Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На встрече со стипендиатами программы "Болашак"
Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева

Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на встрече со стипендиатами программы "Болашак Уважаемые участники встречи! Дорогие друзья!

Рад приветствовать вас на форуме, посвященном 15-летию программы "Болашак". Благодарю вас за выступления – это великая услада для моего сердца, потому что все, что мы делаем – делаем для будущего Казахстана. Казахстан прошел через все трудности - гиперинфляцию, пустые прилавки, остановившееся производство и массовую безработицу. Но мы знали, что все эти трудности преодолеем, и будем строить свое государство. Мы его построили. Казахстан имеет обширную территорию, богатые недра, талантливый многонациональный образованный народ. Сегодня страна стоит перед новым выбором – ходить в догоняющих или встать вровень с развитыми странами мира. Мы поставили общенациональную задачу – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Чтобы построить конкурентоспособный Казахстан с индустриальной экономикой, не зависящей от сырьевых ресурсов, нужны высокообразованные человеческие ресурсы. Вот почему, несмотря на все трудности, я в 1993 году принял решение направлять нашу молодежь в лучшие университеты мира. И не ошибся. Сегодня вы представляете собой самую образованную часть нашей молодежи. Хочу поговорить с вами об очень важных вещах: о будущем Казахстана и о вашей роли в нем. Скоро на ваше поколение ляжет груз ответственности за развитие страны, и вы уже сейчас должны доказывать народу, что готовы нести ее. Именно вы олицетворяете патриотическую молодежь страны, готовую внести реальный вклад в становление нового Казахстана. Пора оправдывать надежды, возложенные на вас страной. Вы знаете, что "Болашак" создавался по моей личной инициативе. Мы сделали это первыми в СНГ. Другие страны шли уже за нами, используя казахстанский опыт. В первые годы большинство "болашаковцев" обучалось по экономическим, юридическим и социально-политическим специальностям. И это было закономерным. Стране, проводящей системные реформы, требовались специалисты именно этого профиля. В 1997 году с принятием Стратегии развития Казахстана до 2030 года начался новый этап в жизни республики. Ситуация стабилизировалась. Экономика пошла в рост. В связи с этим, программа "Болашак" была скорректирована – мы расширили учебные программы для студентов технических и медицинских специальностей. В 2005 году масштаб "Болашака" был значительно мною увеличен, и это был очень серьезный шаг для страны. Количество государственных стипендий возросло до трех тысяч. Расширилась и география "Болашака". Мы направляем наших стипендиатов в 32 страны. До 2005 года их было всего 13. В итоге, за 15 лет своего существования "Болашак" смог внести значительный вклад в формирование высокообразованных кадров страны. Из 1114 "болашаковцев" в сфере государственного управления, бюджетных организациях и национальных компаниях работает 325 человек. Ваши коллеги также успешно работают в отечественных и иностранных компаниях. Я знаю, что в целом за рубежом учится 20 тысяч молодых казахстанцев. Еще 15 тысяч обучаются в России. То есть участья не только по программе "Болашак". Я думаю, все они составят костяком наших будущих кадров. Теперь возникает вопрос: достаточно ли этого? Как нам необходимо дальше развивать программу? В данном контексте я глубоко убежден, что "Болашак" должен стать одним из наших важнейших "прорывных проектов", нацеленных на формирование конкурентоспособной нации. Чтобы раскрыть эту мысль, нужно, прежде всего, понять, куда направлен вектор глобального развития. Понять, в чем состоит суть современного прогресса и развития. * * * Современная реальность такова, что сегодня государства конкурируют своими интеллектуальными ресурсами. Именно за счет интеллектуального капитала создается 75% национального богатства развитых стран. Лидирующие позиции в мировом развитии прочно заняли те государства, экономика которых развивается на стыке науки и бизнеса. С учетом всех этих аспектов, в Казахстане за последние 10 лет государственное финансирование образования увеличилось почти в 7 раз. Полностью завершилась компьютеризация всех школ и завершается их подключение к Интернету. С 2000 года финансирование науки также увеличено в 7 раз. Создается мощная инфраструктура – Фонд науки, парк информационных технологий, современные лаборатории для исследований на прорывных направлениях научно-технического развития. Можно сказать, что мы подготовили хорошую стартовую позицию для инновационного прорыва. И есть четкая цель – стать государством с высокотехнологичной экономикой, которая будет служить постоянному улучшению благосостояния народа. Мы не можем вечно уповать на нефть, газ и другие природные ресурсы. В этой связи в предстоящие годы несколько конкретных задач для нас будут иметь приоритетное значение. Прежде всего, в ближайшие годы нам необходимо сформировать новую генерацию современных и эффективных управленцев, как для государственного управления, так и для бизнеса. Нам нужны люди, которые знают, как работать в XXI веке. Профессионалы, прекрасно разбирающиеся во внутренних и международных процессах. Патриоты, ставящие государственные интересы выше частных. Управленцы, готовые внедрять самые передовые методы менеджмента. Я много говорю перед молодежью о патриотизме. В моем понимании патриот тот, кто любит Казахстан. Патриот тот, кто следует истинным ценностям. Это - честность, честь, благородство, верность традициям, любовь к Родине и желание работать на ее процветание. Вы, выпускники "Болашака", должны стать моими помощниками в достижении наших стратегических целей, так как вместе с прекрасным зарубежным образованием вы приобрели прогрессивное мышление и умение генерировать новые идеи. Две недели назад на заседании Политсовета партии "Нур Отан" я высказал мысль о том, чтобы сформировать группу молодых людей – это будут 200-300 человек, в том числе "болашаковцы" – которых можно целенаправленно готовить в качестве кадрового резерва на высокие государственные должности. Это большой шанс для каждого из вас, здесь сидящих. Конечно, отбор будет производиться не только среди "болашаковцев". Это должны быть лучшие представители молодежи, которые доказали свой профессионализм, организаторские способности, ответственность и патриотизм. В данном контексте выпускники "Болашака" могут стать основой новой генерации управленцев, готовящейся встать у руля реформ и управления государством. Этот процесс уже идет. К примеру, в моей Администрации трудятся 10 выпускников "Болашака", причем некоторые уже на политических должностях. Могу назвать Шефа Протокола Президента Бауржана Байбека, Болата Берсебаева, который выступал сегодня. Несколько десятков ваших коллег успешно работают в аппарате Правительства, министерствах, национальных и иностранных компаниях. Кстати, я думаю, что иностранные инвесторы должны брать обязательства по подготовке казахстанских кадров, в целевом порядке участвовать в программе "Болашак". Это нужно сделать нормой при заключении инвестиционных контрактов и внести в действующие контракты. Одним словом, вы, болашаковцы, должны быть внутренне готовы к ответственной работе и сделать все, чтобы оправдать народное доверие. Это первое, о чем я хотел поговорить с вами. * * * Второй аспект касается того, как нам сделать передовые знания, современные модели образования, прогрессивные формы экономической жизни достоянием всего общества. Поэтому сегодня на встрече с вами я хочу поделиться и вынести на обсуждение идею национального проекта "Интеллектуальная нация - 2020". Его главная цель – воспитание казахстанцев новой формации и превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом. На мой взгляд, этот проект должен учитывать три принципиальных момента. Первый из них касается инновационного развития системы образования. Традиционный подход к образованию ставит своей целью дать учащимся максимальный объем информации и знаний. Но сегодня акценты меняются. Специалисты подсчитали, что каждые семь-восемь лет объем профессиональной информации удваивается. Чтобы совладать с этим потоком обновляющегося знания, ориентироваться в нем, современные работники должны владеть системным и критическим мышлением и навыками постоянного самообучения. Кроме того, нужно добиться, чтобы наша молодежь умела не только получать, но и создавать новые знания. Сегодня самым ценным качеством становится креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации. Для этого нужны новые методики, новые формы преподавания, новые специалисты. Вторым ключевым моментом реализации проекта "Интеллектуальная нация - 2020" является мощная информационная революция, которую в наши дни переживает весь мир. Однако в этой сфере мы серьезно отстаем от лидеров. Для поддержания темпов развития в нашей стране необходимо обеспечить прорыв в электронных услугах. Мы можем создать на базе Парка информационных технологий в Алматы крупный региональный "Ай-Ти-университет" с участием ведущих мировых вузов, привлечением лучших специалистов из-за рубежа. Наряду с этим необходимо создавать индустрию информационных технологий, благоприятные условия для развития интернет-компаний, электронной коммерции. В качестве третьего момента реализации проекта "Интеллектуальная нация - 2020" можно отметить духовное воспитание молодежи. Нужно учитывать нивелирующее воздействие процесса глобализации, которому мы должны противопоставить укрепление национально-культурных ценностей и нравственности нашего молодого поколения. Знания или профессиональные навыки не могут быть созидательной силой, если не основаны на национальных приоритетах, нравственных ценностях, понятиях общественного долга, социальной солидарности и преемственности поколений. Наше молодое поколение должно однозначно усвоить старую как мир истину – настоящего успеха в жизни добивается только тот, кто приносит пользу людям и своей стране. Государственность всегда держалась на глубоком постижении национальной истории и культуры, которые являются основными хранителями коллективной памяти. Если граждане знают и берегут их, общество таких граждан становится сильнее. Я часто слышу, что некоторые "болашаковцы", обучаясь за границей, теряют национальный контекст, национальные корни. Мы все вместе должны не допускать этого. История и культура Казахстана – это живительные источники, из которых наша молодежь может черпать мощную энергию созидания. Я считаю, что казахский язык будет объединительной силой для всех казахстанцев. Это ни в коем случае не предполагает ущемление других языков. У нас не этническая, у нас общеказахстанская идеология должна быть. Я надеюсь, "болашаковцы" станут мне хорошим подспорьем в реализации данного национального проекта, разовьют его основные идеи. Дорогие друзья! Еще один аспект, который я хотел сегодня перед вами поднять, касается модернизации самой программы "Болашак". Новые задачи закономерно требуют дальнейшего развития этого проекта. Речь идет как о необходимых коррективах в саму программу "Болашак", так и об эффективном использовании многогранного потенциала ее воспитанников. В первую очередь, необходимо постоянно обеспечивать максимальную прозрачность системы отбора стипендиатов. Общественность не должна сомневаться в демократичности и справедливости программы. Республиканская комиссия по подготовке кадров за рубежом должна контролировать весь этот процесс, а Министерство образования и науки нести ответственность за результат. Сегодня определены два десятка приоритетных специальностей, необходимых для нашей страны. Среди них международное право, медицинские науки, инжиниринг, морская техника и судовождение, атомная промышленность, информатика, нано- и биотехнологии, телекоммуникации, мехатроника, экология, управление человеческими ресурсами, государственная политика и другие. По этим специальностям нам нужно в приоритетном порядке готовить специалистов в рамках программы "Болашак". Будет неплохо, если к процессу отбора стипендиатов в качестве общественного контролера подключится Ассоциация выпускников "Болашака". Нужно увеличить количество стипендий для сельской молодежи. Обязательное условие для таких стипендиатов – возвращение в свой регион и отработка не менее 5 лет по специальности. Это нужно для того, чтобы добиться сбалансированного распределения выпускников. Иначе складывается ситуация, когда девять из десяти "болашаковцев" оседают в Алматы и Астане. В регионах работает всего 115 выпускников программы. В программе следует заложить возможность для повышения квалификации молодыми государственными служащими, особенно из регионов, предоставив возможность обучения иностранному языку и получения магистерской степени по своему профилю. Если молодые люди за год-два работы на госслужбе хорошо проявят себя, надо давать им возможность улучшить образование за рубежом. Эта мера повысит престиж и профессиональный уровень госслужбы. В целом нам нужно больше готовить магистров и докторов. Что касается бакалавров, то их следует готовить только по приоритетным научным и техническим направлениям, где у нас особый дефицит кадров. Есть предложение на базе Центра международных программ создать Школу мировых языков. По-моему, здравое предложение, которое может сэкономить много времени и средств претендентам на стипендию. Чтобы в период обучения стипендиаты не отрывались от казахстанской среды, необходимо предусмотреть их стажировки и практики в государственных органах, научных институтах, национальных компаниях в период летних каникул. Необходимо консолидировать интеллектуальный и организационный потенциал воспитанников программы, повысив роль Ассоциации выпускников "Болашака". Почему бы вашей Ассоциации не создать собственный веб-портал, на форуме которого вы могли бы обмениваться идеями, выдвигать предложения, инициировать широкие дискуссии по актуальным вопросам, знакомить общественность с зарубежным опытом, изучать глобальные процессы и их влияние на Казахстан. Надо активно общаться с международными исследовательскими центрами, больше выступать в средствах массовой информации, организовать свою передачу на телевидении. Вы знаете жизнь и там, и здесь, и можете аргументировано оценивать достижения нашей страны. Через Ассоциацию, через собственный сетевой ресурс выпускники программы могут ввести кураторство над стипендиатами – помогать в учебе, в выборе более узкой специализации, трудоустройстве. Вам надо идти в молодежную среду. Читайте лекции перед студентами, проводите с ними регулярные встречи, просвещайте молодежь! Пускай это будет вашей общественной нагрузкой! В Астане в этом году начнется строительство Нового университета мирового уровня. Он будет сформирован из филиалов ведущих зарубежных университетов, которые являются законодателями мод по своим специальностям. Я полагаю, что по этим специальностям нам уже не нужно будет направлять студентов за рубеж. На мой взгляд, в этом университете многие выпускники "Болашака" смогут найти приложение своим силам и знаниям. Знаю, что некоторые из вас уже вступили в партию "Нур Отан". Это отрадная тенденция. Нужно усиливать ее работу, принимать участие в политической жизни. Это школа политического роста. * * * В заключение хочу сказать, что вы должны оценивать предоставленное вам образование как уникальный шанс внести вклад в становление своего молодого независимого государства. Не каждому такой шанс предоставляется. Будьте его достойны. Каждый из вас получил от народа огромный кредит доверия, который он должен вернуть своим трудом. Помните – чтобы отправить вас в престижные университеты, тратились народные деньги. Сегодня общество и я, как Глава государства, вправе требовать от вас полной самоотдачи на благо Родины. Я еще раз хочу подчеркнуть, что "Болашак" – это один из наших важнейших "прорывных проектов", нацеленных на формирование конкурентоспособной нации. Уверен, вы ясно осознаете, насколько важны задачи, стоящие перед страной. Вы – поколение граждан, которое создаст Новый Казахстан в новом мире. Верю, что у вас достаточно желания и сил, чтобы сделать Казахстан XXI века достойным, сильным и процветающим.

http://www.centrasia.ru/news.php4?st=1201728000

Теги: Казахстан

Поделиться: