Я - казахстанец!

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Документ, призванный стать оплотом единения разных национальностей, населяющих Казахстан, стал яблоком раздора. Споры, развернувшиеся вокруг роли, места и уровне развития казахского языка, как государственного, потянули за собой дискуссии, носящие явно националистический окрас - о роли и месте в Казахстане некоренных народов
Я - казахстанец!

Документ, призванный стать оплотом единения разных национальностей, населяющих Казахстан, стал яблоком раздора. Споры, развернувшиеся вокруг роли, места и уровне развития казахского языка, как государственного, потянули за собой дискуссии, носящие явно националистический окрас - о роли и месте в Казахстане некоренных народов Доктрина национального единства Казахстана, разработанная Ассамблеей народа Казахстана, вызвала ожесточенные споры. Приверженцам идеи мононационального государства она показалась чрезмерно либеральной - якобы в ней не отражены в полной мере претензии на историческую роль в становлении государства казахской нации. Национал-патриоты в ответ разработали свой концептуальный документ, где, напротив, сделали акцент на исключительной роли и месте государствообразующей нации, заявляя, что в Казахстане нет иных национальностей и народностей, кроме казахской нации. Проще говоря: прыгнули из одной крайности в другую. Казалось бы, никто в нашей стране не оспаривает тот факт, что именно казахская нация является государствообразующей - ведь наша страна именуется Казахстан - стан казахов. И казахский язык является государственным, что никогда и никем не оспаривалось. Более того, сейчас на всех уровнях проводится активная политика углубленного внедрения казахского языка во все сферы жизни. Оно и понятно - прошло 20 лет со дня обретения государством независимости - времени для изучения казахского языка было у всех более чем достаточно. Пару лет назад было принято решение, что при трудоустройстве на работу (по большей части на государственную службу и в бюджетные организации) владение государственным языком становится обязательным - был даже разработан специальный тест на степень владения госязыком. Сегодня представители министерства образования с гордостью докладывают, что более 30 тысяч не-казахов получают среднее образование на государственном языке, количество детей в казахскоязычных детских садах не поддается счету. Однако, похоже, именно в оказахивании неказахов национал-патриоты видят угрозу государственности Казахстана и будущему казахской нации. Они предлагают объявить, что в Казахстане есть лишь одна нация - казахская, а остальные народности и национальности, проживающие на территории страны - это не более чем "другие этнические группы". А также призывают признать Казахстан - "мононациональным государством". Соответственно "следует придать приоритет ценностям казахского народа перед ценностями других национальностей и ускорить решение этого вопроса". Ибо, по их мнению, это "общемировой принцип", а подобный подход "не ограничивает индивидуальные права граждан из других этнических групп". Недавно один казахский писатель (неказах) Гарольд Бельгер, сказал, что в любой современной культуре все так переплетено, что говорить о величии какой-либо национальной культуры невозможно. "Я все время выявляю общий стержень разных культур. Я все время нахожу какие-то духовные созвучия". И он абсолютно прав. Разве можно спорить, кто внес больший вклад духовное развитие мира Абай или Гете, Ауэзов или Айтматов, Шаханов или Шевченко. Или чьи слова важнее - казахских акынов, чьи имена не дошли до современников, или Шекспира. Повторюсь, когда скажу, что никто на территории страны не претендует на роль государствообразующей нации. Более того, все 140 национальностей и народностей, проживающие на территории нашей страны рассматривают казахскую нацию, как цементирующий элемент всего казахстанского. Но при этом они с полным правом считают себя гражданами своей страны, национал-патриоты которой призывают сегодня считать их мелкими диаспорами, не достойными даже внимания. В Концепции национальной политики, написанной национал-патриотами говорится, что "государствообразующая коренная нация, веками жившая на бескрайних просторах Казахской степи". Остальные же - поселившиеся в разные исторические периоды диаспоры и этнические группы. Быть может это так и есть. Но как быть русским (украинцам, татарам), чьи предки жили, допустим в Уральске с момента его основания казаками в ХVI веке? Или были крепостными крестьянами в Атырауской области? Эти люди в десятом поколении живут на территории, ныне называющейся Казахстан. Так что же теперь - они не должны иметь в своей стране такие же права, как и коренная нация? Кроме того, сегодняшние национал-патриоты забывают о том, что последние несколько сот лет Казахстан строился многими национальностями и казахами, и русскими, и уйгурами, и немцами. Начиная от городов и заводов и заканчивая молочными фермами. И достижениями общих предков мы - граждане суверенной страны - пользуемся до сих пор. Можно ли поделить на доли заслуги каждой нации в процессе становления независимой страны? Нельзя вынуть из стены дома несколько кирпичей и быть уверенным, что дом простоит века. Точно также и из Казахстана нельзя выдернуть национальность - развалится вся государственность. Особые споры ведутся вокруг идеи Ассамблеи народа Казахстана о создании единой казахстанской нации. Многие не готовы отказаться от написания в паспорте собственной национальности - немец, русский, киргиз. Однако, оказываясь за рубежом большинство из противников (или колеблющихся) единой казахстанской нации уже представляют себя: "Я - казахстанец". Но идея на то и идея, чтобы обсуждаться в народе. И, быть может, со временем, так же как Казахстан, через невзгоды обретший свою независимость, казахстанская нация когда-нибудь обретет себя. Алибек Карибаев

Источник - ЦентрАзия
Теги: Казахстан

Поделиться: