Яна Задорожная: Высокие цели.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Правительство Казахстана единогласно приняло одну программу взамен всех действующих стратегий. По словам министра индустрии и торговли Асета Исекешева, Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) станет единственным документом такого уровня в сфере экономики на ближайшие пять лет. Многие эксперты, однако, сомневаются в возможности ее реализации, считая поставленные цели "маниловщиной".
Яна Задорожная: Высокие цели.

Правительство Казахстана единогласно приняло одну программу взамен всех действующих стратегий. По словам министра индустрии и торговли Асета Исекешева, Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) станет единственным документом такого уровня в сфере экономики на ближайшие пять лет. Многие эксперты, однако, сомневаются в возможности ее реализации, считая поставленные цели "маниловщиной". Как отметил на заседании правительства в минувший вторник г-н Исекешев, "ФИИР поставит на утрату все действующие программы и стратегии". Между тем предполагаемые результаты ее реализации, озвученные чиновником, видятся многим экспертам попросту невыполнимыми. Среди них - рост ВВП на 50% от уровня 2008 года (2008 г. - $135 млрд), повышение производительности труда на 50% в обрабатывающем секторе, на 100% - в отдельных секторах экономики, доведение доли несырьевого экспорта до 40% (2009 г. - 13,5%), снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008-го (2008 г. - 0,84 т условного топлива на $1000). Достичь таких успехов предполагается к 2014-му. "Приведенные целевые показатели нереальны, это своего рода "маниловщина", - заявил "&" экономист Канат Берентаев. Эксперт поясняет, что для достижения озвученного уровня ВВП необходимо, чтобы среднегодовые темпы прироста за период 2009-2014 годов составляли не менее 7,2%, в то время как в прошлом году они были не больше 2%. "Темпы прироста ВВП в этом году предположительно будут на уровне 3-4%, - продолжает собеседник. - Получается, что в последующие годы эти показатели должны быть выше 8-8,5%, что нереально". Не менее утопичными г-н Берентаев считает планы по повышению производительности труда. Рассматривая его главные составляющие, эксперт отметил, что Казахстан сейчас испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах даже массовых специальностей. Производственный аппарат практически всех отраслей и физически, и морально устарел, а естественной реакцией работодателя на массовый рост производительности живого труда станет повышение норм выработки или снижение расценок, убежден собеседник. Те же причины, как говорит г-н Берентаев, делают снижение энергоемкости ВВП на 10% проблематичным. "В республике планируется развитие таких энергоемких производств, как черная и цветная металлургия. Это завод ферросплавов в Таразе, электролизный - в Павлодаре, металлургического кремния - в Караганде и другие, производство минеральных удобрений, нефтехимический комплекс. Так что говорить о снижении энергоемкости ВВП вообще не приходится", - объясняет г-н Берентаев. Со скепсисом к реализации ФИИР относится и директор центра экономического анализа "Ракурс" Ораз Джандосов. "Надо ли вообще ставить эти показатели в качестве целей на нынешнем этапе развития?" - задается вопросом собеседник "&". Сейчас, по его мнению, перед отечественной промышленностью стоят другие задачи. "Для начала нам нужно стать конкурентоспособными хотя бы на внутреннем рынке, увеличить объемы производств, занятость населения в отдельных секторах", - говорит г-н Джандосов. Намерения правительства увеличить долю несырьевого экспорта г-н Берентаев также относит к числу нереализуемых. "Во-первых, пока не будет коренной модернизации производственного аппарата, наша продукция не будет конкурентоспособна даже внутри страны, не говоря уже о внешнем рынке, - аргументирует свои слова эксперт. - Во-вторых, цель программы должна состоять в диверсификации казахстанской экономики, а не в диверсификации экспорта". В первом случае, как замечает экономист, экспорт также диверсифицируется, причем естественным образом. На фоне таких скептических прогнозов г-н Берентаев все же считает, что при устранении описанных причин шансы на достижение поставленных целей есть. "Для этого нужна нормальная программа развития казахстанской экономики, рассчитанная на достижение заявленных целей, мероприятия которой подкреплены трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и увязаны между собой по срокам реализации", - говорит эксперт. Впрочем, по мнению директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, многие программы, разработанные в Казахстане, по сути, довольно грамотны и несут много здоровых идей. Проблемы, как считает политолог, начинаются на уровне их осуществления. "Дело в том, что существующая система госуправления не приспособлена для реализации программ с точки зрения их эффективности, - поясняет свою точку зрения собеседник "&". - Она приспособлена для реализации их с точки зрения освоения ресурсов. У нас процент эффективности программы определяют по объему освоенных денег, а не по конечному результату". В связи с этим, как отмечает г-н Сатпаев, на повестке дня - повышение уровня ответственности и компетентности чиновников. Однако эксперт подчеркивает, что сегодня это не единственное препятствие для реализации ФИИР. "Сейчас финансовые возможности Казахстана ограничены: высокий уровень дефицита бюджета, низкая степень внутреннего кредитования экономики. Я не вижу ресурсов, которые государство могло бы изыскать для реализации этих амбициозных задач. Цели, которые мы ставим сейчас, неосуществимы", - резюмировал г-н Сатпаев. Справка: Как объяснил г-н Берентаев, производительность живого труда измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени, или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции. Производительность общественного труда определяется как отношение произведенного национального дохода в расчете на одного занятого в сфере материального производства или как отношение объема ВВП в расчете на одного занятого в народном хозяйстве в целом. Производительность труда в отдельных отраслях сферы материального производства определяется как отношение объема произведенной (реализованной) продукции в расчете на одного работника промышленно-производственного персонала. Для сопоставления производительности труда за разные годы используются сопоставимые цены или натуральные показатели, например выпуск продукции в натуральной форме в единицу времени или в расчете на одного работника. Яна Задорожная

Источник - Бизнес и власть
Теги: Казахстан

Поделиться: