Ж.У. Кыдыралина: Целинные районы Казахстана были зоной этнической напряженности.
Автор: ИАЦ МГУ
ИАЦ продолжает цикл семинаров "Национальная политика в СССР: уроки декабря". К открытию цикла редакция сайта публикует серию материалов, посвященных истории межнациональных конфликтов в СССР. Редакция сайта приводит выдержки из книги "Этнос и религия в Казахстане:история и судьбы", Ж.У.Кыдыралиной. Презентация книги в Москве состоится осенью 2008 года на кафедре истории ближнего зарубежья.
***********************************************************************************
В советское время документальные источники об этнических конфликтах, «отдельных националистических проявлениях» в центре и союзных республиках были строго засекречены, и до сих пор значительный их массив различной ведомственной принадлежности еще остается недоступным для исследователей. Обнаруженные автором некоторые новые материалы о развитии этноконфликтной ситуации в Казахстане в указанный период, различных формах выражения населением недовольства национальной политикой центра, позволяют дать объективный анализ советской действительности, раскрывают этноконфликтный потенциал в обществе.
Субъектами конфликтов выступали как отдельные этносы (в межэтнических конфликтах), так и этнос против власти. Конфликты между этносами и властью отличает специфика предмета - требования реабилитированных народов о возвращении на родину и об автономии, выезд из СССР и др.
В развитии этноконфликтной ситуации в Казахстане в 50-80-е гг. XX в. можно рассмотреть выделенные исследователями те же, что были в целом в СССР, несколько критических точек, возникавших под влиянием политических кризисов и этапных решений властей. Динамика их совпадает с переменами в общественно-политической и экономической жизни. Такими рубежными вехами были 1953, 1956, 1964 гг., конец 1960 - начало 1970-х гг., и, наконец, бурная вторая половина 80-х гг.
Следует отметить, что еще до 1953 г. имели место отдельные факты межэтнических конфликтов, хотя и носившие все больше социально-бытовую окраску, как, например, волнения в Усть-Каменогорске в 1950 г., но они быстро подавлялись и тщательно скрывались от внимания широкой общественности. По материалам прокуратуры Казахской ССР за 1950 г., 27 июня 1950 г. в г. Усть-Каменогорске возникли массовые беспорядки на почве национальной розни между русскими, прибывшими с мая месяца 1950 г. для работы в тресте «Алтайсвинецстрой», и местными спецпоселенцами-чеченцами. В результате беспорядков было убито два и ранено 27 человек. Среди прибывших из г. Брянска рабочих были лица, неоднократно судимые за уголовные преступления, которые занимались пьянством и игрой в карты. Зачинщики и участники драки были осуждены.
После смерти Сталина оживилась деятельность этнических элит и активизировались национальные чувства у народов национальных окраин. Либерализация политической жизни в стране способствовала смягчению позиции центральной власти в ее взаимоотношениях с национальными республиками. Тем не менее очевидны были ошибки, издержки политических решений центра, принимавшихся без учета этнического фактора, что приводило к раскручиванию спирали межэтнических конфликтов. Это показала целинная эпопея в Казахстане.
Освоение целинных земель, самая масштабная фаза которого приходится на 1954-1956 годы, стало самым последним крупным проектом советского времени, вызвавшим массовое переселение людей из центра на периферию советской империи. То, что целинные районы Казахстана стали зоной повышенной межэтнической напряженности, само по себе достаточно примечательно. Только в газетах и агитационных брошюрах тех лет целина описывалась как пустующий край. К моменту освоения целинных и залежных земель в Северном Казахстане на самом деле проживало местное население, представленное двумя фракциями: казахами, с одной стороны, и спецпереселенцами (в первую очередь, немцами, чеченцами и ингушами), с другой.
Один из первых случаев межэтнических столкновений в целинном Казахстане, информация о которых дошла до союзного центра, произошел 12 декабря 1954 г. в селе Елизаветинка Акмолинского района Акмолинской области - драка между курсантами школы механизации и спецпереселенцами (чеченцами и ингушами), в которой с обеих сторон приняло участие около 30 человек. Часто в подобных столкновениях участвовали демобилизованные. 17 мая 1955 г. в городе Экибастузе Павлодарской области произошла драка между русским рабочим, мобилизованным через военкомат для работы в угольной промышленности, и чеченцем-спецпоселенцем. Вернувшись в общежитие, он рассказал о драке своим товарищам. Те, будучи в нетрезвом состоянии, вышли на улицу, встретили там двоих чеченцев и избили их. За спецпоселенцев вступились сотрудники милиции, которые прекратили драку и укрыли чеченцев в отделении милиции. Группа демобилизованных солдат пришла к отделению милиции и стала требовать выдачи чеченцев. По лучив отказ, они оттеснили милиционеров, вывели чеченцев на улицу и избили их.
В тот же день было организовано избиение других чеченцев, проживающих в Экибастузе. В результате бесчинств были убиты трое чеченцев и четверо получили ранения. После этого инцидента в Павлодарскую область была направлена специальная оперативная бригада МВД для предотвращения новых эксцессов.
10 сентября 1959 г. на станции Магнай Карабалыкского района Кустанайской области около 50 военнослужащих-русских в клубе «Заготзерно» организовали избиение граждан армянской национальности, прибывших на уборку урожая. Расследованием было установлено, что таким образом солдаты отомстили за избиение армянами своего товарища. В результате драки один армянин был убит, пятеро участников потасовки получили телесные повреждения.
Как видно из приведенных примеров, характер, форма и даже состав участников этнических конфликтов на целине достаточно сходны. Содержание этих конфликтов укладывается в понятие бытового хулиганства.
Субъектами конфликтов на целине чаще всего выступали русские, с одной стороны, чеченцы и ингуши - с другой. Зачинщиками беспорядков могли выступать как русские, так и чеченцы и ингуши. Обращает на себя внимание, что большинство конфликтов приходится на лето и начало осени - время уборки урожая, когда в Казахстане появлялось особенно много «случайных» людей, приехавших добровольно или мобилизованных на уборку урожая.
Причинами нездоровой обстановки среди рабочих строительных организаций, прибывших в Целинный край из других районов страны, являлись плохая организация труда и быта рабочих, использование их на работах не по специальности, необеспеченность фронта работ строительными материалами и несвоевременная выплата заработной платы. Так, как отмечалось в справке КГБ при Совете Министров Казахской ССР, направленной первому секретарю ЦК КП Казахстана Д.А. Кунаеву и Председателю СМ КССР С.Д. Дауленову 22 июля 1961 г., в Павлодарской области по причине задержки выплаты зарплаты на 7 дней не вышли на работу 130 человек рабочих Донбасского строительно-монтажного поезда, работающего на строительстве элеватора станции Жолкудук. Задержка выплаты аванса и зарплаты рабочим СМП-135 привела к тому, что рабочие вынуждены были питаться в столовой в долг под залог своих паспортов, а один рабочий закладывал комсомольский билет».
В справке отмечается также, что появлению нездоровых настроений среди рабочих, прибывших в Целинный край, «способствует засоренность этих организаций случайными лицами. В ряде организаций среди прибывших имеется много хулиганов, воров, морфинистов, ранее судимых за уголовные преступления...».
По мере налаживания жизни, укоренения на новом месте переселенцев из других регионов страны обстановка стала постепенно нормализовываться. Определенный эффект имели меры по наведению общественного порядка правоохранительными органами. И все-таки главным фактором обеспечения относительной стабильности в регионе стал переход от временных кампаний, мобилизационных методов освоения целины к созданию там относительно нормальных условий для жизни людей.
Этому способствовала и начавшаяся с середины 1950-х гг. политика реабилитации депортированных народов и реформирования режима спецпоселений. В течение 1954-1956 гг. были сняты ограничения по спецпоселению с немцев, крымских татар, калмыков и балкарцев. В июле 1956 г. аналогичные меры были распространены на всех чеченцев, ингушей и карачаевцев. В ноябре 1956 г. были восстановлены национальные автономии калмыков, карачаевцев, чеченцев и ингушей.
В то же время крымским татарам и бывшим немцам Поволжья в восстановлении автономии на прежней территории было отказано. «Нецелесообразность» восстановления крымско-татарской автономии объяснялась многонациональным составом населения Крымского полуострова и его плотной заселенностью, а также существованием в составе РСФСР Татарской АССР. При этом совершенно не учитывалось, что крымские и казанские татары являлись разными этническими группами, хотя и близкими по культуре.
XX съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г., активизировал «возвращенческие настроения» и надежды у спецпереселенцев. Восстанавливая историческую справедливость, власти в то же время невольно спровоцировали ряд конфликтных ситуаций, связанных с феноменом «возвращения». Как только в 1956 г. были сняты ограничения по спецпоселению, начался процесс стихийного переселения людей из мест ссылки на прежнее место жительства.
Возвращение бывших спецпереселенцев на родину неизбежно сталкивало их интересы с интересами проживающих там с 1944 г. представителей других этносов. В центральных органах обсуждались вопросы законодательного решения проблемы (восстановление автономий и их территорий, урегулирование правовых и экономических вопросов, связанных с переселением). Выходцам с Северного Кавказа, как и немцам, не разрешено было возвращаться на места прежних поселений, которые уже были заняты новыми поселенцами.
Сценарий развития событий добавил теперь к прежней конфликтной линии, между центральной властью и этносами, новую - между «возвращенцами» и местным населением. Это касается в основном ситуации на территории восстановленной Чечено-Ингушской АССР. В районах возвращения реабилитированных народов было не менее 8 открытых насильственных конфликтов, причем 6 из них - на Северном Кавказе. После принятия соответствующего постановления ЦК КПСС и указа Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР в ЦК партии и другие центральные органы стали поступать многочисленные заявления от жителей районов, оставшихся неудовлетворенными произошедшим территориальным разделом. Среди недовольных были и ингуши, проживавшие в Казахстане. Предполагалось, что в 1957 г., первом году организованного переселения, которое должно было в целом занять 3-4 года, - в Чечено-Ингушетию должно было возвратиться 17 тыс. семей. В действительности их вернулось уже к началу осени 34,6 тыс., т.е. в 2 раза больше.
Власти пытались остановить процесс стихийного переселения, прибегая к административным мерам - запрещению самовольного переселения под угрозой штрафных санкций и организации кордонов на железных дорогах на пути следования самовольных «возвращенцев». Снятых с поездов чеченцев и ингушей отправляли назад. Однако часто им некуда было возвращаться, так как они продавали свои дома и имущество. Действия правоохранительных органов вызы вали у них большое недовольство, и эти настроения становились источником конфликтов на пути их следования. Об опасности эскалации конфликтной ситуации в Казахстане, а также на станциях по пути следования бывших спецпоселенцев, сообщали сводки МВД.
О том, что годы репрессий для депортированных народов нанесли урон развитию национальной культуры, написано много. Однако основы национальной самобытности, несмотря на суровые испытания, не были размыты, чему препятствовала высокая степень этнической консолидации (особенно сильно развитая среди чеченцев и ингушей). Годы депортации сыграли роль механизма самосохранения для данных этносов. Место высылки они воспринимали как временное пристанище, сделав ставку на выживание в ожидании лучших времен. К 1958 году основная масса вайнахских семей покинула Казахстан, но многие из ссыльных остались в Казахстане, потому что земли, которые они некогда занимали, оказались поделенными между Чечено-Ингушской АССР и Северной Осетией.
Депортированным в сталинский период в Казахстан народам пришлось вынести на своих плечах немало тягот и унижений. Хотя и самим казахам жилось трудно, они помогали спецпереселенцам, делились едой, кровом и теплом очага. Люди старшего поколения, представители оказавшихся на казахской земле не по своей воле народов, с благодарностью отмечают свойственные казахам доброту и сострадание, традиции высокого гостеприимства, что помогло им выжить в суровых условиях депортации. Этому посвящено множество публикаций. Немало свидетельств об этом автор приводит и в одной из своих книг.
Реабилитация репрессированных народов, общий процесс либерализации политической жизни страны активизировали национальные чувства, дали толчок к развитию национальных движений. Национальный вопрос вышел из подполья, стал предметом обсуждения, в том числе на самом высоком уровне. В 1962 г. начала работу комиссия по подготовке новой Конституции СССР. В ее составе была образована подкомиссия по вопросам национальной политики и национально-государственного устройства, которую возглавил А.И. Микоян. В Конституции предполагалось расширить права союзных республик, более четко определить основы взаимоотношений между центром и республиками.
Между тем, время от времени в стране наблюдались массовые столкновения, имевшие этнический характер (по составу участников, мотивации). Характерно, что этнические конфликты в официальных документах квалифицировались под прикрытием разных эвфемизмов: «хулиганские действия», «антиобщественные проявления», «массовые беспорядки». Так, «групповыми хулиганскими проявлениями» были названы имевшие место 23 и 24 мая 1964 г. в Павлодаре ссоры и драки в общественных местах города между демобилизованными из армии молодыми рабочими-строителями, приехавшими в Павлодар в ноябре 1963 г. и проживавшими в общежитии треста «Промстрой», и частью казахской молодежи.
Во второй половине 60-х гг. стали преобладать «цивилизованные», ненасильственные формы конфликтных отношений. Это характерно для движений за создание автономий ранее репрессированных народов. Стала наблюдаться политическая активность снизу. Немцы, крымские татары, турки-месхетинцы боролись за возможность вернуться домой: они участвовали в массовых кампаниях по написанию писем властям, пытались попасть на прием к партийным чиновникам, посылали делегации в Москву. И для самой власти такая форма разрешения конфликта, как прием делегаций и инициативных групп в ЦК КПСС, Верховном Совете СССР и других центральных органах, была достаточно оптимальной.
В 1965-1967 гг. получило наиболее широкий размах движение за восстановление немецкой автономии. Толчком к нему послужило издание Указа Президиума ВС СССР от 28 августа 1964 г. «О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Неудовлетворенные этим законодательным актом, немецкие автономисты выступали с требованием полной отмены всех Указов (1941-го, 1948-го, 1965-го гг.), затрагивающих правовое положение советских немцев, и возрождения немецкой государственности на Волге.
Поделиться: