ЗА КАРАБАХ БЬЮТСЯ ПОД МОСКВОЙ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня в Москве состоятся российско-армянские консультации на высшем уровне. Президент Медведев пригласил армянского коллегу Сержа Саргсяна на доверительный разговор сразу же после переговоров с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым, состоявшихся ровно неделю назад. В этом ракурсе повестка дня встречи президентов России и Армении очевидна и, главным образом, будет касаться урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и только во вторую очередь главы государств станут обсуждать проблемы двусторонних отношений.
ЗА КАРАБАХ БЬЮТСЯ ПОД МОСКВОЙ

Сегодня в Москве состоятся российско-армянские консультации на высшем уровне. Президент Медведев пригласил армянского коллегу Сержа Саргсяна на доверительный разговор сразу же после переговоров с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым, состоявшихся ровно неделю назад. В этом ракурсе повестка дня встречи президентов России и Армении очевидна и, главным образом, будет касаться урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и только во вторую очередь главы государств станут обсуждать проблемы двусторонних отношений.

Переговоры по урегулированию конфликта Армении с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха движутся к некой кульминации. Президент Медведев, похоже, намерен взять на себя всею полноту ответственности за посредничество между сторонами, не взирая на возможные риски провала миротворческой инициативы. Разговор с Сержем Саргсяном станет продолжением длительных переговоров с Ильхамом Алиевым.

Последний достаточно четко и внятно позиционировал мотивы поведения и намерения Баку для движения к миру с Арменией. По заявлениям российского президента по итогам переговоров с Ильхамом Алиевым создалось ясное представление о том, что он согласен с доводами Азербайджана, решать застарелый конфликт в рамках территориальной целостности страны, а также в соответствии с решениями международных организаций. Последний тезис был озвучен самим Медведевым, что несказанно обрадовало и обнадежило азербайджанскую делегацию.

Ведь согласно решениям ООН и ОБСЕ армянские оккупационные войска должны покинуть азербайджанские территории вне пределов Карабаха, что позволило бы покинувшим их азербайджанцам вернуться к родным очагам. Для Армении такой расклад отнюдь не позитивен. Уход из буферной территории или зоны безопасности, как называют в Ереване семь захваченных азербайджанских районов по периметру бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, армяне обусловливают официальным признанием со стороны Азербайджана независимости созданной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Однако сама Армения до сих пор не решилась такой шаг, опасаясь неадекватной реакции Баку и Москвы.

В нынешних политических реалиях Южного Кавказа независимость НКР тем более не может быть признана Россией. Москва и без того тяжело переваривает признание государствами бывших грузинских автономий - Южной Осетии и Абхазии - как симметричного ответа на американское признание независимости сербского края Косово. Москва может и не решилась на такой отчаянный шаг, если бы грузинское руководство не занимало откровенно антироссийские позиции, не играло на интересах своего большого соседа и не двинулось войной на южных осетин.

Вовлекаться в ненужную авантюру с Карабахом и тем самым отстранять от себя в меру лояльный, умеренный и прогнозируемый режим в Баку Москве совсем не с руки. Россиянам в геополитическом сражении за прикаспийский регион все важнее удерживать свое внимание на Азербайджане, выстраивать с ним доверительные и обоюдовыгодные отношения в энергетической сфере. О том, что отношения между Россией и Азербайджаном могут быть существенно насыщенней и стратегически важнее, чем армянский вектор, еще раз подтвердил прошедший визит Ильхама Алиева в Москву. Для Сержа Саргсяна такое поведение своих союзников, наверняка, стало откровением, так же как и начало совместной игры в регионе между Россией и Турцией. Их общие усилия на карабахском фланге, направленные, в том числе, на вытеснение внерегиональных игроков способны кардинально изменить расстановку сил на Южном Кавказе.

Однако и Ереван не намерен сдаваться без дипломатического боя. В российской столице для него приготовили некий набор разменов, который он должен будет принять или отвергнуть, предложив в таком случае ответные не менее позитивные для России решения. Разменный набор давно растиражирован и формулируется примерно так: постепенное освобождение армянами пяти из семи азербайджанских районов обернется открытием турецкой границы, снятия транспортной блокады, возобновления экономических отношений с Турцией и Азербайджаном.

При этом, как заявил, находясь в Москве, президент Азербайджана Ильхам Алиев, для связи Армении с Карабахом может быть сохранен так называемый Лачинский коридор. Во всяком случае, в Баку не видят в этом серьезных препятствий для продвижения переговоров.

Выслушав рекомендации Москвы, Серж Саргсян однозначно не станет отвергать их и торопиться с ответами, взяв время для размышлений, даже в том случае если не будет доволен гарантиями безопасности для НКР. Однако пауза протянется не далее чем до начала мая, до планируемого пражского рандеву с Ильхамом Алиевым. Возможность для маневра у армянского лидера чрезвычайно мала. Заинтересовывать Россию экономической привлекательностью несколько наивно, учитывая, что больше половина экономики напрямую контролируется российскими компаниями. От блокады и прочих политических издержек в Армении они терпят скорее убытки, чем зарабатывают деньги. Наоборот именно открытие границы с Турцией существенно повысит экономические перспективы роста и выхода на прибыли.

Сегодня российские компании обеспечивают потребности Армении в природном газе и ядерном топливе. Россия занимает первое место среди внешнеэкономических и инвестиционных партнеров этой страны. В прошлом году товарооборот составил 899,9 млн долларов (рост по сравнению с 2007 годом составил 9,5%). Объем накопленных российских инвестиций в экономику республики превысил 1,8 млрд долларов. Основными сферами их приложения являются энергетический, банковский, горно-металлургический и строительный секторы армянской экономики, отрасль связи.

В конце 2008 года дочка ОАО "РЖД" - ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" получила в концессионное управление «Армянские железные дороги». Как отмечается в анонсах визита Сержа Саргсяна и перечисления вынесенных для обсуждения экономических вопросов, среди приоритетных направлений взаимодействия - комплексная модернизация железнодорожной инфраструктуры Армении. Но для чего нужны все эти работы, если далее чем в Грузию и в перспективе Иран из Армении не уедешь?

Прямая железнодорожная связь с Россией в ближайшем будущем будет возможна только через Азербайджан и только после старта урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Снятие изоляции в некоторой степени облегчит и снабжение российской военной базы, расквартированной в Гюмри. Весь потенциал российско-армянских отношений может быть раскрыт в атмосфере мирного сотрудничества на всем пространстве Южного Кавказа. Вызывает большие сомнения, что Серж Саргсян на переговорах с Медведевым будет спекулировать военными интересами России и тем более угрожать выводом российской базы, как это, например, сделали киргизы с американской базой на своей территории.

В то же время нынешний президент Армении как, впрочем, и его предшественник Роберт Кочарян - выходцы из Карабаха и именно благодаря их усилиям азербайджанские районы оказались под контролем армянских войск. Серж Саргсян лично руководил военными операциями против азербайджанских вооруженных сил в начале 90-х годов прошлого века и теперь спустя почти 20 лет своей росписью должен вернуть эти территории обратно уже без боя. Под силу ли это бывшему карабахскому полевому командиру, поднявшемуся до президентского кресла Армении?

Евгений КРИШТАЛЁВ

Вести Кавказа

Поделиться: