Юлия Кудряшова. Энергетическая политика Турции на постсоветском пространстве.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одним из направлений стратегии Европейского Союза является создание условий для активного коммуникационного сообщения по маршруту Центральная Азия – Южный Кавказ - Турция - ЕС. Эта цель отображена в том числе в таких проектах как INOGATE - создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти и газа в Европу, и TRACECA - транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. Значение Турции как стратегического партнера ЕС будет только возрастать ввиду стремления Европы получить доступ к новым рынкам и источникам сырья в Центральной Азии. Турция как демократическое государство с тесными политическими, культурными и торговыми связями со странами, обладающими крупнейшими в мире запасами природного газа и нефти, обеспечит ЕС стабильные поставки энергоресурсов.
Юлия Кудряшова.  Энергетическая политика Турции на постсоветском пространстве.

Энергетическая политика Турции на постсоветском пространстве.

Юлия Кудряшова. Центр евро-атлантической безопасности (МГИМО)

Однимиз направлений стратегии Европейского Союза является создание условий дляактивного коммуникационного сообщения по маршруту Центральная Азия – ЮжныйКавказ - Турция - ЕС. Эта цель отображена в том числе в таких проектах какINOGATE - создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти игаза в Европу, и TRACECA - транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. ЗначениеТурции как стратегического партнера ЕС будет только возрастать ввиду стремленияЕвропы получить доступ к новым рынкам и источникам сырья в Центральной Азии. Каспийскаянефть, выход на местные рынки сбыта необходимы для роста европейской экономики.Турция как демократическое государство с тесными политическими, культурными иторговыми связями со странами, обладающими крупнейшими в мире запасамиприродного газа и нефти, обеспечит ЕС стабильные поставки энергоресурсов. Совместныепроекты турецких и европейских компаний уже привели к запуску нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхани Южно-Кавказского газопровода, вдоль которых ведется строительство железной иавтомобильной дорог. Таким образом, влияние Европы посредством Турции будетпроецироваться на берега богатого энергоресурсами Каспийского моря.

Стоитучитывать, что отношение к российским проектам «Северный поток» и «Южный поток»остается сложным. Противники идеи строительства трубопроводов, напрямуюсвязывающих Россию с Европой, утверждают, что это лишь увеличит зависимость отМосквы. Звучат предложения вернуться к проекту Nabucco – строительствугазопровода в обход и России, и Украины, который связал бы страны ЕС сЦентральной Азией через Турцию и Закавказье. Однако не ясно, достаточно ли вэтом регионе запасов голубого топлива. Проект Nabucco соперничал с российским«Южным потоком», который намечал поставки в ЕС по дну Черного моря, черезТурцию, Грецию и далее в другие европейские страны. К проекту Nabucco ужеготова подключиться Молдавия, а туркменские потоки, которые его заполнят, могутбыть увеличены за счет Прикаспийского газопровода, идущего через Россию. Необходимоотметить, что Анкара выступила против участия в проекте Nabucco российского Газпрома.

Консорциум «Набукко» состоит из шести национальныхэнергетических компаний, турецкой, болгарской, румынской, венгерской,австрийской и немецкой. «Набукко» был задуман еще в 2002-м и наиболее активноподдержан США - как противовес российскому газу.

Основные причины, по которым этот маршрут до сих пор так и нестал реальностью, - колоссальная цена строительства (больше $10 млрд.) инеясность с источниками газа. Ни Казахстан, ни Туркмения, ни Азербайджаннаполнить "Набукко" на данный момент не могут. При этом Анкаратребует предоставления ей 15% газа, который должен пройти по ее территории, вкачестве платы за его транзит, против чего возражают остальные участникипроекта. К тому же в Турции этот газопровод должен пройти по территориивооруженного конфликта с курдскими террористами, от которых уже поступаютугрозы взрывов трубопроводов.

Однако 20 января 2009 г. премьер-министр ТурцииТайип Эрдоган выразил сомнения в экономической целесообразности строительствагазопровода NABUCCO и заявил о намерении своей страны пересмотреть отношение кэтому проекту. Эрдоган заявил, что Турция не поддержит проект NABUCCO, если ЕСне разблокирует ту часть переговоров по вступлению страны в ЕС, котораякасается вопросов энергетики.

Крометого, 27 июля 2007 г.премьер-министры Турции, Греции и Италии подписали межправительственноесоглашение о строительстве трубопровода (TGI) для экспорта газа из ЦентральнойАзии в Европу с 2011 г.Газовая магистраль Каспийский регион – Южная Европа пройдет по днуАдриатического моря и соединит газовые инфраструктуры Греции и Италии. Трубопроводпредусматривает транспортировку на европейский рынок природного газаАзербайджана, а в перспективе Туркменистана и Казахстана. С вводом в действиеэтого трубопровода фактически будет реализован один из проектов подиверсификации поставок природного газа в страны Южной Европы в обход России.

Однако если с Туркменией еще предстоит вести переговоры, то Азербайджанблагодаря действующему газопроводу Баку–Тбилиси–Эрзерум уже сегодняпредставляет большой интерес для стран Южной Европы, в частности, Греции. Например,в настоящее время Греция закупает азербайджанский газ через Турцию в объеме 1млрд. куб. м в год. Не исключено, что вслед за Грецией увеличить закупкиазербайджанского газа захотят и другие европейские страны. Во всяком случае,так поступила Италия. Рим также будет импортировать необходимый газ из Азербайджана.

Соглашение Азербайджана с Турцией затрагивает также вопрос транзитаазербайджанского газа, добываемого с месторождения Шах-Дениз. После реализациивторой фазы разработки месторождения Шах-Дениз в год будет добываться 14 млрд.куб. м газа. Из этого объема 3 млрд. куб. м будет направлено на внутреннеепотребление, а оставшиеся 11 млрд. – на экспорт. Этот объем полностью покрываетспрос Турции и Греции. Запасы газа оцениваются в 1,2 трлн. куб. м. В настоящеевремя газ транспортируется в Грузию и Турцию по Южно-Кавказскому газопроводу. Врамках первой стадии разработки месторождения предполагается добывать ежегодноболее 9 млрд. куб. м газа. Эти объемы будут продаваться Азербайджану, Грузии иТурции. В рамках второй стадии, реализация которой начнется после 2013 года,добыча будет увеличена до 20 млрд. куб. м. В рамках этой стадии газпредполагается экспортировать в европейские страны.

Вместес тем, Турция, обеспечив возможность экспорта азербайджанских энергоресурсов вЕвропу, естественно, заинтересована в подключении Казахстана и Туркменистана ктранскаспийским проектам. Астану устраивает вариант дальнейшего развитияэнергодиалога с Евросоюзом при активном участии Турции, в том числе вразработке и реализации совместных проектов транспортировки нефтегазового сырьяв Европу.

Такимобразом, в перспективе Турция может стать основным маршрутом доставкиэнергоносителей в Европу. В таком случае будет реализована задача ЕС поснижению зависимости от российских поставщиков, которые занимают сегодня наевропейском рынке энергоносителей практически монопольное положение. Между тем,правовые нормы ЕС запрещают доминирование одной страны в энергетической сфереОбщего рынка. Кроме того, Анкара будет вместе со странами Евросоюза выступатьза снижение цен на российские энергоресурсы. Как следствие, усиленно пропагандируютсятурецкие варианты прокладки трубопроводов, которые предназначались бы дляперекачки азербайджанской и центрально-азиатской нефти на Запад. Они привлекательныдля государств СНГ тем, что ликвидируют одностороннюю привязку поставокуглеводородного сырья к коммуникациям, проложенным по территории России. Такимобразом, приобретает еще большую значимость нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. Всвою очередь, Россия оказалась не в состоянии блокировать турецкие маршрутыэкспорта каспийских энергоресурсов в Европу.

Однако как посредник Турция выдвигаетусловие, чтобы каспийские ресурсы, достигнув Южного Кавказа, продолжилидвижение в Европу по уже налаженным на турецкой территории коммуникациям. Приэтом Анкара крайне неуступчива в вопросе собственности на трубопроводы,поскольку желает оставаться монополистом транзитных коридоров. Турция не готовавыступать в роли чистой транзитной территории, у нее более серьезные амбиции, вчастности, стать посредником в торговле углеводородами между Европой и Азией.Позиция Анкары вынуждает ЕС искать дополнительные варианты транспортировкигаза.

На этом фоне подписанный между российскимГазпромом и итальянской компанией Eni меморандум о строительстве газопроводаЮжный поток по дну Черного моря и дополненный Соглашением об участии Болгарии,помимо экономической значимости имеет и политическую окраску. Реализацияпроекта обещает стать не только очередным фактором соперничества между Россиейи Турцией за влияние на Балканах, но и понизит значимость последней каккрупного энергетического узла в обеспечении поставок энергоносителей в Европу. Проектстроительства нефтепровода Бургас-Александруполис, включающий в себя сооружениекрупных нефтехранилищ на черноморском побережье Болгарии, совместно с Южнымпотоком фактически создает в этой стране крупный энергетический узел,конкурирующий с турецким, но уже на территории государств-членов ЕС.

Сильной стороной формируемогоэнергетического узла является тот факт, что газопровод Южный поток даетвозможность выхода на конечного потребителя, минуя третьи страны. Турция,выдвигавшая условия поставщикам о предоставлении ей эксклюзивных прав на перепродажуприродного газа на европейские рынки, лишается возможности влияния на них. Воспользовавшисьситуацией, России также было бы выгодно создать почву для дискредитации Турциикак надежного экспортера и транзитной территории.

Поделиться: