Юрий Суслопаров: Государства независимые от Содружества.
Автор: ИАЦ МГУ
Неформальный саммит лидеров стран СНГ прошёл в Москве без особых потрясений и политических сенсаций. Владимир Путин получил возможность сказать последнее «Прощай» своим коллегам по СНГ с тем, чтобы как в старом водевиле вернуться через несколько недель, но уже в совершенно ином качестве.
В свою очередь, постсоветские вожди, которых, как правило, приходилось, чуть ли не силком, тащить на подобные мероприятия, дружно изъявили желание на нём поприсутствовать, и засвидетельствовать своё почтение кремлёвскому дуэту. У каждого были свои резоны.
Нурсултану Назарбаеву была предоставлена ещё одна возможность пообщаться с будущим российским президентом, почувствовать, в какой степени сложные механизмы кремлёвской политики будут перераспределены между старой и новой властью.
Никаких стратегически важных вопросов для РК и РФ в рамках саммита решить всё равно бы не удалось, но Назарбаеву важно было дать понять российским властям, что, стремительно набравшая политический вес Астана сохранит свою приверженность союзу с Россией. Впрочем, любой визит президента РК рассматривается именно с этих «субъективных» позиций, поскольку слишком многое в отношениях между двумя евразийскими партнёрами было завязано на личных отношениях между президентами.
Накануне московской встречи Президент РК дал пространное интервью российским СМИ, которое полностью подтверждает это мнение. Вчитаемся : «Путин вернул россиянам уверенность в завтрашнем дне, чувство сопричастности к потоку мирового развития. Россия опять представляет собой важнейший геополитический полюс, от которого во многом зависит общая конфигурация системы международных отношений. Именно поэтому столь велико доверие россиян к Владимиру Путину.
Мне, президенту Казахстана, государства, которое является одним из ближайших союзников России, особенно радостно видеть нынешние успехи России. За восемь лет президентства Владимира Путина Россия и Казахстан стали еще ближе друг другу».
Чувствуется, что сказано от души. Новому хозяину Кремля будет не просто добиться столь же искренних и неформальных эмоций.
Предложения Нурсултана Назарбаева о создании комплекса совместных антикризисных мер, в связи с тревожной ситуацией на мировых валютных и фондовых рынках прошли «вторым планом». Инициативы Президента РК показывают высокую степень озабоченности официальной Астаны развитием событий на фондовых и валютных рынках мира. Пока казахстанские чиновники проводят "местную анестезию" бодрыми фразами о полном порядке в национальной экономике, Нурсултан Назарбаев не скрывает реальной сложности положения.
Другое дело, что изложенный Президентом "план по координации" не более чем "протокол о намерениях", которые вряд ли станет живым руководством к действию. Как можно эффективно взаиморегулировать экономики со столь разными значениями потенциалов. тем более что наши лидеры много лет отпихивались друг от друга под разными предлогами. Хотя, стоило бы вспомнить хорошую пословицу: пока гром не грянет..
А вот остальным участникам форума было явно не до высоких чувств.
Лидеры Грузии и Молдовы озаботились последствиями косовского прецедента и, очевидно, горели желанием получить от Кремля более или менее внятные гарантии отказа от немедленного признания de jure Приднестровья и Абхазии.
Ильхам Алиев также просчитывал возможные последствия «косовского прецедента» для Нагорного Карабаха, и, помимо всего прочего, получал звание почётного профессора ведущего российского ВУЗа.
Что касается Украины, то многое было решено еще во время визитов в Москву Ющенко и Тимошенко. Одним из главных переговорных вопросов была схема погашения Украиной долга за газ, потребленный в конце 2007-начале 2008 года. Юлия Тимошенко уже пообещала, что «через несколько дней» Киев оплатит поставки прошлого года, а затем «будут урегулированы вопросы по 2008 году». В день саммита леди Ю разразилась еще одним откровением. Премьер-министр Украины заявила о том, что из газового баланса страны исчезло 4 млрд. куб. м среднеазиатского газа.
По словам Тимошенко, она сама узнала об этом только во время переговоров с "Газпромом" в Москве в прошедший четверг. По слухам из Киева президентское окружение было в шоке от этого признания.
Поэтому Виктор Ющенко твердо решил контролировать ключевые решения «газовой принцессы» и сохранять статус модератора в переговорах между Киевом и газпромовским менеджментом. Четкой позиции в отношении «косовского вопроса» украинская элита не имеет. А делать громкие, но крайне рискованные заявления, в нынешней ситуации для Виктора Ющенко явно не лучший вариант.
Для остальных вождей появился повод обговорить со старой-новой кремлёвской властью текущие проблемы двусторонних отношений и заодно обозначить свою позицию по исполнению концепции реформы СНГ, о которой так много говорилось в течение прошлого 2007 года.
На смену Году Миграции приходит Год Транспорта, но в какой степени успехи и неудачи «прорывных» проектов увязаны с коллективными усилиями стран СНГ - большой вопрос?
Ситуация с новым «образом» СНГ по-прежнему остаётся туманной, поскольку ни Москва, ни Астана, которые выступают главными моторами процесса реформирования содружества не проявляли повышенной активности, акцентируя внимание на реализации собственных стратегических замыслов в иных сферах.
Кремль всё заметнее уходит в плоскость параллельных интеграционных проектов (ЕврАзЭс, ШОС, ОДКБ), что касается Нурсултана Назарбаева, то казахстанский лидер отдал все силы достижению председательства в ОБСЕ, а все остальные имиджевые программы были временно отодвинуты на второй план.
СНГ окончательно превращается в универсальную переговорную площадку, главная задача которой состоит в том, чтобы постсоветские лидеры имели возможность периодически обсуждать наиболее щекотливые проблемы двусторонних отношений, а Москва благодаря этому обстоятельству могли бы сохранить видимость роли главного модератора на просторах бывшего СССР. Что, конечно же, очевидная неправда, поскольку этот статус был утрачен Москвой в начале 90-х после неуклюжих (иначе не скажешь) действий ельцинского окружения в карабахском вопросе. А сейчас - попробуй, верни. Слишком много желающих поиграть в игры на постсоветском пространстве.
В тоже время абсолютно правы те аналитики, которые ещё год назад предрекали, что никакого краха и гибели Содружества в ближайшем будущем ожидать не стоит. Вялотекущий процесс распада, напротив, может быть заморожен в том случае, если Россия сумеет по максимуму использовать последствия «косовского прецедента». По крайней мере, официальная Москва уже заявила о том, что она поддерживает территориальную целостность республики Молдова, но к этому, собственно говоря, всё и шло, поскольку за последние полгода президент Воронин скорректировал своё поведение в сторону более внимательного отношения к российским интересам. Однако эта загадочная формулировка вовсе не означает, что Кремль решил «сдать» Приднестровье. Речь, скорее всего, идёт о возрождении так называемого «плана Козака», от которого молдавская сторона в своё время отказалась под сильным давлением Запада (Молдова превращается в федеративное государство, а Приднестровье получает конституционные права на выход из состава Федерации).
Что же касается проблем Абхазии и Южной Осетии, то, очевидно, что для России сейчас важно убедить президента Саакашвили, что его конфронтационный курс может только усилить зону напряжённости в отношениях между Москвой и Тбилиси. И совершенно очевидно, что Кремль уже заготовил сценарий, аналогичный западным моделям для Косово. И дело лишь только за тем, чтобы союзники России на постсоветском пространстве, в случае необходимости, могли проявить политическую волю и поддержать действия Москвы в том случае, если будет решено, что признание Абхазии и Южной Осетии - это единственно возможный вариант для непризнанных государств.
Если же говорить о реальных политических, экономических, военных интересах России, то они в большей степени будут связаны с форматом двусторонних отношений, ОДКБ и, возможно ШОС.
Ожидает ли СНГ скорый распад? Так ведь каждый год хоронят. Не следует спешить с подобными выводами. Потому что в сохранении переговорной структуры заинтересованы и другие участники Содружества. Следует только помнить, что процесс реформирования СНГ - процесс бюрократический и не связанный с реальными и объективными интересами, обращенными в будущее. Это попытка сохранить статус-кво. На большее рассчитывать нельзя.
Поделиться: