Юлия Якушева: Казахстан-2009. В ожидании второй волны или нового подъема?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Но, как справедливо отметил Нурсултан Назарбаев на последнем съезде «Нур Отана»: сейчас нет никакой разницы экономиста из Гарварда или из Шымкента, потому что никто ничего не понимает.
Юлия Якушева: Казахстан-2009. В ожидании второй волны или нового подъема?

Сейчас стало модно проводить разного рода исследования, посвященные оценке эффективности реализации антикризисных программ, либо, шире, определению контуров посткризисного мира, через описание возможных вариантов эволюции финансовых институтов, международных организаций итд. Это действительно важная работа, поскольку, как известно, «тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади». С другой стороны, мы собираемся обрисовать пациенту его состояние в ближайшие пять-семь лет, не до конца определившись с причинами и глубиной болезни.

Мы хотим расставить плюсы и минусы национальным антикризисным программам, не дожадавшись ясно сформулированного диагноза? Например, Всемирный банк пересмотрел в сторону ухудшения оценку тенденций мировой экономики в 2009 году. При этом прогнозы по России оказались одними из самых пессимистичных: падение ВВП на 7,5%, в то время как глобально лишь на 2,5%. По тем же источникам, страны СНГ должны в этом году произвести выплату по внешним долгам в размере 283 млрд. долл., однако только Россия обладает средствами для оплаты своей задолженности. ВВП Армении снизится на 6%, Белоруссии - на 3,3% и Молдавии на 3%. В целом по СНГ сокращение ВВП составит 6,2%.

Рост промышленного производства среди стран СНГ по итогам января-мая 2009 года зафиксирован лишь в Азербайджане - на 1,3% по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду. Наибольший спад промпроизводства отмечен на Украине - на 31,9%, а также в Молдавии - на 25,3%, и в Киргизии - на 20,2%. Россия по итогам первых 5 месяцев 2009 года заняла 4-е место среди стран СНГ по темпам промышленного спада - показатель составил 15,4%. Промышленное производство в Таджикистане сократилось на 13%, в Армении - на 10,5%, в Казахстане - на 4,6%, в Белоруссии - на 3,4%.

Но, как справедливо отметил Нурсултан Назарбаев на последнем съезде «Нур Отана»: сейчас нет никакой разницы экономиста из Гарварда или из Шымкента, потому что никто ничего не понимает.

Поэтому, как мне кажется, можно говорить только о промежуточных результатах борьбы с кризисом, рассуждать об инструментальном успехе или неудаче отдельных инициатив. Но говорить о ясно прочерченных трендах, скором выходе из глобальных неурядиц, наверно, это удел оптимистов, к числу которых, похоже, относятся некоторые наши депутаты и члены правительства.

Да, еще есть один большой оптимист и, кстати, он недавно побывал в Астане. Я о Директоре-распорядителе МВФ Доминике Строс-Канне, который, напомню, в ходе пресс-конференции заявил, что пик мирового экономического кризиса пройден, но сам кризис еще не закончился; экономического подъема в мире можно ожидать в первой половине следующего года. "Есть ростки, первые признаки (оздоровления мировой экономики), и МВФ пересмотрел свой прогноз на 2010 год в сторону его повышения, но все же здесь надо быть достаточно осторожными". Цитирую по памяти, поэтому заранее прошу прощения - если что-то исказила.

По мнению главы МВФ, даже самые правильные антикризисные меры, предпринятые правительством той или иной страны, не означают, что стране удастся избежать кризиса, однако без этих мер кризис был бы еще более глубоким и длительным. Возможно, что так оно и есть, но какова цена слов руководства МВФ, которое, чего лукавить, своими "двойными стандартами" в каком-то смысле провоцировало экономики некоторых стран на неразумную и рискованную финаносвую политику.

Если говорить об опыте стран СНГ по минимизации последствий кризиса, то для России, полагаю, интересен прежде всего опыта Казахстана. Да, масштабы экономик не сопоставимы, но целый ряд важных совпадений в логике реализации антикризисных мер, несомненно, просматривается.

Например, резкое усиление государственного присутствия в экономическом пространстве, как важнейший элемент стабилизации. А для Казахстана, наверно, не стабилизации даже, а фактического спасения БВУ через вхождение в активы частных финансово-кредитных структур, принятие на себя обязательств по "расшиванию" ипотеки.

На более высоком уровне - создание госхолдинга "Самрук-Казына", объединившего две структуры, создававшиеся для решения, казалось бы, противоположных задач. В одно случае - основные активы, в том числе сырьевые, в другом - институты развития. Эти структуры объединяют решением высшего руководства страны и определяют в качестве Фонда Национального Благосостояния - главным оператором антикризисной программы. В качестве приоритетов этой программы были определены: стабилизация финансового сектора; решение проблем на рынке недвижимости; поддержка малого и среднего бизнеса; стимулирование агропромышленного комплекса и реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. 5 больших дел для госхолдинга.

Мощнейшая ресурсная база, сложная схема действий, распределения антикризисных средств, не подготовленная психологически к новым реалиям бизнес-среда. А реалии таковы, что государство теперь не готово обеспечивать строителям и девелоперским структурам прежний уровень прибыли, а рассчитывает на их гражданское сознание.

Близкая сердцу каждого россиянина картина. Кстати, на одной из конференций на эту тему очень точно высказался Кайрат Келимбетов: "Государство - его главная задача - рынку не мешать. Там все должно развиваться соответственно устойчиво. Мы жили в плену этой модели, но понятно, что она была даже утрирована в какой-то степени. Сегодня весь мир признает, что и рынок, и государство должны сосуществовать ". В тоже время многие эксперты главным недостатком фонда называют чрезмерную сложность его схем в распределении и расходовании средств, нехватку квалифицированного "человеческого капитала". Но это, строго говоря, одна из фундаментальных проблем дальнейшего развития РК, выявленная, как раз, в кризисных условиях.

Пока заметно, что государство, в основном, занимается спасением системообразующих субъектов экономической деятельности и минимизацией социальных рисков. Но твердо полагает, что из кризиса надо выходить не через прежние модели развития, а двигаться к новым реалиям.

Как раз в этом ключе и выдержаны три базовых принципа, на которых должен строится комплекс антикризисных мер по каждому направлению правительственной программы РК. Принцип транспарентности, принцип справедливости, принцип открытости. Сюда, кстати, можно и антикоррупционные меры включить как антикризисный механизм. Если нарушено доверие к фундаментальным принципам, то кто-то же должен отвечать за баланс, обеспечивающий стабильность. Понятно, что помимо недобросовестных игроков с Уолл-стрита, это, неизбежно, будут "местные" дельцы от бизнеса или госчиновники с нечистыми помыслами.

Эксперты полагают, что, в какой-то части казахстанский опыт может быть использован и в РФ. "Сама система объединения ключевых активов "Самрук" и институтов развития "Казына" - это временная, сугубо антикризисная мера, потому что в мощный кулак собираются огромные государственные ресурсы, огромные активы. Конечно, эта мера может быть использована теми странами, в которых сырьевой сектор экономики одновременно соединяется с заявками на модернизацию, с заявками на инновационное развитие - допустим, в России и Азербайджане", - заявил Алексей Власов в ходе прошедшего в РИА Новости круглого стола "СНГ: испытание экономическим кризисом".

Возвращаясь к антикризису по-казахстански можно, с определенными оговорками, утверждать, что свои задачи "Самрук-Казына" выполняет. А правительство надеется, что удастся первыми из стран СНГ выйти из наиболее острой кризисной фазы. Впрочем, понятно, что Келимбетову и Масимову по должности положено быть оптимистами.

Получается так, что в условиях кризиса и Россия и Армения и Казахстан пытаются найти новый баланс отношений между рынком и государственным контролем. Сохранив при этом положительный бизнес-климат. Это очень важное условие. Поскольку, если власти на всех уровнях, прикрываясь "фактором кризиса" будут наращивать административные барьеры, то "пост-кризисные предприниматели", иностранные инвесторы не захотят бизнесом заниматься в Казахстане, в России, Азербайджане, где угодно...

Контуры экономики будущего еще не определены, но очевидно, что это будут совсем другие правила игры.....Вполне вероятно, что и громадный госхолдинг ждет постепенная "атомизация", в том случае, если оптимистические прогнозы властей РК станут реальностью.

Теги: Кризис

Поделиться: