За последние годы количество противников вступления в НАТО на Украине увеличилось

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Время от времени возникают дебаты вокруг флота, но все эти проблемы быстро гасятся газовыми переговорами. Наши чиновники, когда ездят в Россию, дают какие-то обещания, какие-то гарантии о том, что договор не будет пересматриваться. Есть легитимный договор до 2017 года, и скорее всего его не пересмотрят до 2017 года. Хотя время от времени та или иная политическая сила, особенно перед выборами, будет поднимать эту тему. Одни будут поднимать с точки зрения жесткой защиты договора и возможной пролонгации, другие будут выступать с предложениями пересмотреть договор и с категорическим нет пролонгации. Но до 2017 года худо-бедно договор будет выполняться.
За последние годы количество противников вступления в НАТО на Украине увеличилось

Интервью Kreml.org

Дмитрий Выдрин депутат Верховной Рады

Каково отношение различных политических сил к вступлению Украины в НАТО?

Есть социологические данные на этот счет. Показатели меняется по годам, но тенденция пока остается, по крайней мере, на протяжение пяти последних лет: относительное большинство выступает против вступления Украины в НАТО, и довольно большой процент опрошенных не имеет собственной позиции, ссылаясь на отсутствие полной информации, незнание ситуации и так далее. Причем за последние годы количество противников вступления в НАТО, как ни странно, увеличилось. Почему я говорю: как ни странно - поскольку нынешняя власть прилагает определенные усилия, чтобы переломить общественное мнение, но эти усилия вызывают обратный эффект. Что касается политических сил, то они, в принципе, позиционировали себя по данному вопросу: есть горячие сторонники, к ним можно отнести партии, входящие в блок 'Наша Украина - Народная самооборона'. Там партии колеблются в зоне 'от очень горячих до просто горячих сторонников вступления'. Есть БЮТ, большой блок, куда входят несколько партий, которые занимают выжидательную позицию, боясь потерять голоса на востоке. А поскольку БЮТ абсолютно "заточен" на перманентные выборы, и региональные и центральные, для БЮТа выборы - это естественная среда существования, и они ожидают выборы буквально ежегодно, если не ежеквартально, в силу этого они очень сдержанны в своих геополитических симпатиях и предпочтениях. И есть Партия регионов, которая на словах выступает противником, а на деле - это ситуативные идеологи, когда их люди попадают в правительство, они с удовольствием поддерживают те инициативы президента, которые связаны с продвижением в сторону альянса. Но когда они не у власти, они антинатовцы. И есть партии, которые ближе к маргинальному спектру сегодня, это коммунисты, которые занимают жесткую антинатовскую позицию, и социалисты, которые занимают опять-таки антинатовскую позицию, но социалисты сегодня в центральной власти не присутствуют, они присутствуют только на уровне местной, районной и областной власти. Вот такой основной спектр.

Не противоречит ли факт присутствия Черноморского флота вступлению Украины в НАТО?

Время от времени возникают дебаты вокруг флота, но все эти проблемы быстро гасятся газовыми переговорами. Наши чиновники, когда ездят в Россию, дают какие-то обещания, какие-то гарантии о том, что договор не будет пересматриваться. Есть легитимный договор до 2017 года, и скорее всего его не пересмотрят до 2017 года. Хотя время от времени та или иная политическая сила, особенно перед выборами, будет поднимать эту тему. Одни будут поднимать с точки зрения жесткой защиты договора и возможной пролонгации, другие будут выступать с предложениями пересмотреть договор и с категорическим нет пролонгации. Но до 2017 года худо-бедно договор будет выполняться.

Какова внутренняя ситуация на Украине в связи с тем, что правящая коалиция лишилась большинства в Раде? К чему это может привести?

Это приведет и к смене правительства, и к досрочным выборам, потому что де-факто коалиция не существует. Коалиция определяется не только юридическими тонкостями, а определяется еще результативностью. В нынешнем составе коалиция неспособна свои собственные законы проводить и голосовать, и поэтому это вопрос только времени. Сейчас, с одной стороны, правящий истеблишмент, пользуясь летней 'расслабухой', пытается сделать вид, что ничего не произошло, а с другой, пытается как-то найти недостающие голоса. И эту ситуацию неопределенности будут пытаться пролонгировать до сентября. Парламенту осталось две недели до парламентских каникул, а после каникул - может быть, что-то изменится, может быть, произойдет какое-то чудо. У нас всегда все политики верят в какие-то чудеса, поэтому постараются заморозить ситуацию до 2 сентября, когда начнет работать парламент. Но уже в этом году вероятен и уход правительства, и очень вероятны досрочные выборы.

И если выборы будут проходить по действующей схеме, то результат будет примерно такой же: плюс-минус два-три голоса в ту или иную сторону. Опять будет ситуация неопределенности, опять будет такой же парламент с шатким большинством, и опять будет угроза досрочных выборов. Поэтому желательно, чтобы парламент распустился, выполнив все-таки некую миссию. Такой миссией является принятие Закона о выборах. Одни предлагают возврат к смешанной системе, другие предлагают открытые списки, где партии закрепляют за своими членами определенные избирательные округа. Но очевидно то, что требуется изменение выборной системы, и нет консенсуса по поводу того, как изменять выборную систему - либо двигаться вперед, либо возвращаться к предыдущим вариантам, которые худо-бедно, но давали действующие парламенты.

А как в условиях кризиса власти развивается экономика страны? Еще недавно было достаточно широко распространено мнение, что в условиях политической нестабильности экономика Украины развивается достаточно быстрыми темпами.

Я один из авторов этого утверждения, по крайней мере, один из первых, кто отследил эту закономерность. Эта закономерность касается мелкого и среднего бизнеса, политическая неопределенность не препятствует, а даже способствует развитию мелкого и среднего бизнеса, поскольку фискальные органы, силовые структуры меньше оказывают давление на этот сегмент бизнеса, и экономика растет за счет этого сегмента. Но сейчас есть ощущение, что ресурсы развития этого сегмента исчерпаны. А крупный бизнес в ситуации неопределенности, как правило, не развивается. А именно крупный бизнес отвечает за инфраструктурные изменения, мелкий и средний бизнес не строит дороги, не прокладывает газопроводы, не ремонтирует коммуникации, не строит порты и так далее. Поэтому сейчас, я считаю, идет замедление экономики именно за счет того, что мелкий и средний бизнес исчерпал ресурс развития на собственной основе, а для дальнейшего роста мелкого и среднего бизнеса требуются то, что создается крупным бизнесом. Поэтому если неопределенность будет продолжаться, то замедление экономики будет продолжаться.

Значит, Украине нужна, прежде всего, стабильность?

Украине нужна модернизация. 'Стабильность' в Украине считается ругательным словом, поскольку под стабильностью чаще всего понимают консервацию действующей ситуации, экономической и политической. Украине нужна не стабилизация, ей нужна системная модернизация базовых сфер, прежде всего инфраструктуры, финансового сектора и других секторов, которые являются базовыми секторами экономики и оказывают прямое воздействие на политику.

Теги: Украина

Поделиться: