98,7% голосов избирателей. Позднее пост вице-президента был упразднен, и Нурсултан Назарбаев остался единовластным руководителем. Он не решится на альтернативные выборы и в следующие почти 10 лет, проведя, как это было принято в странах советской Центральной Азии, референдум о продлении своих полномочий. В 1995-м на референдуме 95,4% казахстанцев ответили согласием на предложение продлить правление Назарбаева на пять лет. Но в 1998-м, после внесения изменений в Конституцию, было решено провести первые альтернативные выборы. Соперничать с популярным Назарбаевым планировал бывший премьер, в то время уже ушедший в оппозицию к президенту - Акежан Кажегельдин. Но против него было возбуждено уголовное дело, и он бежал из страны, другие же кандидаты не получили широких возможностей для проведения кампании и в итоге смогли получить в общей сложности около пятой части голосов избирателей. Назарбаев же набрал чуть меньше 80%. На следующие выборы, в 2005-м, он вновь выставит свою кандидатуру, получив согласие Конституционного совета и заявив о том, что после внесения изменений в Основной закон еще не исчерпал своего права на избрание «не более двух раз подряд». Те выборы, поставленные под сомнение и оппозицией и международными организациями, Назарбаев выиграл с официально объявленными результатами - 91,15%. Сразу после тех выборов советника президента Ермухамета Ертысбаева спросят, будет ли Назарбаев еще баллотироваться на этот пост. И советник заявит, что видит такую возможность, поскольку в 2012-м, в год следующих выборов, бессменному главе республики будет «всего 72 года - в этом возрасте Дэн Сяопин начал свои реформы». В 2006-м Нурсултан Назарбаев подтвердил возможность окончательно закрепиться в роли «казахстанского Дэн Сяопина». Он подписал поправки в Конституцию, принятые парламентом за 18 минут и содержащие, в том числе, и норму, которая наделяла первого президента Казахстана правом баллотироваться на пост главы государства неограниченное количество раз. Ровно те же 18 минут понадобились в 1986-м году пленуму ЦК Компартии Казахской ССР на решение отправить в отставку Димаша Кунаева. И в первый, и во второй раз именно 18 минут потребовалось для того, чтобы сделать поворот в истории страны, поворот так или иначе в пользу Нурсултана Назарбаева. Как вокруг любой публичной и популярной личности, о Нурсултане Назарбаеве ходит множество баек. Подробности личной жизни, слухи, связанные с кадровыми перестановками и множество других. Есть и байка об открытости Назарбаева в первые годы президентства, которая поддерживается журналистами, - только что избранный глава Казахстана ежемесячно встречался с журналистами, давал большие пресс-конференции, раздавал интервью и даже иногда угощался сигаретой, предложенной репортерами. Потом он бросил курить, пресс-конференции стали проводиться реже, а потом и вовсе - раз в год. В 1990-ые Назарбаев постепенно превращался в типичного правителя страны с «дефицитом демократии», как принято говорить в ОБСЕ. Выборы в Казахстане никогда не заслуживали высоких оценок у международных наблюдателей, а политические партии и движения в стране никогда не были сильны настолько, чтобы оппонировать первому и единственному президенту. Обвинения в отсутствии политического плюрализма Назарбаев и его советники отметали всегда. «Мы идем своим путем», - стал говорить президент Казахстана к концу 1990-х, когда критика в его адрес стала звучать чаще. В 1997-м в стране были закрыты десятки независимых теле- и радиостанций, позднее был заочно осужден на 10 лет лишения свободы один из основных к тому времени оппонентов президента - Кажегельдин. Назарбаев, декларируя особенный, казахстанский путь, всегда отмечал, что власти страны хотели бы сначала построить сильную экономику и после этого приступить к активному строительству демократии. «Сильная экономика» в Казахстане в итоге была построена на нефти, газе и металлах. Зависимая от цен на нефть экономика позволила стране к середине 2000-х стать одной из самых быстроразвивающихся стран мира, власти не пугали ни предостережения экономистов о возможности «голландской болезни», ни возможное падение цен на сырье. Начавшийся в 2007-м кризис стал самым болезненным ударом по Назарбаеву и его команде последних лет, показав все минусы построенной только на экспорте сырья экономике. У Назарбаева, впервые участвовавшего в альтернативных президентских выборах только в 1999-м году, никогда не было равных политических противников в стране. Политический тяжеловес, который провёл республику через жёсткую приватизацию, период «миллионной миграции» (в начале 1990-х из страны эмигрировало от 3-х до 4-х млн. человек), смог добиться практически абсолютного информационного вакуума вокруг своих оппонентов и, напротив, «позитивного шума» вокруг своей персоны. Относительно серьезную оппозицию Назарбаеву вплоть до конца 1990-х составляли коммунисты, которые проходили в парламент и чей лидер Серикболсын Абдильдин добился 15%-ного результата на президентских выборах-1999. Второй в истории независимого Казахстана премьер, бывший чекист Кажегельдин не успел сразиться с Назарбаевым на выборах, а его партия была «разгромлена» к концу 1990-х. В 2001-м в оппозицию к действующему главе Казахстана ушла большая группа «младотюрков» - молодых реформаторов, которые со второй половины 1990-х активно работали в команде президента. Их уход из исполнительной власти был вызван конфликтом с Рахатом Алиевым, влиятельным мужем старшей дочери Назарбаева Дариги. Политики обвиняли Алиева в рейдерстве и претензиях на власть. Президент предпочел устранить всех участников конфликта - своего одиозного зятя, работавшего тогда первым зампредом Комитета национальной безопасности, он отправил через некоторое время послом в Вену, а молодые реформаторы были уволены со своих постов, и лишь немногие из них смогли позднее вернуться во власть. Остальные создали и возглавили новые политические силы, которые не добивались серьезных успехов на выборах, по их мнению, прежде всего из-за административного ресурса. Еще одного оппонента Назарбаев приобрел после парламентских выборов-2004, когда в оппозицию перешел бывший спикер мажилиса (нижней палаты) парламента Жармахан Туякбай. По одной версии, ему не удалось договориться с президентом о новой должности после выборов, по другой - он поверил оппозиционерам, говорившим о нарушениях. В любом случае прямо с первой строчки списка партии власти «Отан», выигравшей выборы, он шагнул в объятия оппозиции, но не смог завоевать доверия и любви избирателей - бывший прокурор не производил впечатления яркого политика и возможного лидера страны. На последних президентских выборах, в 2005-м, он смог набрать менее 7% голосов. В 2007 г. Нурсултан Назарбаев приобрел противника и в собственной семье - печально известный зять президента Алиев был уличен в серии преступлений, объявлен в международный розыск, но так и не был задержан, скрывшись в Австрии. Дарига Назарбаева спешно развелась с мужем, и в прошлом году он был осужден двумя судами к 40 годам лишения свободы. Из Европы Алиев передает «приветы» своему бывшему тестю в виде распечаток телефонных разговоров чиновников, компромата и обещаний опубликовать «книгу правды» о своем бывшем родственнике. Попытки Алиева позиционировать себя как оппонента Назарбаева в Казахстане воспринимаются скептически, поскольку, находясь в стране, тогда еще «главный зять страны» предпочитал политике бизнес, а его репутация в последние годы была уничтожена следствием и судами. Сам Назарбаев, характеризуя несколько лет назад своих политических оппонентов, сказал, что «оппозиция должна быть нормальной, а не тявкающей, как у нас». «Тявкающие» оппозиционеры продолжают бесславно участвовать в выборах и бывать на приеме у президента, но они по-прежнему лишены поддержки среди народа, который их знает плохо, либо не знает совсем. Нурсултан Назарбаев может гордиться своей работой на посту президента Казахстана, считают его сторонники. Обычно среди его особых заслуг называется сохранение политической стабильности в стране, межнациональное спокойствие и растущая экономика. Это то, чем президент занимался по роду службы. Для души же в последние десять с лишним лет у него есть еще один мега-проект - новая столица Казахстана. Решение о переносе столицы страны из Алма-Аты в Акмолу принималось еще в 1994-м как подарок главе Казахстана: парламент страны проголосовал за переезд в день рождения Назарбаева - 6 июля. Причинами переноса назывались и перегруженность Алма-Аты и нахождение ее в сейсмически опасной зоне и близость к границам с Китаем. Акмола, несмотря на плохой климат, выглядела почти идеально - центр страны, на пересечении транспортных путей, относительно удалена от границ и главное - город можно было перестраивать и расширять, в отличии от Алма-Аты, формирование образа которой завершилось при Кунаеве. Но еще одной важной причиной и тогда, и много после считалась амбициозность Назарбаева, который подобно Петру I, хотел построить новую столицу фактически «с нуля», распределяя на карте нового-старого города административные здания, жилые комплексы и бизнес-центры и контролируя лично ход их строительства. Позднее он назовет себя «архитектором столицы» и заявит, что ни одно здание в городе не было построено без его ведома. Акмола готовилась к переезду в трудное время экономических сложностей. Тем не менее, в 1997 г. в новую столицу переехали чиновники, а в 1998-м была устроена ее пышная презентация. За месяц до неё город был переименован в Астану (с казахского - «столица»), что позволило многим предположить, что Назарбаев хотел бы, чтобы через годы город, который стал называться просто «Столица», носил его имя. В прошлом году депутаты парламента уже сделали соответствующее предложение, но оно было отвергнуто самим Назарбаевым, что воспринималось, скорее, как имитация демократического стиля правления. Никто никогда не рискнул посчитать, сколько можно было построить в стране социальных объектов и развить инфраструктуры, если бы на это были направлены деньги, пущенные на перебазирование государственных органов в Астану и развитие столицы. Чиновники же старательно подсчитывали инвестиции в молодую столицу Казахстана - десятки миллиардов долларов. Продуваемая ледяным ветром зимой и знойная летом Астана остается символом желания Назарбаева оставить после себя обновленную страну. Из своей новой резиденции ему виден другой Казахстан - высотный, стеклянный, где-то ирреальный. Среди амбициозных проектов президента Казахстана, помимо Астаны, называют еще долгую битву за пост председательства в ОБСЕ и попытки получить Нобелевскую премию мира. И если первое уже удалось, то второе - пока перспектива. Идея получить кресло главы ОБСЕ изначально, возможно, пришла в голову вовсе не Назарбаеву, а его старшему зятю Рахату Алиеву, который, вероятно, своей работой старался доказать преданность и продемонстрировать тестю свои возможности. Но постепенно эта идея, казавшаяся сначала абстрактной, стала превращаться в реальность. Долгие переговоры, подключение тяжеловеса в лице России, лоббирование председательства Казахстана лояльной Германией, и, наконец, в декабре 2007-го решение было принято. Весь следующий год Казахстан будет возглавлять организацию, которая одним из основных своих ценностей провозглашает демократию и верховенство права. Эксперты и некоторые страны ОБСЕ отмечают, что как раз по этим категориям Казахстан никак не заслуживает права председательства, но Астана раз за разом отметает все претензии и делает в ответ на них «микрошаги» в сторону демократии. Столицы мира в ожидании - до какой границы дойдет Казахстан такими темпами? Идея номинировать Назарбаева на Нобелевскую премию мира приходит в голову разным людям в течение последних нескольких лет. Поводом для присуждения премии называют давнее решение главы Казахстана закрыть Семипалатинский ядерный полигон (пострадавшие от взрывов на котором до сих пор не до конца решили проблемы с пособиями и компенсациями за потерянное здоровье) и сохранение межнационального согласия в стране. В 2009 г. - очередная попытка добиться для Назарбаева премии. На этот раз с инициативой выступила чеченская организация «Дети Казахстана». Имена лауреатов станут известны позже, уже после того, как Нурсултан Назарбаев отметит 20-летие работы на посту главы Казахстана. В Казахстане не любят говорить о том, что у Нурсултана Назарбаева не получилось за эти двадцать лет. Журналисты не зададут президенту такой вопрос, а он не опишет это в своих многочисленных книгах. Из очевидного - зависимая от цен на сырье экономика, коррупция, отсутствие значительного прогресса в развитии демократии и концентрация власти в руках одного человека. Назарбаев остается тем лидером, вокруг которого крутится элита, которым принимаются все решения, и которого некем заменить. Глава Казахстана не смог вырастить ни преемника, не смог дать дорогу достойным оппонентам. Его поддерживают граждане и ему доверяют. Потому что он действительно много сделал и потому что они не знают других политиков, кроме него. И пока нет шансов их узнать, впереди - преодоление кризиса и новые амбициозные проекты. Представить Нурсултана Назарбаева вне власти уже не сможет подавляющее большинство казахстанцев. «Жил при Назарбаеве», - это такая долгая-долгая история с неизвестным пока концом. ОАЗИС |
Поделиться: