Взаимодействие Турции со странами Центральной Азии
Автор: ИАЦ МГУ
ВзаимодействиеТурции со странами Центральной Азии
Турция стала первым государством, признавшим независимостьцентральноазиатских стран. Появились государства, близкие ей с точки зренияисторической и религиозной традиции, в этническом и языковом отношении. ПередАнкарой вдруг открылась заманчивая перспектива возглавить целый конгломератэтнически родственных стран. Турция приступила к формированию своей новойидентичности как лидера тюркского сообщества.
В структуре МИД Турции в 1992 г. было создано Агентствотюркского сотрудничества и развития (TIKA), которое занимается вопросамиэкономического, культурного и технического сотрудничества, и Центр культуры иискусств. Основным направлением деятельности ТИКА является оказание экономическойпомощи, развитие совместных проектов и программ, регулирование правовых,технико-экономических, социальных и экологических вопросов сотрудничества. Вчисло приоритетных задач ТИКА входит содействие структурным и рыночнымпреобразованиям, быстрой интеграции тюркских государств в мировое хозяйство.При выполнении этих функций представители ТИКА привлекают к участию в отдельныхпроектах государственные министерства, предприятия и банки, сотрудничают смеждународными организациями, включая ООН, и структурами зарубежных стран.
В первые годы независимости центральноазиатские страныконтактировали с внешним миром через Турцию. Лидеры новых государстврассматривали Анкару в качестве посредника, способного, благодаря давнимотношениям с Брюсселем и Вашингтоном, помочь им как можно скорееинтегрироваться в мировую политическую и экономическую систему. При содействии Анкары произошло включение тюркскихреспублик в состав региональных экономических и политических объединений: ОБСЕ,Организацию экономического сотрудничества, Черноморское экономическоесотрудничество, Организацию исламская конференция. Турция сыграла важнуюроль в присоединении республик Центральной Азии к программе НАТО «Партнерстворади мира». Анкара также способствовала проникновениюв эти государства международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк,Азиатский банк развития). На международном экономическом форуме в Давосе сталотрадицией проводить встречи лидеров Турции и центральноазиатских государств.
Турецкое руководство было уверено, что тесные связи с новымиреспубликами не только повысят региональное значение Турции, но и обеспечатновые возможности для развития ее экспорториентированной экономики. Наряду сдеятельностью официальных правительственных турецких организаций, в расширениезоны влияния Турции активно включился частный торгово-промышленный капитал.Турецкий бизнес завоевывал рынки молодых государств, используя демпинговые ценыи механизм бартерных сделок. Турецкая сторона учредила специальныйтурецко-среднеазиатский банк для финансирования своего экономическогопроникновения на рынки региона. При этом в Центральной Азии турецкиепредприниматели имели культурное и лингвистическое преимущество перед западнымиконкурентами. На территории этих государств стали создаваться совместныеуниверситеты, в частности в Казахстане, и лицеи в Узбекистане и Таджикистанепри поддержке турецкой стороны.
ПервоначальноТурция воспринималась как модель социально-экономической и политическойтрансформации стран региона. Ряд государств региона проявлял интерес к турецкомуварианту экономического развития.
С одной стороны, Турции удалось обозначить свое присутствиев тюркоязычных государствах и заметно усилить экономические и культурные связис ними. Однако надежды на то, что Турция станет их главным политическим и экономическимпартнером не оправдались. Среди основных причин можно назвать отсутствие общихграниц, российское присутствие в этом регионе, нежелание лидеров новыхнезависимых государств вновь попасть в зависимость от кого бы то ни было.
В обоснование регионального лидерства от Анкары требовалосьбезвозмездное финансирование братских народов. В Турции отсутствовалинеобходимые средства для массированного инвестирования. В этом проявиласьограниченность турецких ресурсов, их технологическая слабость, которая неспособнаудовлетворить потребности национальных экономик тюркских государств. Турецкаяэкономика, которая зависит от западных заимствований, не в состоянии обеспечитьпотребности центральноазиатских государств в экономических ресурсах. Болеетого, качество большинства турецких товаров намного уступает европейскимизделиям, а подлинная интеграция не может быть основана на однойсельхозпродукции. В результате снизился объем турецкого экспорта вцентральноазиатские республики.
В политическом аспекте пантюркистская тематика длятюркоязычных народов также недостаточно актуальна: первоочередными для нихявляются задачи национально-государственного строительства. Со временемснисходительно-опекунское отношение Турции пусть к «братскому», но все жетретьему «тюркскому миру» сменилось признанием культурно-образовательных, атакже ментальных различий турок и жителей азиатских постсоветских республик.Данный факт под прессом пропаганды языкового, культурного и этнического родствапоначалу сбрасывался со счетов. Уверенность Анкары в том, что она лучше своихвосточных партнеров знает их проблемы и потребности, привела к рядуполитических кризисов во взаимоотношениях сторон. В частности, неожиданностьюстал для турецких властей отказ тюркоязычных стран от предложенного Анкаройучастия в Тюркских саммитах Турецкой Республики Северного Кипра. Кроме того, современем центральноазиатские государства перестали нуждаться в посредничествеАнкары в отношениях с Западом.
Турция постепенно отказалась от создания собственной зонывлияния на территории проживания тюркских народов, ограничившись, в основном,образовательными программами в рамках деятельности ТИКА, что позволяет говоритьо создании гуманитарной сферы влияния Анкары. Для осуществления лоббистскойдеятельности в интересах Турции используются возможности турецкой диаспоры,тюркских этнических групп и их информационных центров: органов печати, радио ителевидения. Экономическое проникновение Анкары в регион ограничиваетсяпредоставлением время от времени определенной финансовой помощи в виде грантов,кредитов и технической поддержки.
Тем неменее, Турция имеет во всех столицах государств Центральной Азии военныхатташе, довольно сильную агентуру, пытается создать протурецкие политические партиии группы, которые работают на укрепление военно-политического сотрудничествасвоих стран с Анкарой. Турция сотрудничает с центральноазиатскими республикамив устранении таких угроз региональной безопасности и стабильности, какрадикальные религиозные движения, терроризм, наркотраффик и торговля оружием. Врамках соглашений о борьбе с терроризмом, подписанных с этими странами, Турцияпредоставляет им необходимую технику и финансовую помощь. Начиная с 2001 г. Анкара значительноувеличила военную помощь Узбекистану и Казахстану, в меньшей степени Киргизии,предоставляя вооружение и военное обмундирование, проводя учения с цельюмодернизации армий этих стран. УчастиеТурции в операции в Афганистане заметно повысило ее авторитет средицентральноазиатских государств.
Средипоследних политических событий следует отметить прошедший 3 октября 2009 года вНахичевани (Азербайджан) очередной саммит глав государств тюркоязычных стран. Внём приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Турции АбдуллаГюль, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии КурманбекБакиев и вице-премьер правительства Туркмении Хыдыр Сапарлыев. Саммитупредшествовало учреждение Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран(Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции). В саммите не приняли участия нипрезидент Узбекистана Ислам Каримов, ни даже его представитель. На саммите НурсултанНазарбаев, отметив, что Гейдар Алиев и Мустафа Кемаль Ататюрк мечтали оединстве тюркоязычных народов, подчеркнул, что Казахстан также выступает завоплощение в жизнь этой идеи. Тюркский саммит вНахичевани завершился созданием Совета сотрудничества тюркоязычных стран(Тюркского совета), в 2010 г.его возглавит Казахстан.
Турция, обеспечив возможность экспорта азербайджанских энергоресурсовв Европу, естественно, заинтересована в подключении Казахстана и Туркменистанак транскаспийским проектам. Астану устраивает вариант дальнейшего развитиядиалога с Евросоюзом при активном участии Турции, в том числе в разработке иреализации совместных проектов транспортировки нефтегазового сырья в Европу. Однаконапряженные отношения возникли у турецкого бизнеса с новыми туркменскимивластями.
Что касается Узбекистана, то после обвинений в адрес Турции по поводуподдержки узбекских оппозиционных движений и их лидеров, отношения между двумястранами довольно прохладные. Ташкент считает, что Анкара поддерживаетисламскую оппозицию через деятельность турецких коммерческих и строительныхфирм. Представитель Узбекистана даже не присутствовал 17-19 ноября 2007 г. в Баку на 11-омсъезде организации Дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных стран иобщин. Однако в реальности Турции нет смысла поддерживать экстремистскиерелигиозные движения за рубежом, так как турецкие власти борются с ними внутристраны. Тем не менее, Турция и Узбекистан продолжают сотрудничество в сфере предотвращенияи устранения таких угроз, как экстремизм, терроризм и контрабанда наркотиков, скоторыми сталкивается Ташкент, и которые представляют опасность длястабильности всего региона.
В заключение хочу отметить, что в сегодняшней Турции идею ВеликогоТурана поддерживают лишь ультра-националистические круги, не имеющие значительноговлияния на власть, и экстремистские неправительственные организации.Националистическая и пантюркистская идеология турецких властей позволяет демонстрироватьзападным союзникам возможность альтернативы во внешнеполитической стратегии,одновременно она завоевывает симпатии турецкого электората, немалая частькоторого разделяет подобные взгляды.
Кудряшова Юлия, к.и.н., научный сотрудникЦентра евро-атлантической безопасности МГИМО (У) МИД России
Поделиться: