Ю.Якушева: Что ШОС грядущий им готовит?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Свидетельствует ли данное обстоятельство о том, что ШОС наконец определяется с ориентацией и постепенно трансформируется в военно-политический блок, либо такая повестка дня - всего лишь попытка адекватного ответа на реалии сегодняшнего дня? Предстоящий Саммит вряд ли даст ответы на все возникающие вопросы, но, возможно, приблизит нас к пониманию того, что такое «Шанхайский дух» сегодня.
Ю.Якушева: Что ШОС грядущий им готовит?

Что Саммит грядущий нам готовит?

Основной тенденцией в преддверии очередного Саммита ШОС можно считать повышение внимания к вопросу о расширении состава Шанхайской организации, активно обсуждаемом в политических и дипломатических кругах, а также в средствах массовой информации. Однако, по-видимому, участники ШОС пока предпочитают отложить принятие сложного и неоднозначного геополитического решения на неопределенный срок.

Так, на прошедшем в Душанбе 25 июля заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ШОС вопрос разработке механизмов включения в состав организации новых членов из длинного ряда «выстроившихся в очередь» стран, даже не поднимался. Между тем, это совещание считается последним этапом подготовки к Саммиту и призвано сформировать повестку дня для встречи на высшем уровне глав государств. Все это со значительной долей вероятности может означать, что расширение организации в обозримом будущем ожидать не стоит.

Среди причин, препятствующих открытию дверей ШОС для претендентов на членство, часто называют нежелание постоянных участников организации видеть в своих рядах Иран, который в марте 2008 года подал официальную заявку на членство в ШОС и теперь якобы преграждает путь в организацию другим странам. Если следовать этой логике, получается, что Шанхайская организация в принципе готова расширить свой состав за счет одной или нескольких стран-претендентов, однако официально не может это сделать в обход Ирана, а обижать Исламскую Республику отказом члены организации тоже не хотели бы. Насколько справедлив подобный подход?

Очевидно, что вхождение такой проблемной страны, как Иран, в состав организации, еще не закончившей процесс становления и обретения четких ориентиров, способно как нарушить и без того хрупкую стабильность внутри ШОС, так и обострить отношения Шанхайской организации с внешними силами, и в первую очередь с США. За Ираном прочно закрепилось звание страны-изгоя. Именно поэтому, несмотря на ряд политических и экономических выгод, которые сулит принятие в ряды ШОС Исламской Республики, подобный шаг является для Шанхайской организации неоправданным риском.

Включение же в состав ШОС других стран-претендентов с одной стороны, невозможно, пока не будет принято окончательное решение по Ирану, стоящему первому в очереди, с другой стороны, реальная возможность включения в состав организации той или иной страны совсем не очевидна. Здесь в полной мере проявляются противоречия между Москвой и Пекином. Так, вступление Индии в ШОС, традиционно воспринимающейся ближайшим союзником России, вероятно, нарушит баланс сил внутри организации и будет заблокировано Китаем. Положение, при котором ни Россия, ни Китай не обладают определяющим весом в ШОС., может быть сохранено при условии принятия в ШОС сразу и Пакистана, и Индии. Но, во-первых политическая обстановка в Пакистане не позволяет строить оптимистичные прогнозы, а, во-вторых, о совместном участии в Шанхайской организации двух региональных конкурентов речь пока не идет. Говорить о вхождении в состав организации Афганистана с его многочисленными проблемами и значительной политической зависимостью от Запада, тем более не приходится.

Таким образом, принятие в ШОС той или иной страны-претендента, лишь усугубит внутренние противоречия и не способствует решению ключевых вопросов безопасности, стоящих перед членами организации. А значит, пока постоянным членам ШОС выгодно сохранять существующий статус-кво и медлить с решением по вопросу включения в состав организации новых членов, используя в качестве неопровержимого аргумента - действующий уже два года мораторий на расширение Шанхайской организации.

Тем не менее, на обсуждение глав государств ШОС все-таки будет вынесен вопрос о налаживании механизмов построения отношений и взаимодействия между организацией и ее международными партнерами. С этой целью министрами иностранных дел стран Шанхайской организации для Саммита 28 августа было подготовлено Положение о партнерстве по диалогу. Данный документ стал продолжением Ташкентской инициативы 2004 года по созданию партнерской сети многосторонних объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Принятие Положения о партнерстве по диалогу призвано способствовать формированию структурированной системы внешних связей ШОС и предусматривает возможность создания специального механизма диалога со всеми заинтересованными в этом странами и международными организациями. Одним из первых шагов в заданном направлении может стать реализация инициативы Генерального секретаря Шанхайской организации Б.К. Нургалиева о сотрудничестве ШОС и ООН.

Особое внимание при разработке Положения было уделено и активизации взаимодействия «Шанхайской шестерки» со странами-наблюдателями: Индией, Пакистаном, Ираном и Монголией. Предполагается, что после подписания документа главами государств-членов ШОС, страны, имеющие статус наблюдателя смогут присутствовать на всех заседаниях ряда органов Шанхайской организации, а также принимать участие в реализации различных проектов организации.

Одной из важнейших и успешно реализуемых целей ШОС является формирование механизмов обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе. Ни для кого не секрет, что основным источником угроз и вызовов безопасности в Центральной Азии является территория вечно неспокойного Афганистана. В рамках организации уже действует ряд проектов, направленных на улучшение ситуации вокруг этой страны. Так, в 2004 году было принято Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Активную работу ведет специально созданная контактная группа «ШОС -Афганистан».

Проблема Афганистана, судя по заявлениям и многочисленным предложениям участников встречи СМИД ШОС, не останется без внимания на Душанбинском Саммите. В частности, может быть рассмотрена инициатива Президента Таджикистана Эмомали Рахмона по созданию в столице Республики Таджикистан регионального Центра ШОС по борьбе с производством и незаконным оборотом наркотиков.

Решению существующей проблемы может способствовать также подготовка и проведение под эгидой ШОС специальной конференции по вопросам борьбы с террористической и нарко-угрозой, исходящей с территории Афганистана. Важность этого мероприятия для обеспечения региональной безопасности подчеркнул в своем выступлении на Пленарном заседании СМИД ШОС министр иностранных дел России С.В. Лавров.

Значительным событием уже не регионального, а мирового уровня, договоренность о котором должна быть подтверждена на предстоящем саммите, станет проведение совместных контртеррористических учений вооруженных сил стран ШОС. На эти учения, которые состоятся осенью 2008 года в Волгограде, планируется пригласить председателя Контртеррористического комитета Совбеза ООН, что должно продемонстрировать желание участников ШОС развивать и углублять международное сотрудничество в области безопасности. Подход кажется вполне конструктивным, но готовы ли стороны к его реализации, покажет время.

Помимо прочего на рассмотрение глав государств-членов Шанхайской организации предполагается вынести ряд вопросов, касающихся совершенствования механизмов деятельности постоянных структур ШОС. Речь идет прежде всего об увеличении финансирования этих органов, повышении заработной платы их сотрудникам.

Не останется без внимания и вопрос экономического взаимодействия между членами и наблюдателями организации. Затрагивая эту тему в своем выступлении 25 июля, министр иностранных дел РФ отметил необходимость налаживания взаимодействия между Межбанковским объединением ШОС и Евразийским банком развития [1] . Актуальным представляется и вопрос более активного участия бизнес-структур государств-членов организации и ее наблюдателей в деятельности Делового Совета ШОС.

Одним из проектов организации в области экономики может стать расширение строительства автодороги Кульма - Карасу - Кыргызстан. Включение этого вопроса в повестку дня Саммита ШОС было инициировано делегацией предпринимателей Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая во время их встречи с представителями Торгово-промышленной палаты Таджикистана.

Главным документом, подписанным по итогам Саммита Шанхайской Организации Сотрудничества 2008 года должна стать Душанбинская декларация, проект которой также был подготовлен на встрече министров иностранных дел стран ШОС. В тексте Декларации будут обобщены решения по основным вопросам, затронутым на Саммите, «отражены взгляды членов Организации на роль и место ШОС в современной международной архитектуре и в Центрально-Азиатском регионе, единые подходы к выстраиванию эффективных ответов на общие вызовы и угрозы, налаживанию взаимодействия со всеми заинтересованными государствами и международными организациями по обеспечению региональной безопасности и стабильности, углублению на взаимовыгодной основе сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах. Особое внимание будет уделено афганской проблематике с учетом проецирующих с территории ИРА нарко- и террористических угроз» [2] .

Еще одним традиционным документом Саммита ШОС станет Совместное коммюнике, в котором будет дана оценка результатов работы организации за год, поставлены новые практические задачи по углублению и расширению взаимодействия государств - членов «Шанхайской шестерки».

Подводя итоги, следует обратить внимание на такую, как мне кажется, небезынтересную тенденцию: с каждым годом на встречах глав государств ШОС происходит все большее отклонение от обсуждения и реализации экономических проектов в сторону решения проблем коллективной безопасности. Достаточно напомнить, что один из крупнейших проектов организации - Энергетический клуб ШОС, договоренность о создании которого была достигнута на Саммите 2007 года в Бишкеке, до сих пор не получил достаточного развития.

Пока не ясно будет ли поднят вопрос об Энергоклубе, а также еще одна важная проблема, проблема сотрудничества в гуманитарной сфере, на Саммите 28 августа, но уже сейчас понятно, что основное внимание глав государств сосредоточится на вопросах безопасности.

Свидетельствует ли данное обстоятельство о том, что ШОС наконец определяется с ориентацией и постепенно трансформируется в военно-политический блок, либо такая повестка дня - всего лишь попытка адекватного ответа на реалии сегодняшнего дня? Предстоящий Саммит вряд ли даст ответы на все возникающие вопросы, но, возможно, приблизит нас к пониманию того, что такое «Шанхайский дух» сегодня.

[1] Стенограмма выступления С.В. Лаврова на СМИД ШОС http://www.ca-news.org/news/33361?from=ya

[2] http://www.infoshos.ru/?idn=2601

Теги: ШОС

Поделиться: