Юлия Якушева: Казахстан и многвекторные игры на Каспии.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Так что абсолютно прав Карим Масимов: "карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти". Вопрос только в том, какими методами и в каких конфигурациях альянсов и союзов эта борьба будет вестись.
Юлия Якушева: Казахстан и многвекторные игры на Каспии.

Экспертами из Азербайджана, Казахстана и России при поддержке некоммерческой организации Фонд развития «Институт Евразийских Исследований» подготовлен совместный доклад «Консолидация потенциала "прикаспийской пятерки": проблемы и перспективы». В нем отражены согласованные позиции представителей общественности по широкому кругу наиболее актуальных проблем Каспийского региона. Основные выводы авторов заключаются в том, что для Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана Каспий является «родным домом», от состояния дел в котором в значительной степени зависит благополучие каждой из пяти стран. В то же время для многих внешних игроков Каспийское море не более чем средство решения своих задач, зачастую никак не связанных с интересами народов, населяющих регион.

По замыслу авторов доклада, его презентация накануне неформальной встречи президентов Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана 11 сентября в казахстанском городе Актау могла бы способствовать поиску взаимовыгодных решений по проблеме Каспийского моря и активизации интеграционных процессов в формате «прикаспийской пятерки».

Презентации доклада состоится 9 сентября в г. Москве в «Президент-отеле». Среди разработчиков доклада, генеральный директор ИАЦ - Алексей Власов.

**********************************************************************************

В конце сентября этого года состоится встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым. Это будет вторая встреча, за короткий промежуток времени, лидеров стран каспийского региона, поскольку за две недели до визита, в казахстанском городе Актау состоится Каспийский саммит. Вполне очевидно, что тема сотрудничества и взаимодействия на региональном уровне окажется в центре внимания на предстоящих переговорах. Более того, дата визита определена таким образом, что к моменту начала двусторонних переговоров прояснилась позиция всех участников «большой каспийской игры». Кроме, пожалуй, Ирана, который, как стало известно не будет принмать участие в работе Саммита. Недавнее назанчение послом в эту страну Нурбаха Рустемова лишний раз свидетельствует о той роли, которую Астана отводит этому направлению внешней политики, но расчитывать на сближение позиций с Тегераном по каспийскому вопросу, скорее всего, в ближайшее время не приходится.

Помимо переговоров с Ильхамом Алиевым Нурсултан Назарбаев примет участие в саммите глав тюркоязычных государств, который состоится 2-3 октября в Нахчывани. Так что понятно, что и вопросы культурного и, шире, цивилизационного взаимодействия тюркских государств не останутся вне зоны внимания двух президентов. Но столь же очевидно, что энергетика, вопросы безопасности и правового статуса Каспия перевесят все прочие значимые составляющие двустороннего диалога. Азербайджан обеспокоен намерением Туркменистана, создать военно-морскую базу на Каспии. Бердымухамедов уже заявил о том, что конецформыначалоформы для военно-морских сил Туркменистана будут закуплены два современных корабля, вооруженных ракетами. С учетом неурегулированных вопросов по нескольким азербайджанским месторождениям эти шаги Ашхабада резко увеличивают конфликтогенный потенциал в не в самом мирном регионе на постсоветском пространстве. Почувствовав, что ситуация чрезмерно обострена, Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов в ходе телефонного разговора пригласил президента Азербайджана Ильхама Алиева на торжественную церемонию завершающего этапа авторалли "Шелковый путь - 2009", которая состоится в первой половине сентября в Балканском велаяте. Однако, дипломатия - дипломатией, а проблемы остаются...

Между тем, еще в 2004 году Казахстан выдвинул инициативу разработки пятистороннего механизма контроля и сдерживания вооружений на Каспии, обеспечения баланса вооружений и определения ограничений. Пока что эта идея смотрится трудно реализуемой, но есть ли другие варианты сближения? Много говорится о сильной военной группировке на Каспии как важном факторе сдерживания, но все эти откровения - не от лукавого ли? Можно согласиться с мнением росийского эксперта Аждара Куртова - милитаризация Каспия идет, и это создает дополнительные риски для всех участников международных отношений, в том числе и дополнительные риски для различного рода проектов трубопроводов, которые и Россия, и Казахстан и Иран, и США, и многие другие страны пытаются сейчас проектировать и строить из региона Каспийского моря. Важно, что позиции Кремля и Ак Орды, в целом близки - необходимо упорядочить военную активность на Каспии, создать гарантии от непредвиденных военных инцидентов, создать условия для мирного освоения каспийских ресурсов.

Вопросы вызывают и сами проекты маршрутов энергопоставок, часть из которых предполагается реализовывать под российским зонтиком, другие, напротив, неизбежно пойдут в обход России. Создание ОКЭС, которое поддерживает Москва и Астана, в принципе, может содействовать сближению позиций Москвы, Астаны и Баку, но пока заметно, что все участники проекта стремятся до конца просчитать все возможные плюсы и минусы этого проекта.

Можно предположить, что, в целом, идея ОКЭС получит со стороны Ак Орды, а затем и Баку, общую поддержку, но период уточнения и сближения позиций по формату наиболее оптимального взаимодействия будет достаточно сложным.

Вообще позиция Астаны, на первый взгляд, крайне взвещена, что свойственно традиционно активной в международных вопросах Ак Орде. В основном, все последние заявления "вписываются" в стандартную формулу - как государство с самой протяженной прибрежной полосой и крупнейшими доказанными запасами нефти на своем участке каспийского шельфа, Казахстан крайне заинтересован в достижении триединой цели - политической стабильности, безопасности и экономического процветания в регионе. Но как достичь этого равновесия?

Самое главное, Баку и Астане необходимо определить масштабы собственных преференций, которые, например, для Азербайджана не могут быть сведены только к чисто экономической составляющей, а скорее, будут увязаны с позицией участников переговорного процесса по Нагорному Карабаху. В этом плане ни Россия, ни Казахстан не стремятся к тому, чтобы однозначно выступить в поддержку позиций Баку, но, в то же время, и не намерены торпедировать наметившееся сближение позиций с нынешним азербайджанским руководством по проблемам энергетического взаимодействия. Сложное маневрирование продолжится.

Таким образом, понятно, что и на саммите в середине сентября, и во время визита Назарбаева в Баку, Казахстан и Азербайджан внешне продемонстрируют сближение позиций, в полной мере воспользоваться этим сходством интересов будет достаточно сложно. «Правила игры» в каспийском регионе крайне запутаны, участие внешних игроков в решении региональных проблем приводит к усилению дисбаланса и, наконец, многовекторная политика, которую проводят все без исключения участники переговорного процесса - это, собственно, и есть приоритет текущей, в какой-то степени сиюминутной, выгоды над долгосрочными стратегическими интересами.

Так что абсолютно прав Карим Масимов: "карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти". Вопрос только в том, какими методами и в каких конфигурациях альянсов и союзов эта борьба будет вестись.

Можно согласиться с авторами доклада из России и Казахстана -ресурс двусторонних консультаций и переговоров по данной проблеме близок к исчерпанию . Разнородный комплекс «особых мнений» необходимо перевести в формат пятистороннего обсуждения . Это, ко всему прочему, сделает более ответственным и подход всех пяти государств, сузив поле для бесконечных манёвров, сиюминутных изменений позиций и двусторонних сговоров.

Поделиться: