Юлия Якушева: После Лидера…
Автор: ИАЦ МГУ
Юлия Якушева.
О ситуации вокруг нового закона о лидере нации в Казахстане сказано и написано уже столько, что даже трудно добавить какую-то новую информацию или обозначить принципиальной иной взгляд на эту тему. За год обсуждения перья явно заточились. Нужно отдать должное Ак Орде, вопрос о статусе национального лидера оказался подготовлен настолько, что его восприняли как нечто абсолютно естественное. В отличие, кстати, от российского опыта, который в рамках знаменитой инициативы господина Султыгова от 2007 года оказался явно неудачен.
Неудачен потому, что не был согласован в полном объеме, оставался частной инициативой группы лиц из руководства «Единой России». Инициативу депутата убили внутри самой элиты, не понадобилось даже всенародного обсуждения.
В данном случае, это проект государственного масштаба, все этапы которого прописаны и утверждены на самом верху. Сомнений в этом нет.
Те, кто обращает преимущественное внимание на проблему гарантий безопасности для Президента и его семьи, явно упрощает сам вопрос. Не этот аспект проблемы находится в центре внимания казахстанской элиты. Ключевой вопрос остается прежним, что будет после Назарбаева и по какой схеме пойдет процесс постепенной передачи полномочий новым людям во власти? Будет ли этот процесс эволюционным, или же возможны какие-то сбои в системе, которые могут поставить под сомнение устойчивость государственных институтов в их прежней конфигурации?
Можно согласиться с Досымом Сатпаевым, элита стремится к самосохранению и через этот закон не только закрепляет особый лидерский статус Нурсултана Назарбаева, но и утверждает приемлимый для нее формат медленного обновления слоя высшего политического руководства. Ибо понятно, что вместе с Президентом у власти, в той или иной форме, будут оставаться ключевые казахстанские элитарии.
Что это будет означать для будущего страны? Абсолютно не ясно. Равно как и в России, выбор между третьим сроком и нынешней тандемократией, это не спор между плохим и хорошим, а скорее, между голубым и круглым. Нет никаких критериев для проверки устойчивости создаваемой системы, да и в какой конечной форме она будет реализована – тоже большой вопрос.
Прошлогодние усилия Нур Отан и АП не то чтобы обнулены, они, конечно, использованы. Но вполне возможно, что это именно тот случай, когда обертка не соотносится с тем, что внутри ее. Казахстанская элита получила искомый результат, но, на самом деле это своего рода черный ящик в той части законопроектов, которые касаются расширенных полномочий лидера нации.
Кто и как воспользуется этими переменами, очевидно станет ясно в постпраздничный период. Но люди знающие уже напряженно хмурят лоб в смутных сомнениях. А все так хорошо начиналось....
Поделиться: