Выступление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на церемонии открытия 43-го Ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития
Автор: ИАЦ МГУ
Выступление Президента Республики УзбекистанИ.А.Каримова
на церемонии открытия 43-го Ежегодного заседания
Совета управляющих Азиатского банка развития
Уважаемый президент Курода!
Уважаемые управляющие!
Уважаемые представители иностранных государств и
приглашенные гости!
Дамы и господа!
Прежде всего позвольте сердечно приветствоватьучастников 43-го Ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банкаразвития, представителей авторитетных международных организаций и всех гостей,приехавших в Ташкент.
Для нас высокая честь, что столица нашей страны первойиз государств Центральной Азии и Кавказа выбрана в качестве места проведенияэтого важнейшего события, и мы хотели бы выразить искренние словапризнательности правительствам стран-членов АБР, принявшим это решение.
В своем выступлении хотел бы очень короткоостановиться на некоторых вопросах, имеющих непосредственное отношение кобсуждаемой повестке дня.
Прошедший 2009 год для мировой экономики сталдействительно годом серьезных испытаний на прочность, практически ни однастрана не избежала негативных последствий разразившегося глобальногофинансово-экономического кризиса.
И сегодня несмотря на то, что по оценкам авторитетныхмеждународных аналитиков и экспертов пройден наиболее острый и весьмачувствительный этап кризиса, тем не менее предстоит очень не простой,достаточно болезненный и длительный процесс восстановления экономики.
При анализе проблем, возникающих на пути выхода изкризиса мировой экономики, обращает на себя внимание в первую очередьнеустойчивые и низкие темпы роста, сохраняющийся высокий уровень безработицы,заметное ухудшение финансового положения реального сектора экономики и снижениереальных доходов населения.
Большие, внекоторых странах угрожающие масштабы принимают дефициты государственныхбюджетов, а также рост размеров государственного долга, что может привести ксерьезному напряжению с уплатой этих долгов и возможным дефолтам.
Отмечается низкий уровень, а в отдельных случаяхснижение внутреннего спроса, что в свою очередь тормозит выход на стабильные иустойчивые темпы роста производства.
Следует, на наш взгляд, согласиться с мнением многихведущих мировых экспертов, что избыточная ликвидность и дальнейшее накачиваниебанковско-финансового сектора денежными ресурсами создают условия для разгуласпекулятивного капитала, вздувания так называемых пузырей на фондовом исырьевом рынках, что может в перспективе привести к новому обвалу на финансовыхи валютных рынках со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Не говоря о том, что возрастающая эмиссия и увеличениеобъемов денежных масс создают потенциально опасную ситуацию инфляционныхпроцессов.
Приходится еще и еще раз говорить об увлечении вомногих, особенно развитых странах протекционистскими мерами, которые в первую очередьсоздают значительные проблемы для развивающихся стран и в целом длявосстановления и развития мировой экономики.
Не ошибусь если скажу, что самой обсуждаемой нарегиональном и глобальном уровне в экспертных и официальных кругах являетсятема о государственном регулировании банковской и финансовой сферы, механизмахи инструментах обеспечения системного контроля за банковским капиталом, а такжео роли в этом Международных финансовых институтов.
В дискуссиях по этой теме представляет интересотдельные предложения, в частности формирование международного финансовогоинститута, который мог бы контролировать деятельность финансового и банковскогосектора в глобальном масштабе. Предлагается возложить на этот институт контрольза спекулятивной банковской деятельностью на мировом рынке, в том числе в сфередеривативов и других производных ценных бумаг, которые могут разбалансироватьмеждународную торговлю и международный финансовый рынок в целом.
В этой связи большой интерес и поддержку вызывают, нанаш взгляд, предлагаемые Президентом США Б.Обамой реформы в части формированияспециального агентства по контролю операций финансовых институтов США и поограничению рискованных сделок с деривативами за счет средствналогоплательщиков.
Думается, что если в результате продолжающихся ужедолгое время дискуссий и споров на эту тему будет достигнуто приемлемое длявсех сторон разумное решение - несомненно, это станет одним из самих большихдостижений в разрешении кризисной проблемы.
Уважаемые участники заседания!
Очевидно, нет необходимости доказывать, что степень иглубина подверженности каждой отдельной страны воздействию мирового кризиса,прежде всего, зависит от реализуемой модели реформирования, устойчивости инадежности финансово-экономической и банковской систем и от того, насколькосильны заложенные в них защитные механизмы.
В этой связи хотел бы коротко остановиться наузбекской модели развития и реформирования экономики, принятой нами в первые жегоды независимости в 1992 г.,построенной на пяти принципах, суть которых сводится к следующему:
Первое - деидеологизация государственной системы иобеспечение приоритета экономики над политикой.
Второе - в переходный период от планово-распределительнойсистемы к рыночной государство должно взять на себя роль главного реформатора.
Третье - обеспечить верховенство закона, т.е. закон одинаковдля всех.
Четвертое - поэтапность и постепенность осуществления реформ. Унас говорят - не разрушай старый, не построив новый дом.
Пятое - реализация сильной социальной политики в переходныйпериод от одной системы к другой.
Сегодня у нас есть все основания заявить, что заистекший период, в том числе в период экстремального воздействия кризисныхпроцессов эта модель себя полностью оправдала.
Большое значение в смягчении разрушительноговоздействия кризиса имела созданная за истекший период достаточная ресурснаябаза и надежный резерв прочности в финансово-банковской системе, проведениесдержанной и взвешенной экономической политики, принятые меры по ограждениюэкономики от влияния спекулятивного капитала, неуправляемой стихии йбесконтрольности на мировых финансовых и фондовых рынках, а также жесткийконтроль за макроэкономической сбалансированностью экономики.
В противостоянии кризису и нейтрализации егонегативных последствий огромную роль сыграла своевременность, адекватность иадресность принятой в стране Антикризисной программы, рассчитанной на 2009-2012годы.
Важнейшими приоритетами в реализации Антикризиснойпрограммы, наряду с оказанием необходимой помощи банковскому сектору, явилисьподдержка, в первую очередь, финансовой устойчивости реальной экономики,снижение налогового бремени и предоставление этому сектору, особеннокспортоориентированным предприятиям необходимых льгот и преференций, а такжеосуществление мер по снижению затрат и повышение прибыльности за счетмодернизации, технического и технологического перевооружения и диверсификациипроизводства.
Решающую роль в противодействии кризису и обеспеченииустойчивости развития экономики сыграло то исключительное внимание, котороеуделяется в стране развитию сферы услуг, малого бизнеса и частногопредпринимательства.
Важное место в достижении целей Антикризиснойпрограммы заняло осуществление масштабных социальных, инфраструктурных итранспортно-коммуникационных проектов, за счет чего решались задачи по созданиюновых рабочих мест и увеличению доходов населения.
Хотел бы подчеркнуть, что принимаемые в рамкахАнтикризисной программы меры преследуют программные цели, выходящие далеко запределы только борьбы с кризисом и нейтрализации его последствий.
Мы отдаем себе отчет в том, что в посткризисный периодвыиграют в первую очередь те страны, кто уже сегодня закладывает основы иреализует долгосрочные инновационные проекты, направленные на глубокиеструктурные преобразования и диверсификацию производства.
В 2009 году Узбекистан принял Программу по реализацииважнейших проектов модернизации, технического и технологического перевооруженияна 2009-2014 годы, в которую включены более 300 важнейших инвестиционныхпроектов общей стоимостью более 42,5 млрд. долларов, направленных на обновлениеведущих базовых отраслей, реализацию крупнейших транспортных и коммуникационныхпроектов, создание новых современных производств и внедрение ресурсосберегающихтехнологий.
Разумеется, мы прекрасно осознаем, что без привлеченияиностранных инвестиций и обеспечения для них необходимых условий и преференцийбудет весьма трудно решить поставленные задачи.
Вместе с тем в финансировании инвестиционных программмы придаем огромное значение мобилизации внутренних ресурсов. В 2009 году вобщем объеме капиталовложений, инвестированных в экономику Узбекистана, долявнутренних источников в них составила 68 процентов, а в 2010 году этотпоказатель составит не менее 70 процентов.
В выполнении долгосрочных и масштабных проектов мыпридаем большое значение дальнейшему укреплению потенциала и возможностейсозданного в 2007 году Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан,капитал которого сегодня составляет около 5 млрд. долларов. Основное назначениеФонда - финансирование в первую очередь инфраструктурных проектов, а такжеучастие совместно с иностранными партнерами в реализации перспективных проектовпо модернизации и реконструкции объектов в базовых отраслях экономики.
К примеру, за счет средств Фонда в 2009 году начатостроительство современной парогазовой установки, стоимостью 470 млн. долларов,на ТЭЦ в г. Навои, где сегодня создается Свободная индустриально-экономическаязона и международный мультимодальный центр логистики на базе аэропорта Навои.
Хотел бы сказать несколько слов о том огромномзначении, которое придается в Узбекистане реформе системы образования иподготовке квалифицированных кадров.
Еще в 1997 году была начата реализация Государственнойпрограммы, предусматривающей полный отказ от старой системы и переход на12-летнее бесплатное образование, составной частью которого являются 9-тилетняя общеобразовательная школа и трехлетние профессионально-техническиеколледжи и лицеи.
За последние годы на базе вновь построенных более чем1,5 тысячах колледжах и лицеях уже получили средне-техническое и гуманитарноеобразование более 1 млн. 500 тыс. молодых людей, имеющих 2-3 специальности ивладеющих знаниями иностранного, как правило, английского языка.
Все это, и если учесть, что расходы на образование запоследние годы превышают 37 процентов, а вместе с расходами на здравоохранениесоставляют свыше 50 процентов Государственного бюджета страны, становитсяясным, каким огромным потенциалом квалифицированных кадров и человеческимкапиталом располагает Узбекистан.
Подводя итог сказанному, хотел бы с удовлетворениемотметить, что реализация принятой стратегии развития и Антикризисная программапозволили Узбекистану в числе немногих стран в мире обеспечить в 2009 годутемпы роста ВВП на 8,1 процента, промышленного производства - на 9 процентов,объем инвестиций в экономику превысил 26 процентов, а прямые иностранныеинвестиции возросли в 1,8 раза.
За истекший год создано свыше 940 тыс. рабочих мест.
Экспорт продукции вырос на 2,4 процента, обеспечивзначительное положительное сальдо внешней торговли и стабильный ростзолотовалютных резервов.
Обеспечен устойчивый профицит государственногобюджета, внешний долг на 1.01.2010 года не превысил 10 процентов.
По прогнозам авторитетных рейтинговых компаний имеждународных институтов экономический рост Республики Узбекистан в 2010 годуможет составить 8,5 процентов.
Уважаемые друзья,
Уважаемые гости!
Узбекистан высоко ценит растущее сотрудничество сАзиатским банком и рассматривает его, как важнейшего стратегического партнера,который за последние годы стал для нас ведущим международным финансовыминститутом, как по объему кредитного портфеля, так и в рамках региональноговзаимодействия в Центральной Азии.
За истекший период т.е. с 1996 года из выделенных 1млрд. 200 млн. долларов кредитных ресурсов выполнено 11 проектов стоимостьюсвыше 520 млн. долларов, продолжается освоение по 15 проектам на общую суммуболее 650 млн. долларов.
Мы с большой признательностью отмечаем, что сегоднянаше сотрудничество существенно расширяется и выходит на новый уровень. Врамках Ежегодного заседания подписано еще четыре кредитных соглашения на общуюсумму свыше 1 млрд. 150 млн. долларов, т.е. фактически Азиатский банк удвоилсвой кредитный портфель в нашей стране.
У нас сегодня есть полная убежденность, что такиеважнейшие составляющие нашего сотрудничества, как надежность и обязательностьпартнерских отношений и, безусловно, целевое освоение Узбекистаном выделяемыхсредств, будут обеспечиваться и впредь.
Теперь позвольте очень коротко остановиться на нашемвидении приоритетных направлений сотрудничества с Азиатским банком развития.
Во-первых, мы считаем, что АБР мог бы стать для нас ключевымпартнером в реализации чрезвычайно важных для Узбекистана программ структурныхпреобразований и диверсификации экономики, направленных на глубокую переработкубогатых природных ресурсов, минерального, углеводородного исельскохозяйственного сырья с учетом качественного изменения и увеличения долив экспорте высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
Речь идет об осуществлении проектов модернизации,технического и технологического перевооружения ведущих отраслей экономикиУзбекистана, в том числе горнорудной, нефтегазовой, химической и текстильнойотраслей промышленности.
К важнейшим приоритетам нашей стратегии модернизациистраны мы относим создание современной системы транспортных коммуникаций,реализацию таких проектов, как создание Узбекской национальной автомагистрали,развитие интермодального центра логистики на базе аэропорта Навои, кардинальноеобновление подвижного состава и расширение сети железных дорог.
Мы высоко ценим, что в рамках Ежегодного заседанияАзиатский банк подписал соглашение о предоставлении для строительства имодернизации Узбекской национальной автомагистрали кредита в размере 600 млн.долларов.
Во-вторых, это поддержка и дальнейшее развитие частного бизнесаи негосударственного сектора экономики.
Если в 1991 году негосударственный сектор составлялтолько менее 3 процентов нашей экономики, то сегодня доля негосударственного секторав ВВП составляет более 80 процентов, а в ряде ведущих отраслей экономики - всельском хозяйстве, строительстве, сфере телекоммуникаций, торговли и услугчастная форма собственности составляет около 100 процентов.
Вместе с тем, мы видим большую перспективу вдальнейшем расширении и укреплении позиций частного сектора экономики, вчастности в таких отраслях, как электроэнергетика, химическая, легкая, пищевая,электротехническая и машиностроительная промышленность, в сферебанковско-финансовых услуг и других ведущих отраслях экономики.
В-третьих, развитие сотрудничества в сфере дальнейшегореформирования и укрепления материальной базы сельского хозяйства иобслуживающих его отраслей.
Нельзя забывать, что в Республике Узбекистан более 95процентов сельскохозяйственной продукции выращивается на поливных землях,поэтому внедрение современных водосберегающих технологий имеет решающеезначение в условиях растущего дефицита водных ресурсов в регионе.
В этих условиях нам предстоит выполнение масштабногообъема работ, связанных с кардинальным улучшением мелиоративного состоянииземель, подвергающихся массированному засолению, и здесь мы видим перспективноенаправление сотрудничества с АБР.
В-четвертых, это поддержка развития социального сектора,укрепление современной базы системы образования и здравоохранения.
Поддержка созданного в стране потенциала школьного,среднего, профессионально-технического и высшего образования, сферы охраныздоровья людей, материнства и детства, оснащение их самым современным оборудованием,компьютерной и информационно-коммуникационной техникой, технологией, реализациясовершенных передовых методов диагностики и лечения в здравоохранении - это,безусловно, те важнейшие направления сотрудничества, где мы испытываем большуюпотребность.
В-пятых, мы ценим, что АБР принимает активное участие вразвитии финансово-банковской системы Узбекистана, включая финансированиепроектов развития государственных финансов, предоставление кредитных линий длякоммерческих банков и небанковских кредитных институтов и вхождение в капиталбыстро развивающихся частных узбекских банков.
Убеждены, что и в этой сфере сотрудничества у нас естьхорошие перспективы.
Узбекистан всемерно поддерживает проекты АБР,направленные на экономическое восстановление Афганистана. К примеру,строительство линии электропередач по маршруту Сурхан-Наибабад-Кабул позволилов 2009 году увеличить объемы поставок электроэнергии из Узбекистана в 6 раз иобеспечить круглосуточную подачу электричества в г.Кабул. В 2010 году объемпоставок электроэнергии возрастет еще в два раза, в том числе и в другиерегионы Афганистана.
Мы поддержали АБР в реализации проекта построительству железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, и считаем необходимым идальше развивать железнодорожное сообщение в Афганистане, что позволитреализовать проект строительства «трансафганского коридора» и обеспечиткратчайший путь для железнодорожного транзита грузов из Центральной Азии кблизлежащим портам Индийского океана и будет способствовать экономическомуразвитию Афганистана.
Уважаемые участники и гости Ежегодного заседания!
В непростой период мирового финансово-экономическогокризиса Азиатский банк развития, его Совет управляющих и Президент господинКурода продемонстрировали эффективную и слаженную работу, обеспечившуюсвоевременное реагирование на вызовы, порожденные кризисом, сумели разработатьи внедрить новые инструменты и нестандартные подходы для смягчения последствийкризиса.
Сегодня страны Азии, самого динамично развивающегосярегиона мира, которые лучше чем другие справились с разрушительным воздействиемкризиса, стоят перед новыми вызовами как в сфере экономического развития,обеспечения сбалансированного экономического роста, так и в сфере региональнойстабильности и безопасности. Решение этих вопросов требует совместнойскоординированной работы международных организаций, финансовых институтов иправительств.
Позвольте мне еще раз высказать поддержку Азиатскомубанку и его Президенту Х.Куроде в реализации возложенных задач и пожелатьучастникам Ежегодного заседания успешной и плодотворной работы.
Спасибо за внимание.
Поделиться: