Ждать ли Казахстану отставки правительства?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Ждать ли Казахстану отставки правительства?

В Казахстане на 24 января назначено расширенное заседание кабмина, а значит, на нем возможно и присутствие главы государства. Некоторые местные СМИ уже начали обсуждение вопроса возможной отставки министров. Продолжит ли правительство работать в прежнем составе?Портал Ia-centr.ru собрал самые яркие публичные высказывания экспертов

Андрей Чеботарев, личная страница на Facebook

С учетом предстоящего расширенного заседания правительства отдельные СМИ заинтересовались возможной его сменой. Формальным основанием для этого может выступить невыполнение правительством отдельных поручений президента по социальным, земельным и иным вопросам. Понятно, что глава государства и без этого заинтересован сменить премьера и тех министров, которые были назначены еще Елбасы. Однако у Аскара Мамина есть хорошая гарантия поработать на своем посту хотя бы до проведения парламентских выборов в виде поручения Нурсултана Назарбаева как председателя партии «Nur Otan» обеспечить разработку предвыборной программы партии. Конечно, в «Библиотеке»могут и поменять свои планы. Но, скорее всего, по итогам предстоящего заседания правительства дело ограничится заменой отдельных министров.

Сегодняшний состав кабмина за меньше чем год, казалось, бы особого недовольства у населения не вызвал. Тем не менее, эффективность работы правительства эксперты все чаще называют спорной: не могут чиновники приспособиться к новым экономическим реалиям в стране. Какие, в этом случае, реальные изменения может претерпеть состав правительства?

Ислам Кураев, комментарий для портала inbusiness.kz

Вопрос (смены кабмина -ред.) очень сложный, так как нет особых причин, которые бы повлекли за собой такие последствия. Да, проблем много, но это правительство частично решало вопросы различного характера. Были проблемы в министерстве образования, а также в министерстве труда и социальной защиты населения. На данный момент все ведет к тому, что будет ряд перестановок, включая премьер-министра, но все может поменяться в последний момент. Следовательно, делать поспешные заявления будет абсурдным. Следует вывод, что Аскар Мамин пока только создал хороший образ правительства, но насколько оно было эффективно, оценить теоретически нереально. Сейчас принято считать по росту ВВП, но рост связан именно с подорожанием углеводородов на международном рынке. В остальном – острых проблем стало больше, а их решения затянулись совсем. Любые решения и процессы долгосрочны, как они отразятся на стране в целом, можно лишь гадать, а точно узнать мы можем через время.

Отставка кабмина является только одной стороной вызревающей повестки, с другой – обсуждение якобы приближающихся парламентских выборов. Почему довод о съезде партии не доказывает подготовку к предвыборному марафону? Есть масса причин, по которым в ближайшие месяцы ждать объявления кампании не стоит.

Бауржан Толегенов, Telegram-канал «Tolegenov»

По традиции в начале года в кулуарах власти обсуждается вопрос подтверждения правительством мандата на продолжение работы. Эта постановка вопроса уже классическая для этого календарного периода и связана она с расширенным заседанием кабмина, которое проводится в начале года. Однако в этом году пикейные жилеты параллельно заняты и обсуждением якобы скорых парламентских выборов. Приводятся разные доводы, главных из которых предстоящий февральский съезд партии власти. Но если взять в помощники здравый смысл, то не сложно прийти к выводу о том, что выборы навряд ли будут организованы в ближайшие полгода. Логическая цепочка проста и незамысловата. 

• Проводить выборы с действующим составом партий чревато и бессмысленно.

• Для перезагрузки партийного поля нужно время. В том числе и для законодательного оформления первого пакета реформ Нацсовета, в котором есть опция по снижению регистрационного фильтра для партий. 

• Первый пакет реформ от Нацсовета законодательно оформить можно только через парламент, поскольку у президента нет опции по изданию указов, имеющих силу закона. Депутаты же приступили к законотворческой работе только в минувший понедельник, до этого они выезжали в регионы. Если же парламент самораспускается, то принятие реформ растягивается как минимум до лета.

• Для законодательного оформления первого пакета реформ Нацсовета процедурно потребуется с лучшем случае месяц – разработка поправок, их прохождение через палаты парламента, подписание президентом, вступление в силу. Плюс – два месяца, которые заложены законом для внеочередного формата электоралки. Таким образом если даже на текущей неделе запускать досрочный механизм выборов, то день голосования календарно выпадает на позднюю весну.

• Проводить выборы в теплый сезон рискованно. С одной стороны, масштабированием потенциальных протестов (в холод не помитингуешь). С другой, имиджевыми рисками, поскольку потенциальные протесты смажут юбилейный фон – 80-летие Елбасы.

Конечно, не всегда и не все действия власти подаются логике, но в данном случае она будет действовать рационально. Поэтому готов поспорить на бутылку виски, что до осени парламентских выборов не будет.

Оправдаются ли прогнозы экспертов? Изменят ли ситуацию предстоящее заседание кабмина и намеченный на февраль съезд правящей в стране партии? С уверенностью можно сказать лишь то, что эти два события имеют шансы стать первыми яркими политическими событиями 2020-го года в Казахстане.

Теги: Казахстан

Поделиться: