Юлия Якушева. Казахстан-2009: трудный путь в Европу.
Автор: ИАЦ МГУ
Через несколько месяцев Республика Казахстан примет на себя обязанности страны-председателя ОБСЕ.
В канун этого события необходимо провести внутренний аудит с точки зрения выполнения основных положений программы «Казахстанский путь в Европу», поскольку абсолютно очевидно, что председательство в ОБСЕ и движение к европейским стандартам качества жизни и качества демократии в значительной степени взаимосвязаны. Во вчерашнем выступлении Нурсултана Назарбаева на открытии Третьей Сессии Парламента четвертого созыва «расшифровке» этих сюжетов было уделено особое внимание.
Президент Казахстана подчеркнул, что председательство в ОБСЕ – это почетная миссия, которая накладывает огромную ответственность и в то же время значительно расширяет возможности страны. В качестве конкретных направлений реализации этой задачи глава государства назвал укрепление законодательной базы, защиту прав и свобод человека через прозрачность и эффективность судебной системы.
Эта цель реализуется путем разработки и принятия законодательства о гендерном равенстве, законов о равных правах и равных возможностях. Причем, нужно отметить, что все эти положения высказывались не в формате благих пожеланий, а как достижимая в обозримые сроки, вполне реальная цель. На данный момент представляется, что у Ак Орды есть достаточно поводов для оптимизма. По крайней мере, по двум направлениям среди тех приоритетных задач, которые были обозначены Нурсултаном Назарбаевым в момент принятия программы: приведение казахстанских стандартов и регламентов в соответствие с европейскими нормами и усовершенствование законодательных механизмов проведения судебной реформы.
Потенциальной базой для реализации этой программы являются уже сформированные институции как в политической, так и в экономической сферах. С одной стороны, это механизмы рыночной экономики, с другой - достаточно конкурентная система отношений между основными политическими акторами. Несколько сложнее обстоит ситуация в области законодательства о СМИ, но позитивно уже одно то, что эти проблемы являются предметом широкой общественной дискуссии, и власть стремится аргументировать свою позицию, и в то же время выслушивает мнение журналистского сообщества, хотя и не всегда эти позиции совпадают.
Вообще, поиск взаимопонимания через компромисс в отношениях между властью и обществом – это, наверное, и есть показатель принципиальной готовности Казахстана действовать в логике европейских стандартов, а не пытаться применять классическую постсоветскую мерку – мы будем делать так, потому что наше мнение (то есть, власти) единственно правильное.
Кроме того, «Казахстанский путь в Европу» нельзя понимать только лишь как элементарный технический обмен: ресурсы на более современные технологии. Нынешний кризис расставил все точки над I: будущее Казахстана, равно как и России, не может устойчиво опираться только лишь на ресурсную базу. В своем выступлении перед парламентариями Назарбаев акцентировал внимание на необходимости увеличения «казахстанского содержания» при государственных закупках и дальнейшем замещении импорта.
Необходима системная диверсификация, которая едва ли может быть реализована без участия Казахстана в крупных инвестиционных проектах, с одной стороны, вместе с Россией, а с другой, вместе с Евросоюзом. Но интеграция и диверсификация в данном случае должны обладать совсем иной направленностью – через улучшение качества человеческого капитала, поскольку Стратегия индустриального развития – это, несомненно, актуальная и важная тема, но все же она вторична перед уровнем и качеством подготовки кадров, достичь которого Казахстан может в максимально сжатые сроки только через обретение нового качества – своего рода, эффективного моста, соединяющего Россию и Евросоюз.
Поэтому очень важно, что в пиар-обеспечении государственной программы казахстанский МИД с самого начала рассматривал проект в русле «широкой интеграции», что полностью соответствовало логике традиционной для Ак Орды политики диверсификации. Каким будет конечный результат реализации государственной программы «Казахстанский путь в Европу»? Скорее всего, нельзя говорить о каких-то жестких критериях, определяющих оценку ее эффективности. Все-таки, это процесс, который будет продолжаться и после того, как пройдет 2010 год, и перед руководством страны встанут принципиально новые задачи, связанные с председательством в Организации исламских государств. Но уже сейчас очевидно, что реализация основных направлений этого проекта системно дополняет базовые задачи, сформулированные в «Стратегии-2030».
Поделиться: