Запоздалый рывок Виктора Ющенко.
Автор: ИАЦ МГУ
Интервью Валерии Ромащенко журналу «ЕвроАзия».
- Последние опросы общественногомнения свидетельствуют о росте популярности нынешнего президента УкраиныВиктора Ющенко. Насколько серьезным Вам представляется этот тренд?
- Я полагаю, что рост рейтингаВиктора Ющенко обусловлен двумя факторами. Во-первых, это падение популярностиЮлии Тимошенко и Арсения Яценюка. Следовательно, часть «оранжевого» электората,что называется, возвращается к истокам. Фактор второй – это вполне возможноезавышение рейтинговых показателей президента Украины, поскольку данные опроса,на который Вы ссылаетесь, были обнародованы околопрезидентскими структурами.Так что, 2-3%, возможно, были подрисованы для создания соответствующеговпечатления. Мол, все идет по плану и к дате выборов Виктор Ющенко будетреальным конкурентом Виктору Януковичу.
- Пусть даже и небольшой, но все-такирост рейтинга – это заслуга Ющенко или просчеты его конкурентов?
- Мне представляется, что АрсенийЯценюк фактически провалили избирательную кампанию, и в какой-то момент егоспонсорам стало ясно, что перспектив у него, по сути, не осталось. Что касаетсядействий Юлии Владимировны, то нельзя однозначно говорить о ее успехах илиошибках. Кампания идет очень динамично. Как только Тимошенко начинаетзаигрывать с Москвой, она сразу теряет часть «оранжевого» электората, который,вполне возможно, переходит в плюс к Виктору Ющенко. Политический цинизмнынешнего украинского премьера в этом отношении беспределен. Но обратнаясторона такой тактики, это конечно, опасность размывания части т.н. «ядерного»электората, который у Тимошенко все-таки ближе к «классическому» Ющенко, нежелик тому крайне эклектичному образу, который пытается сейчас выстроить ЮлияВладимировна. Объективно все это на руку Януковичу, который задействуетмаксимум возможного по своим традиционным регионам, и в этот раз может получитьчасть электората левых партий. Прежде всего, социалистов, которые находятся вкаком-то полуобморочном состоянии. Так что, рост рейтинга Ющенко, как непарадоксально, ведет к почти одновременному укреплению позиций Януковича, егоосновные конкуренты начинают отставать.
- В своей недавней публикации«Феномен Януковича» Вы обращали внимание на какую-то усталость лидерарегионалов от большой политики. Может ли эта вялость избирательной кампанииЯнуковича на фоне судорожной активности Тимошенко, в конце концов, сыгратьпротив него, допустим, во втором туре?
- Вы абсолютно правильносформулировали вопрос. Для первого тура запаса Виктора Януковича должно хватитьдля безусловной победы. Я не очень верю в консолидацию «оранжевого» электоратанакануне второго тура, но, в принципе, такое возможно. И вот в этот моментпотребуются какие-то принципиально иные, более нестандартные ходы, совершенно инаяэнергетика. Думаю, что никто не может с уверенностью сказать, что ВикторЯнукович подготовлен к такого рода смене стиля избирательной кампании. Заметно,что его штаб делает ставку на два качества кандидата – спокойствие иуверенность.
- Если сравнивать эту избирательнуюкампанию с кампанией 2004 года до «майданного» периода, какие различиябросаются в глаза?
- Прежде всего, отсутствие т.н.«Фактора Кучмы». Большая часть реальной борьбы в ту кампаниюразыгрывалась под ковром, когда Леонид Кучма старался сохранить за собой рычагиманипулирования главными кандидатами – Ющенко, и Януковичем. Кроме того, с лета2004 года Тимошенко играла в тандеме с будущим победителем, и этот фактор такжеопределял несколько иной характер кампании. Ну, и наконец, мы видим довольноспокойное отношение в российской элите к происходящему на Украине. Возможно,что это спокойствие носит показной характер, даже скорее всего, это именно так.Но, как я уже говорила в одном из своих интервью, задача Кремля предельнопроста – не допустить сохранения у власти Ющенко, и договориться наопределенных условиях с будущим победителем. Не важно – с Януковичем илиТимошенко.
- Спасибо за беседу.
Поделиться: