Зачем в разгар кризиса снижать инвестиционную привлекательность Казахстана?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Противоречия казахстанского государства с иностранными нефтяными компаниями нарастают по мере ужесточения национального законодательства о недрах. Но не только. Кризис также дает о себе знать. К чему это может привести в перспективе? Ведь пик планируется на весну 2009 года. И если первый его виток стране удалось достаточно благополучно перенести, то во многом благодаря высоким ценам на нефть. Сегодня же ситуация коренным образом меняется. Падение цен на нефть способно не просто усугубить кризисные явления в экономике Казахстана, но и лишить его технологического потенциала иностранных компаний, которые здесь работают.
Зачем в разгар кризиса снижать инвестиционную привлекательность Казахстана?

Противоречия казахстанского государства с иностранными нефтяными компаниями нарастают по мере ужесточения национального законодательства о недрах. Но не только. Кризис также дает о себе знать. К чему это может привести в перспективе? Ведь пик планируется на весну 2009 года. И если первый его виток стране удалось достаточно благополучно перенести, то во многом благодаря высоким ценам на нефть. Сегодня же ситуация коренным образом меняется. Падение цен на нефть способно не просто усугубить кризисные явления в экономике Казахстана, но и лишить его технологического потенциала иностранных компаний, которые здесь работают.

Последние события вокруг нефтяных фирм стали показательными. Государство в лице Атырауской областной прокуратуры и отдела культуры и развития языков Жылыойского района обвинили руководство СП «Тенгизшевройл» в грубом нарушении Закона «О языках», так как служебная документация и документы общего пользования составлялись исключительно на русском и английском языках.

В прошлом году государство так неоригинальничало и предъявляло претензии по несоблюдению экологического законодательства. И сейчас все бы ничего, ну, бывает - забыли чиновники, что в Конституции РК сказано, что русский помимо статуса языка межнационального общения является еще и официальным языком Казахстана. (Кстати, в этом отношении Казахстан оказался гораздо демократичнее «самой демократичной» страны СНГ (после Грузии, конечно) - Украины, где в комментариях к Основному закону было указано, что единственно аутентичным текстом Конституции Украины является текст на украинском языке, то есть текст на русском неаутентичен и силы не имеет.)

Налицо крайняя нелогичность - Казахстан много лет формирует свой имидж на тиражировании образа как страны межэтнического согласия и межкультурного диалога. А когда нужно «прижать» оппонента (да и оппонента ли вообще?), то другой риторики не находится. Видимо, очередной раз исполнительная власть на местах «недопоняла» Центр.

Сюжет второй. Но такой же свежий. Нефтяные компании, занятые в нефтегазовой отрасли РК, выдвинули ультиматум властям страны. Ряд компаний, в том числе казахстанская «КазЭнерджи», предупредил Астану, что если она не снизит экологические штрафы, компании будут вынуждены уволить большое количество рабочих. Понятно, что это будут рабочие, нанятые из местных.

Ультиматум, что называется, в точку. Массовые увольнения для правительства сейчас совсем нежелательны. Однако вряд ли казахстанское руководство пойдет на снижение штрафов. Видимо, это неплохое денежное «подспорье», а в ситуации экономического кризиса каждая копейка на счету. И в принципе пойти на попятную в вопросе пересмотра «правил игры» с иностранными инвесторами - тоже весьма непростое дело. А главное, для местной элиты, особенно чиновничьей, совсем нежелательное.

Напомню, формально пересмотр условий контрактов датирован мартом 2002 года, когда устами Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстан объявил о намерении «уточнять отдельные положения ранее заключенных контрактов в целях обеспечения баланса экономических интересов государства и инвестора, создания равных условий для всех налогоплательщиков». Однако настоящий импульс процесс пересмотра «нефтяных договоров» получил после скандала вокруг итальянской компании ENI, оператора разработки месторождения Кашаган. При этом Казахстан активно использовал российский опыт давления на иностранные нефтяные компании с помощью экологической риторики (скандал вокруг проекта «Сахалин-2»). Были внесены поправки в Закон «О недрах», в соответствии с которыми государство вправе пересматривать заключенные ранее соглашения, если они не соответствуют национальным интересам РК.

Во многом желание казахстанского руководства «восстановить справедливость» в области доходов от разработки недр понятно. Но вовремя ли? Даже в условиях падения цен на нефть. В погоне за виртуальной справедливостью и «штрафными деньгами» можно потерять гораздо больше. К примеру, снизить привлекательность инвестиционного климата в Казахстане.

А кто сказал, что если уйдут нефтяные компании, то на их место сразу придут другие?

НОВАЯ ГАЗЕТА - Казахстан

Поделиться: