Заседание Политбюро ЦК КПСС: О работе казахстанской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся.
Автор: ИАЦ МГУ
ИАЦ продолжает цикл семинаров "Национальная политика в СССР: уроки декабря".
Редакция сайта публикует серию документальных материалов, посвященных истории межнациональных конфликтов в СССР периода перестройки.
Документальный сборник «Как «делалась»политика, перестройки». Архив Горбачев-Фонда.
(Далее - АГФ. Фонд № 10, опись №2)
11 июня. Заседание Политбюро ЦК КПСС: О работе казахстанской парторганизации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся.
Докладывает Разумовский . На 60 млрд. рублей ввозим в республику товаров безвозмездно. В рабочем классе республики казахов всего два процента. Распространено убеждение, что Казахстан «кормит всю страну» (целина), что Кунаев - отец нации. От него линия национал-протекционизма.
В массовом сознании очень прочно сидит идея, что все мусульмане - братья, вне зависимости от политического и социального строя. Многодетность женщин исключает их из общества. Отсюда забитость, живучесть ислама. Отсюда и национализм.
Яковлев. Импульс национализма идет сверху - от местной интеллигенции, партийного и государственного актива. Власти благожелательно относятся к националистским проявлениям. Слава Богу, хоть об уничтожении Советского Союза не говорит.
Горбачев. Какого Бога ты имеешь в виду? Если конкретно... (смех),
Яковлев . Аллаха.
Горбачев . У нас в атом вопросе один Бог - Ленин. Если бы он отстоял тогда перед Сталиным национальную политику, не было бы того, о чем мы сейчас говорим. Надо воспитательную работу вести и с лицами некоренной национальности, с русскими. Карательные акции в национальном вопросе особенно опасны. Сразу возникают «святые» и «мученики».
Лигачев . Национализм тем заметнее, чем сильнее проявлении социальной несправедливости, чем больше извращений в кадровой политике, и экономической политике, закрепляющих иждивенчество... Получилось так, что сколько ни даешь, все мало. Иждивенчеству - дать бой. Интернационализм свели к равноправию, а борьбу с национальным эгоизмом не вели. В этом деле потребуются и смелость, и мужество.
Соломенцев . Тот, кто был заражен национализмом, от него так и не освободился. Он у них ушел вовнутрь... Я был там. Алма-Ата - это одно. А периферия - совсем другое. Караганда - это трущобы. В магазинах пусто.
Горбачев. В алма-атинской истории мы сначала действовали, а потом приступили к глубокому изучению проблемы. Хорошо, что хоть начали изучать. Нужно глубоко, политически оценить, что происходит. Межнациональные отношения - важнейшее из устоев нашей государственности. Если эти устои не выдержат, начнет трещать все остальное. Здесь коренной вопрос.
Во время воины Казахстан, Алма-Ата прошли проверку на интернационализм. Создана мощная экономика в Казахстане. Построены города, советское сельское хозяйство. Трудно, но живут люди, надеются на лучшее. Это чувствуется во всех коллективах, где бывал.
Сильный аргумент - что дала Казахстану Революция... В связи с алма-атинскими событиями у меня не возникло намерения говорить о кризисе. Я и сейчас не ставлю под вопрос интернационализм казахстанского народа. Это были бы эмоции. То, что произошло в декабре, не поколебало завоеваний Революции. Но событие это показало, что очень много накопилось проблем.
Анализ причин товарищи дали правильный. Я не согласен с Громыко: мол, знали о них, но молчали. Во-первых, не молчали. И не тут будем искать корень зла. Не было и возможности по-настоящему поставить эти вопросы. Как и в других сферах общества. Это общая болезнь общества была. Отсюда и вывод, который мы сделали: демократизировать общество, внести гласность, восстановить ленинский принцип работы с кадрами, даже если это кого-то и не устраивает. Мы на службе у народа. И все предлагаем решать через справедливость. Это и есть утверждение социализма. Кадры у нас на местах, по существу, вне контроля оказались. Кто бы туда ни ездил, докладывал: все в порядке. Есть причины национализма на казахской земле. Есть и люди, которые несут ответственность за его распространение. То, что они позволили там делать, - это отступление от принципов. Это результат перекосов и в идеологической сфере. Там утвердилась джузовая идеология. Через лес все делалось. И кадры определялись, и духовное развитие, и все прочие дела, включая формирование интеллигенции. Это же унизительно но отношению к самому казахстанскому народу. И ислам, конечно, этим воспользовался. Сами кадры стали использовать ислам под видом поддержки традиций.
А что касается воспитательной работы, то я бы сказал так: ее надо трансформировать в серьезные экономические и практические дела. Путь не самый легкий. Сколько ввозим в Казахстан и сколько вывозим - в данном случае надо быть очень осторожным. Ведь производство угля и металла, которые оттуда вывозим, себя не окупает. Да и хлеб, наверное, не дает большого дохода. Казахстан у нас - единственная товарная республика по хлебу. Хотя и берет для себя с урожая больше, чем следовало бы - для животноводства. Но и здесь у нас провал: коров кормим зерном. Правильна мысль о необходимости выращивать рабочий класс. Это важно для любой нации. Но здесь-то, в республике - кто тогда будет у них работать в сельском хозяйстве? В общем, куда ни кинь - везде проблемы. Потенциал там огромный во всех отраслях, а отдача слабая. И потом - нельзя и казахстанцам тоже забывать, что хлеб-то убираем на целине всей страной.
В общем, надо динамизировать все процессы и пытаться создавать новую атмосферу в республике, которая всех бы сплотила. Надо спокойно, уважительно работать с людьми, даже с теми, кто заблудился. И с кадрами не торопиться. Они переживают там за то, что случилось. Не нужно попусту всех обижать... Письма идут в ЦК не только от казахов, а и от русских, украинцев, немцев. Нельзя на весь народ распространять вину.
Очень остро, не только в Казахстане, стоит вопрос о национальном языке. Вот передо мной письмо из Белоруссии. О чем автор пишет? Если в детском саду не научить ребенка белорусскому языку, то в школу он пойдет в русскую. То же и в Казахстане. Другое дело, когда там они начали элитные детские сады создавать, куда берут только казахов. А ведь ситуация такова, что казахи собственного языка не знают и не хотят его учить. Это тоже ни на что уже не похоже. Вот тут настоящий интернационализм и надо проявить: уважение к выбору, уважение к национальности. Ни национализма, ни тем более шовинизма, ни казахского, ни русского, ни какого другого нельзя допускать.
А посмотрите, что публикуют в детских книжках: определяют черты разных народов. Вот передо мной книжка: у казахов все черты хорошие, а у других - много нехороших.
Понятно, развитие страны неизбежно приводит к углублению интереса к корням своего народа. Мы что - против возрождения этого интереса? Нет. Другое дело, как это подавать, как сочетать с интернационализмом, с отношениями между людьми разных национальностей. И не проходить мимо вредных проявлений, не молчать. Мы же призываем к дружбе, к сотрудничеству, к взаимоуважению. В жизнь входит новое поколение на национальной почве. Но они должны проходить школу интернационализма. Да, формируется, растет местная интеллигенция. Это что - плохо? Но она же и источник всякого рода националистических перехлестов. Тут все очень тонко.
Или вопрос о русских я Казахстане. Их там почти половина. А это, оказывается, «народ некоренной национальности». Получается, что 65 процентов там некоренных (русскоязычные; среди них - 40 процентов русский). Это правильно? Мы опять сталкиваемся с проблемой инородцев. Начинаем делить: кто коренной, кто некоренной. Чепуха получается. Кстати, это вопрос также и теоретический.
Документальный сборник «Как «делалась»политика, перестройки». Архив Горбачев-Фонда.
"Cоюз можно было сохранить". с. 15-18.
Поделиться: