Юрий Суслопаров: Кризис как ожидание перемен
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: Юрий СУСЛОПАРОВ
Ак орда демонстрирует сдержанный оптимизм и твердое желание переломить негативные тенденции в экономике, не дав кризисному «пожару» перекинуться на социальную сферу. Президент, премьер, нуротановские чиновники буквально по часам «перекрывают» информационные каналы, внедряя в общественное сознание главную мысль - все идет по плану. Кайрат Келимбетов успешно осваивает роль Ермухамета Ертысбаева, хотя, казалось бы, реальная экономика и пиар до сих пор считались вещами плохо совместимыми. Получится ли «заговорить кризис», ведь залить его деньгами у Ак орды не очень выходит?
Население старается верить в лучшее, но через «кухонное радио», в полголоса, передает информацию совершенно иного характера - кризис только разгорается, дна не видно, впереди новые сокращения, крах ряда крупных банков, девальвация национальной валюты. Делаем поправку на специфику «кризисного мышления» и приходим к выводу, что истина (как всегда) посередине, но тревожные ожидания населения РК сами по себе могут привести к росту напряженности, даже если 90% предсказаний окажутся чистым блефом. Тем более что кризис еще не дошел до всех и каждого, и многие в душе надеются, что минует их чаша сия. А ну как не минует?
Казахстанское государство, как, впрочем, и российские власти, так старательно выводило жителей республики из «реальной политики», что прослойка «общественно активных» сократилась до минимальных значений. Долгое время это казалось благим делом, одной из негласных гарантий стабильности. Рост заработных плат, определенные социальные льготы - то, что называлось «результатом успешных экономических реформ», выступали в качестве своеобразных «заменителей» политической активности. Даже оппозиция смотрелась настолько неубедительно, что вряд ли у среднестатистического казахстанца возникало желание реализовать «альтернативный выбор».
Кризис может изменить многое, если не все. В России и Казахстане элиты сохраняют надежду, что перемены затронут только архитектуру экономических и финансовых реалий посткризисной эпохи. Но эти расчеты могут не оправдаться. Если с петроэкономикой будет покончено, общества-рантье не смогут больше жить только за счет перераспределения сырьевой ренты. Закачка средств в социальную сферу не сможет более выполнять функцию анестезирующего препарата, поскольку главный ресурс в виде высоких цен на энергоносители просто исчезнет.
Тогда конкурентной неизбежно станет не только экономика, но и сфера политики. Она станет таковой не вследствие технологических ухищрений Кремля или Ак орды, а по причинам объективного характера - временного, но чрезвычайно интенсивного размывания среднего класса, неконтролируемого роста численности социальных аутсайдеров, активизации протестных настроений.
Победить на любых выборах с нужным результатом власти способны до сих пор, другое дело, что в условиях давления внешних и внутренних факторов сделать это красиво, с учетом предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ, будет задачей исключительно непростой.
Если в России возможны сценарии политической игры с участием КПРФ, "Справедливой России" и срочно создаваемой «новой правой», то в Казахстане такого ресурса просто не существует. Ни правый, ни левый фланги политического спектра до конца не оформлены. Партия "Нур Отан" в своем нынешнем состоянии не способна к гибкому реагированию на динамично изменяющуюся политическую ситуацию. Псевдоконкуренты из "Ак Жол" или КНПК никакого реального рейтинга не имеют. Рейтинг ОСДП или "Азат", это показатели влияния их лидеров, но никак не социальной поддержки определенной программы.
Абсолютно точный прогноз дал член экспертного Совета Карнеги Николай Петров: «Неизбежно возникновение самочинных политических сил, которые не придуманы кем-то в кабинете, а реально опираются на людей, отражают их чаяния и интересы. Кремлю (и Ак орде - авт.) придется не только считаться с этим явлением, но и идти на диалог с выразителями этих все более усиливающихся социальных протестов. Купировать такого рода социальные настроения, как это сделали в экономически благополучном 2005 году, сейчас не удастся».
Выходом из этой непростой ситуации могла бы стать параллельная реформа партии власти и отказ от жесткого контроля за партийно-политическим пространством со стороны исполнительных органов. «Политический рынок» в кризисный период точно также как банковский и финансовый сектор может очиститься от «лишних игроков», сформировать реальных конкурентов для партии власти. Но вероятность такого сценария ничтожно мала. Укреплять, укреплять и укреплять - единственный смысл действий Кремля и Ак орды. Как результат искренней веры в то, что система, сформированная в последние десять-двенадцать лет, не подведет и сейчас. Нужно только винтики подкрутить. А там и новые, лучшие времена настанут. Блажен, кто верует.
Поделиться: