Юлия Якушева. Астана-Москва: обрести свой собственный путь.
Автор: ИАЦ МГУ
В Российском агентстве международной информации РИА Новости состоится круглый стол на тему: "Казахстанский "Путь в Европу": проблемы и перспективы реализации государственной программы".
В мероприятии примут участие: ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан Димаш АБДУЛЛИН; заведующий отделом внешнеполитических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Булат АУЕЛБАЕВ; советник Комитета внешнеполитического анализа и прогнозирования Министерства иностранных дел Республики Казахстан Гульсана ТУЛЕПБЕРГЕНОВА; президент фонда "Петербургская политика" Михаил ВИНОГРАДОВ; Директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В.Ломоносова Алексей ВЛАСОВ; старший сотрудник Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Центр исследований Восточной Азии и ШОС Леонид ГУСЕВ; директор Международного института политической экспертизы Евгений МИНЧЕНКО.
*******************************************************************************************************************************************
Не в первый раз мы собираемся в Москве и Астане для того, чтобы обсудить программу «Казахстанский путь в Европу». И каждый раз выходим на все новые и новые аспекты этой проблемы. Что, во-первых, свидетельствует об знаковой актуальности сюжета и для России, и для Казахстана, а, с другой стороны, о том, что тема взаимодействия Европы и Евразии неисчерпаема, в зависимости от того, какие аспекты проблемы ставятся во главу угла того или иного круглого стола, экспертного семинара.
Лично мне кажутся наиболее важными два момента. Первый, напрямую связан с аспектами цивилизационного взаимодействия между евразийским пространством и Старой Европой. Будет ли происходить в ближайшем будущем своего рода взаимообмен ценностными ориентирами, цивилизационными кодами или же речь пойдет о линейных взаимосвязях, допустим, при обращении Казахстана или других стран региона к европейским стандартам демократии, более совершенному формату судебной системы, реализации на практике свободы СМИ, уважения к частной собственности, оптимальной модели взаимоотношений между индивидуумом и государством.
Что, в свою очередь, может Казахстан или, предположим, Россия, обозначить в качестве предмета ценностного обмена для Европы. Насколько мы вообще интересны для современного западного мира не только как источники ресурсов, не только как сырьевые государства, но и как носители определенных традиций, нравственных ориентиров, как евразийская цивилизация, в конечном счете.
Вот, например, Казахстан в период председательства в ОБСЕ готов предложить участникам организации собственную модель межэтнического и межконфессионального согласия. Уже интересно, в какой степени это предложение будет востребовано, а, самое главное, насколько эффективным будет этот обмен опытом мультикультурных обществ?
Второй момент, наверное, более технологичен. Еще в самом начале истории реализации этой государственной программы многие писали об инструментарии взаимодействия - казахстанские ресурсы (имеется ввиду нефть и газ) и, с другой стороны, современные европейские технологии. С началом кризиса оптимистов в этом смысле стало меньше, но с появлением концепции индустриально-инновационного развития интерес к теме вновь обозначился. Т.е., как мы видим, в любом случае, процесс можно рассматривать в двух плоскостях - прагматической и философской, цивилизационной.
Но есть и третий аспект - взаимодействие евразийского пространства и западного мира в поисках стратегии по выходу из кризиса. Существует множество сценариев посткризисного мироустройства и заметное место среди этих сценариев занимают те предложения, которые были сформулированы казахстанским президентом Нурсултаном Назарбаевым и российским лидером Дмитрием Медведевым. В какой степени западный мир готов воспринимать нас, как равноправных партнеров в поисках новой архитектуры, будь то финансовые институты или глобальная безопасность - ответ на этот вопрос можно будет получить только на уровне практического действия. Одним из примеров которого является программа «Казахстанский путь в Европу».
Многие эксперты высказывают по этому поводу осторожный скепсис. Еще в 2006 году Юрий Солозобов писал: "впору говорить о наличии нестыкуемого ценностного (или даже цивилизационного) разрыва между нашими евразийскими странами с одной стороны и странами Европы" .
Другие, напротив, в председательстве Казахстана в ОБСЕ видят контуры новой реальности, где постсоветские страны уже признаны равноправными партнерами. Кто прав?
Действительно, вполне возможно, что в рамках реализации этого проекта мы не только получим возможность для выхода на более высокий уровень процесса модернизации наших национальных экономик, но и продвинемся в вопросе самоидентификации. Например, в решении вопроса, какая именно составляющая - европейская или азиатская является доминирующей для наших стран?
Сейчас модно приводит цитаты из Бордачева, вроде этой: "В практической сфере, наиболее адекватной для России моделью поведения было бы развитие связей с Европой не на декларативном или чисто институциональном уровнях, но путем функционального сотрудничества, действительной вовлеченности. Для этого необходимо, в первую очередь, определить стратегические приоритеты отношений с ЕС. Они, в свою очередь, подразумевают не провозглашение везде и всюду своей принадлежности к европейской цивилизации, но признание того, что ее ценности действительно значат для россиян больше, чем просто слова ".
Как справедливо отмечал Сергей Михеев, в программе говорится о том, что Казахстан должен активизировать деятельность по обеспечению собственных интересов на европейском континенте. Здесь следует вспомнить, что половину этого европейского континента занимает Россия, Поэтому если Казахстан будет продвигать собственные интересы при помощи России, то для нас это будет означать привлечение дополнительных инвестиций из Казахстана и придаст новый импульс к развитию двусторонних связей. Иными словами, в геостратегическом плане движение Казахстана в Европу не противоречит российским интересам.
Пока наши лучшие умы ломают копья над извечным: воевать с Европой или дружить, казахстанцы готовы к роли цивилизационного моста, хотя горячие головы и здесь готовы призывать - в Европу вместо России, а почему же не вместе? Может стоит вчитаться в смысл программных установок президента РК: впитывать позитивный опыт Востока и Запада, на основе синтеза идей обретать понимание собственного пути.
Это поиск смыслов соединения, а не строения новых берлинских стен. Для поколения людей, имеющих опыт советского общежития проблемы рокового выбора не существует. Осталось сохранить эту взаимность понимания смыслов и для следующих поколений казахстанцев и россиян.
Поделиться: