Сейед Хосейн Наср В дискуссиях на тему «Ислам и Запад», рассматриваемую в качестве одной из новейших и важнейших, необходимо прежде всего выяснить (отвлекаясь от всех крайностей на этот счет), что кроется за словами «Ислам» и «Запад», какой Ислам и какой Запад имеются в виду. Имеется ли в виду тот традиционный Ислам, который усвоен большинством мусульман и в рамках которого верующие мужчины и женщины стремятся обрести образ жизни, освященный божественным учением? Ислам, о котором предельно ясно сказано в Коране и в котором ведущим принципом является покорность Богу и неуклонное следование его предначертаниям? Или же Ислам понимается в его новом понимании, создающем искаженное представление о традициях Ислама в их западной трактовке, основанной на западных философских штампах? А может быть, под Исламом подразумевают стереотипы экстремизма, который обусловлен напряженной политической борьбой, сопровождающейся жестокостью и терроризмом? На Западе существует некий политический союз на почве вражды с Исламом. Примеры проявления этой вражды можно наблюдать в фактах замалчивания геноцида мусульман в Боснии или Чечне, по отношению к которому Запад проявляет безразличие и никак не реагирует на него. И это при том, что в самом западном мире существуют такие разногласия и разброс мнений, о которых нет нужды распространяться. Если же говорить о мировом порядке, то нужно иметь в виду те так называемые ценности, которые Запад стремится внедрить в международные отношения. Того, кто знакомится с воззрениями монашеских орденов траппистов (2) и картезианцев (3) или же нынешних мудрствующих псевдоинтеллектуалов Америки, отрицающих в СМИ существование Бога, охватывает смятение и изумление от того, что он не в силах понять, кто такой западный человек: то ли тот, кто совершает паломничество к святым местам, то ли тот, кто совершает поездку в Лас-Вегас. Такое различие и даже противостояние внутри Запада весьма важно для того, кто там проживает, но и для мусульман, которые хотя бы в общих чертах осведомлены о глубоком расколе, существующем в западном обществе. Этот факт заслуживает особого внимания. Что касается религиозных воззрений в мусульманских странах и на Западе, то следует сказать, что большинство людей в исламском мире продолжают жить на основе исламских принципов и в соответствии с ними. Каждый мусульманин считает Коран словом божьим, а пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) - посланцем Господа. На Западе же основы мышления и побудительные мотивы действий людей в большей степени заключаются в материальных интересах и погоне за прибылью. По существу, такие понятия, как вера в Бога или отрицание существования Бога, рассматриваются там, как личное дело каждого. С другой стороны, мусульмане ради достижения политической независимости и торжества исламских законов в обществе готовы и к войне. На Западе сейчас почти не происходит политических войн, хотя следует иметь в виду, что Запад в течение многих веков переживал кровавые революции и глубочайшие преобразования. Конечно, следует знать, что по вопросу о революции и общечеловеческих ценностях существуют глубокие разногласия, и в этом смысле обсуждаемая нами тема, т. е. взаимоотношения Ислама и Запада, требует своего осмысления. Среди профессоров университетов и ученых-исследователей существует немало разногласий по поводу существа священных книг, учений, изложенных в них, и понятий, содержащихся в них. Исторические предпосылки В прошлом, особенно в средние века, у Запада и Ислама не было повода противостоять друг другу. Прежде всего следует сказать, что указанный период был временем, когда и Запад, и исламский мир разделяли некоторые общие принципы. Во первых, обе части мира признавали божественное начало стоящим над всеми сторонами жизни людей, касающимися как каждого индивида, так и всего человечества. Во вторых, обе цивилизации проявляли уважение друг к другу, даже когда враждовали. Например, Запад уважал исламскую цивилизацию, хотя его представители называли мусульман неверными. В период крестовых походов, несмотря на их антиисламскую направленность, огромные разрушения, причиненные этими религиозными войнами, средневековая Европа, тем не менее, с почтением относилась к Исламу и мусульманской цивилизации. Именно в этот период Запад признавал авторитет исламской науки и философии, искусства, зодчества и литературы. Открытая враждебность по отношению к Исламу как в плане идеологическом, так и религиозном, по существу, стала проявляться в эпоху Возрождения. Спецификой этой эпохи стали: преобладание эгоцентризма; стремление потрясти основы уверенности и незыблемости, которые создавала в сознании людей религия; европоцентризм. Такие воззрения были не только направлены на отказ от религиозного наследия Европы, но и во все возрастающей степени обращены против Ислама. В эпоху Возрождения Запад начал активно распространять и внедрять свои ценности. Эти ценности, основу которых составляли меркантилизм, торгашество, атеизм, индивидуализация религии, противоречили чаяниям и мышлению мусульман. Запад породил такой тип человека, который резко противоречил представлениям о человеческой сущности, принятым в Исламе. Запад в эпоху Ренессанса постепенно достигал успехов в экономическом, технологическом и военном отношении. В то же время на Западе, вместо того чтобы тратить свои силы на опорочивание Ислама и предание его анафеме и представлять его как нечестивую, с точки зрения христианства, веру, начали по-новому анализировать и изучать Ислам. Запад, благодаря своей политической и экономической мощи, стремился отдалить мусульман, находившихся в странах Запада, от их собственной культуры, ассимилировать их в западном обществе, предоставляя им возможность получать западное атеистическое образование в своих учебных заведениях, внедряя в их сознание мысль о превосходстве западных ценностей. Подвергнув анализу и критике Коран, Запад представил его как примитивное сочинение, которое нельзя рассматривать как ниспосланное Богом. Запад пытался свои представления и образы распространить как общечеловеческие ценности, которые могут спасти человечество. В последнее время в отношениях между Исламом и Западом возникло немало проблем. С одной стороны, наблюдается возрождение Ислама в мусульманском мире, а с другой - все возрастающее давление Запада в целях усиления своего господства в области культуры все на тех же принципах, которые зародились в эпоху Возрождения. Диктуя свою волю и навязывая свои взгляды всему миру, Запад в то же время сам - на грани распада, испытывая социальные потрясения из-за углубляющегося хаоса. Однако историческое прошлое связей между Исламом и Западом в средние века, в эпоху Возрождения и в новейшую эпоху не должно быть предано забвению, ибо оно являет собой богатейшую сокровищницу, а те, кто заинтересован, подливая масла в огонь ненависти к Исламу, создать о нем превратное представление как о некоем могущественном враге, должны внимательно изучать историческое прошлое. Вопрос заключается в том, что необходимо усвоить из исторического прошлого для создания позитивных отношений между Исламом и Западом. В чем основная причина их противостояния? Некоторые аналитики утверждают, что в этом противостоянии западные элементы и факторы преобладают над исламскими. Следует подчеркнуть, что выпячивание конфликта между Исламом и Западом, гипертрофия угроз не способствуют конструктивному диалогу между ними, что затрудняет их взаимопонимание. На самом деле Ислам с его великой цивилизацией никогда не рухнет под напором Запада, а с другой стороны, Ислам, вопреки подстрекательским утверждениям СМИ, не собирается уничтожать Запад. Факторы нынешнего конфликта. При анализе взаимоотношений между Исламом и Западом выявляется как непреложная истина о том, что вопреки ожиданиям Запада Ислам как религия находится в движении и что исламская цивилизация жива и динамично развивается. В конце XIX и начале XX века апологеты западной религии предсказывали грядущую смерть и развал Ислама как религии. Однако нынешнее распространение Ислама во всем мире наглядно демонстрирует жизненность этой религии. И этот факт опровергает многие гипотезы постсредневекового периода, а также идеи, господствующие на современном Западе: индивидуализма; гуманистического секуляризма; превосходства прав человека над правами, дарованными Богом; превосходства права, связанного с наследством, над законами Всевышнего. Западники, которые считают свой путь развития единственно приемлемым для того, чтобы обеспечить прогресс всех народов мира, здесь вступают в противоречие с Исламом. Дело в том, что после эпохи средневековья Ислам был просто-напросто блокирован западными стереотипами в интеллектуальной и практической деятельности, и при этом можно считать, что многое из того, что делается последователями модернистского Ислама, никоим образом не приводит к антагонизму с Западом. В дискуссиях, развернувшихся в западных СМИ по поводу угроз, исходящих от Ислама, многое подается крайне односторонне, предвзято и поверхностно. К примеру, в связи с палестинской проблемой позиция мусульманских политиков подается так, что еврейские эмигранты, прибывшие в Палестину из других стран, должны вернуться в свои страны, а Палестина, дескать, принадлежит исконным палестинцам - мусульманам, иудаистам и христианам. И на основании этого тезиса западные СМИ заявляют, что, мол, если исходить из этой логики, то неэтнические американцы, эмигрировавшие в Америку из разных регионов мира, должны вернуться в свои страны, а в Америке должны жить только краснокожие индейцы. Естественно, что для всякого объективного и честного наблюдателя совершенно очевидно, насколько такие аналогии некорректны и притянуты за уши. Всем известно, что многие источники нефти находятся в исламских государствах и что страны Запада испытывают острую потребность в сохранении свободного притока нефти из этих стран. Запад еще не забыл нефтяной шантаж со стороны арабов в 70 е годы. Вот почему Запад использует различные экономические рычаги, усиливает свой контроль над источниками доходов исламских стран. С другой стороны, страны Запада различными путями добиваются того, чтобы их прибыли в несколько раз превышали расходы на импорт нефти. Среди них: поощрение гонки вооружений и проникновение на рынки сбыта исламских стран. Необходимо отметить, что западные правительства, организации и мощные коммерческие структуры по серьезному отнюдь не заинтересованы в экономическом благосостоянии исламских стран. Правда, внешне они стремятся представить, что поддерживают развитие мусульманских стран, но при этом всегда преследовали и преследуют свои экономические и геополитические интересы. Позиция Запада по многим проблемам лицемерна. Так, например, Запад часто обвиняет исламские страны в нарушении прав человека, однако вполне очевидно, что понятие «права человека» используется как средство оказания давления на исламские государства, а там, где требуют интересы западных стран, они закрывают глаза на нарушение этих прав. Сейчас много рассуждают о терроризме, однако возникает вопрос: те, кто разглагольствует об этом, дают ли себе труд вдуматься в то, почему двадцатилетний юноша в самом расцвете своей молодости спокойно и добровольно лишает себя жизни и совершает самоубийство ради тех целей, в правильности которых он убежден, направляя свою акцию против своих врагов? Терроризм, кем бы он ни совершался - мусульманином ли, христианином или иудеем, есть ужасное действие, противоречащее учению всех трех религий. Но когда террористический акт происходит, осуждая его, мы должны понять. что стоит за ним, что стало причиной такого события. Ненависть - это огонь, который пожирает и уничтожает. Но этот огонь не будет потушен, если не будут выяснены причины его возникновения, иначе, будучи поспешно ликвидирован в одном месте, он вспыхнет в другом. Отношение христианства к Исламу отличается в худшую сторону от отношения Ислама к христианству. Хотя Ислам отрицает троицу и боговоплощение, однако признает божественные истоки послания Христа, а самого Христа - великим пророком, предшественником Мохаммада (да благословит Аллах его и род его!). По существу, ислам поддерживает ортодоксальные христианство и иудаизм, их учения, однако не признает всякого рода искажения их, которые провозглашаются от имени христианства или иудаизма. Ислам не препятствует христианским или иудаистским меньшинствам свободно отправлять свои религиозные обряды. Устранить препятствия к взаимопониманию По обе стороны водораздела между Исламом и Западом перед христианами, проживающими в мусульманских странах, и мусульманами, проживающими на Западе, стоит один и тот же кардинальный вопрос, это - вопрос о взаимопонимании и согласии между исламом и христианством, возможность более тесных контактов между Исламом, христианством и иудаизмом. Вне всякого сомнения, модернизм после эпохи Возрождения оказал влияние на христианство и христианство уже не обладает тем могуществом, которым оно обладало в средние века. Однако, несмотря на это, христианство, так же как иудаизм, продолжает существовать как некая реальность. Если вдуматься, то можно увидеть, что у христиан и иудеев есть много общего с Исламом. И те и другие веруют в Бога, подчиняются десяти заповедям и стремятся к жизни, построенной на основе духовности и существующих реалий. Для того чтобы возникло взаимопонимание между Исламом и Западом, необходим новый взгляд на Ислам, нужно прекратить антиисламскую пропаганду на Западе, делая упор на то общее, что есть у обеих цивилизаций. Если мы сейчас ведем речь о взаимопонимании Ислама и Запада, то имеем в виду не тот Запад, мерилом которого являются сугубо экономические показатели. Под цивилизацией Запада понимают такую цивилизацию, критерием которой являются моральные и религиозные ycтои, у которых много общего с исламской цивилизацией. Одним из главных препятствий для установления взаимопонимания между Исламом и Западом является бытующая в западном мире теория, по которой все цивилизации мира должны плестись за атеистической цивилизацией Запада, берущей свое начало с постренессансного периода. По существу, в наше время диалог христианской и мусульманской цивилизаций происходит в условиях подспудно присутствующего секуляризма и атеизма. Другое отличие Ислама от Запада заключается в различии их религиозного мировоззрения. Мусульманин представляет себе Бога восседающим в небесах и правящим всем миром и мусульманскими народами. Большинство мусульман ежедневно совершают намазы, соблюдают посты, выполняют другие религиозные предписания, установленные шариатом. На Западе все наоборот. Там много рассуждают о сущности Бога и Его обязанностях. Во многих европейских странах всего лишь процентов десять ходят в церковь раз в две недели. Хотя бы это большое различие в почитании религиозных предписаний могло бы стать темой для диалога на религиозной почве между Исламом и Западом. Другое важное препятствие для установления взаимопонимания между Исламом и Западом - деятельность западных религиозных миссионеров. Эта деятельность, особенно в период, когда Запад приобретал множество колоний в отдаленных регионах мира, заслуживает серьезного внимания. И христианство, и Ислам утверждают, что послание Бога, содержащееся в учении каждой из этих религий, адресовано всему миру и что единственный праведный путь спасения - откликнуться на призыв только одной из этих религий. Что же касается западных миссионеров, то их деятельность в различных регионах мира служила в период колонизации других стран отнюдь не религиозным целям и во многих странах Азии и Африки под видом послания Иисуса Христа среди народов проповедовались новозападные, далекие от религии идеи. Вне всякого сомнения, препятствия к взаимопониманию между Исламом и Западом всё еще имеются. Однако и христиане, и мусульмане должны стремиться к преодолению этих препятствий, что является условием их примирения. В заключение следует снова сказать тем, кто серьезно задумывается о будущем человечества и понимает, как непросто преодолевать трудности, отбрасывая сиюминутные интересы и расчеты, стоящие на пути взаимоотношений Ислама и Запада, что они, эти взаимоотношения, должны рассматриваться в новом формате. Обе стороны должны осознавать, что нельзя надеяться на конвергенцию двух прямо противоположных воззрений - Ислама и секуляризма. Однако установление отношений между Исламом и Западом на основе взаимного уважения, признания самоценности человека, утверждения свободы мнений, ненападения друг на друга, отказ от корыстных побуждений в отношении территории и богатств друг друга и стремления уничтожить культуру друг друга в рамках сотрудничества - возможны. Ислам и Запад должны проникнуться пониманием того, что обе стороны нуждаются во взаимопонимании, чтобы, сблизив свои помыслы и чувства, относиться друг к другу искренне и благожелательно. Для достижения этой цели нужно, чтобы атмосфера, в которой формируются отношения Ислама и Запада, стала в результате обоюдных усилий, прилагаемых последовательно по всем направлениям, приобретала ясность и искренность, при которых подверглись бы пересмотру такие понятия, как «фундаментализм», «экстремизм» и «нетерпимость», чтобы их значение осмыслялось не на основе сиюминутных политических интересов, а на основе учета реальных факторов. И последнее. Христианам хорошо известно: то, что предопределено Всевышним как единое и неделимое целое, человек не должен разрывать и расчленять. Судьба Запада, особенно христианского Запада, тесно переплетена с иудаизмом и Исламом. Будем надеяться, что наше время дало людям доброй воли возможность строить отношения ислама и Запада на основе фундаментальных принципов, а не на основе сиюминутных побуждений, субъективных домыслов, стремления к гегемонизму и эгоизма. 1) Сейед Хосейн Наср родился в Тегеране в 1933 г. Получил высшее образование в США в Массачусетском технологическом университете по специальности «физика». Защитил докторскую диссертацию в области истории науки в знаменитом Гарвардском университете, после чего в 1958 г. вернулся в Иран. В 1979 г. был назначен ректором Тегеранского университета, где до 1979 г. преподавал философию и историю науки. В 1962 и 1965 гг. преподавал историю науки в Гарвардском университете. В настоящее время Наср работает в качестве научного сотрудника и профессора исламских исследований в Университете им. Дж. Вашингтона (прим. переводчика С. Салими). 2) Траппист - член ордена монахов-отшельников, соблюдающих обет молчания (прим. С. Салими). 3) Картезианец - член ордена монахов-фанатиков, основанного Сент-Брюно во Франции (в 1084 г.) (прим. С. Салими). www.iras.ir , перевод Сиявуша Салими
|