Юрий Суслопаров: Зачем Казахстану новый имидж?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одной из главных проблем реализации национальных интересов Казахстана на международной арене является слабость контролирующих механизмов в формировании позитивного образа Казахстана. За 16 лет после распада СССР руководство РК не сумело создать действенные механизмы в выработке собственного позитивного образа в странах постсоветского пространства и на Западе как среди политической и бизнес элиты, так и среди большинства граждан. В сознании западного обывателя утверждается негативные образы страны, связаннее с продвижением в медийном пространстве фильма «Борат», закрепляющего представление о казаха и казахстанцах, как о диких, примитивных, малокультурных людях, а о Казахстане, как о стране с диктаторским или, в лучшем случае, с авторитарным режимом, неспособным к восприятию модели западной демократии.
Юрий Суслопаров: Зачем Казахстану новый имидж?
А каким был старый?

Одной из главных проблем реализации национальных интересов Казахстана на международной арене является слабость и неэффективность механизмов формирования позитивного образа страны. За 16 лет после распада СССР руководство РК не сумело создать действенные инструменты, способствующие выработке устойчивого позитивного образа в странах постсоветского пространства и на Западе, как среди политической и бизнес элиты, так и среди большинства граждан. В сознание западного обывателя внедряются негативные образы страны, связаннее с появлением в пространстве масс-культуры фильма «Борат», закрепляющего представление о казахах и казахстанцах, как о диких, примитивных, малокультурных людях, а о Казахстане, как о стране с диктаторским или, в лучшем случае, с авторитарным режимом, неспособным к восприятию модели западной демократии.

Вместе с тем, общепризнано, что политика формирования позитивного образа должна стать одной из ключевых составляющих внешней политики Казахстана и превратиться в инструмент расширения влияния, как в странах СНГ, так и на Западе. Однако этого не происходит в силу преобладания так называемого политтехнологического подхода. Формирование "образа страны" становится виртуальным действием, абсолютно лишённым какой-либо связи с реальной жизнью страны, проблемами и достижениями её граждан.

Единственный брэнд, который продвигает сейчас Казахстан на Восток и Запад - президент Нурсултан Назарбаев. Попытка создать привлекательный образ страны через визуализацию казахстанской истории, как это было сделано в фильме «Кочевник», полностью провалилась как в России, так и в США по причине крайнего непрофессионализма продюсерской работы и, избыточного перераспределения бюджетных средств не на конечный "продукт", а на интересы тех людей, которые обеспечивали продвижение "Кочевника" на внешние рынки.

Поэтому моделируя оптимальный путь продвижения имиджа страны, необходимо, прежде всего, определиться с тем, что именно понимается под «образом страны» в варианте "на экспорт", какими способами государство намеренно решать эту задачу?

Само понятие «имидж» предполагает коррекцию образа по средствам ряда стандартных процедур, и, в первую очередь, выборочного, целевого информирования. Имидж формируется на основе уже имеющегося образа, но не тождественен ему. Поэтому образ Казахстана будет формироваться у любого иностранца по мере появления в поле его сознания всего, что относится к Казахстану. В то же время имидж РК уже представляет собой результат воздействия с разных сторон, работающих с этим образом. И целенаправленное формирование имиджа страны возможно только тогда, когда происходит учёт менталитета и особенностей культуры той страны, в которой происходит формирование этого имиджа. В этом смысле, работать над имиджем Казахстана в России гораздо проще, нежели продвигать образ и имидж РК в странах Запада.

Именно для решения этой задачи в феврале 2007 года в составе Министерства иностранных дел РК был создан Департамент международной информации, основной функцией которого стало формирование имиджа страны за рубежом. Уже в мае 2007 года Департамент привлек к работе два крупных PR-агентства, в том числе «Корпорацию развития общественных связей» (КРОС) в России. В августе 2007 года КРОС участвовала в освещении хода выборов в Мажилис Парламента Казахстана. Сложно оценивать качество работы российской структуры, вопрос скорее к Заказчику: а какой конкретный результат планировалось получить по результатам работы? Благоприятную общественную реакцию на формирование однопартийного Мажилиса? Так на эти цели и одного тенге не надо было тратить.

Российскому обывателю абсолютно безразлично.. Бизнес-сообществу РФ еще более не интересно..Тогда на кого были ориентированы все публикуемые в рамках этой кампании материалы? Вопрос риторический.

Любопытно, а каким видят образ страны сами казахстанцы? В одном из социологических опросов, проведенных в Алматы примерно год назад формулировался вопрос: "Если бы Вас спросил иностранец, что такое Казахстан, какими тремя словами или выражениями Вы бы охарактеризовали нашу страну?" . Получился характерный ряд: вторая Швейцария, Каспийское море;большая, простор, просторные степи, огромная территория, бескрайняя, вторая по величине страна в Евразии после России; содержит всю систему Менделеева в своих недрах, много полезных ископаемых, богата природными ресурсами, нефть; солнце, тепло; географическое положение между Европой и Азией. (http://zonakz.net/articles/18698 )

В принципе, готовый вариант клипа для MUZone. Летит гордая птица, голубое небо, степь, горы, задумчивое лицо охотника-степняка сменяет довольный нефтедобытчик - есть удачное бурение, звучит красивая и обязательно медленная мелодия, поет будущее страны..две девушки и двое ребят (современная одежда меняется на этнокостюмы через куплет)....

Впрочем, мы отвлеклись. Не случайно ведь казахстанские эксперты "по созданию позитивного имиджа" так пристально изучают российский опыт.

Послушаем, что говорит о проблеме формирования позитивного имиджа России такой авторитетный человек как А. Школьник, один из руководителей "Медиакратии".

На вопрос: Чего же России не хватает для того, чтобы активно заняться "исправлением" имиджа? Последовал ответ:

"Почему-то нас всегда слегка раздражает, когда кто-то не скупится на хорошее дело. Имидж – удовольствие дорогое. Вспомните, сколько стоят услуги хорошего стилиста. А здесь речь идет о куда более масштабном проекте. Россия должна иметь за рубежом устойчивую репутацию надежного партнера, перспективного государства, нам нужна, если хотите, устойчивая позитивная мода на Россию, на русский стиль. Это дорого. Особенно если принять во внимание тот уровень недоброжелательности, которая все еще сохраняется по отношению к нашей стране за рубежом.

Образ новой России имеет значение и для нас, ее граждан. Ведь чем устойчивее будут ее внешние позиции, тем комфортнее станет внутренняя жизнь, тем больше гордость за страну. А это немало".

Замените в каждом предложении Россию на Казахстан и вы поймете, что вовсе не условия жизни влияют на авторитет и привлекательность страны, а особая гордость за...(она у казахов и россиян, видимо, общая).

Теги: Казахстан

Поделиться: