Выступление на саммите НАТО Президента Ислама Каримова.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В контексте этих процессов реальная перспектива программы конструктивного взаимодействия нашей страны с НАТО могла бы включать, наряду с мероприятиями в области обеспечения безопасности и оборонного строительства, экологической и гуманитарной сферах, также сотрудничество в вопросах демократического обновления и модернизации, укрепления демократических и гражданских институтов и других направлениях, представляющих взаимный интерес.Приоритетным направлением сотрудничества, безусловно, должны оставаться проблемы нераспространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, укрепление взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.Пользуясь этой возможностью, хотел бы заявить о том, что Узбекистан готов к обсуждению и подписанию с НАТО Соглашения об обеспечении коридора и транзита через свою территорию по доставке невоенных грузов через пограничный узел – Термез-Хайратон, практически единственное железнодорожное сообщение с Афганистаном.
Выступление на саммите НАТО Президента Ислама Каримова.

Выступление на саммите НАТО

(3 апреля 2008 года)

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые главы государств и правительств!

Дамы и господа!

С вашего позволения хотел бы очень коротко остановиться на вопросах перспектив сотрудничества Узбекистана с НАТО в рамках Программы «Партнерство во имя мира», а также нашего видения перспектив по стабилизации ситуации в Афганистане.

Все большая трансформация НАТО в политическую структуру становится сегодня реальностью и это, в свою очередь, является хорошим стимулом для дальнейшего развития и укрепления Евроатлантического партнерства - СЕАП.

В контексте этих процессов реальная перспектива программы конструктивного взаимодействия нашей страны с НАТО могла бы включать, наряду с мероприятиями в области обеспечения безопасности и оборонного строительства, экологической и гуманитарной сферах, также сотрудничество в вопросах демократического обновления и модернизации, укрепления демократических и гражданских институтов и других направлениях, представляющих взаимный интерес.

Приоритетным направлением сотрудничества, безусловно, должны оставаться проблемы нераспространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, укрепление взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.

Пользуясь этой возможностью, хотел бы заявить о том, что Узбекистан готов к обсуждению и подписанию с НАТО Соглашения об обеспечении коридора и транзита через свою территорию по доставке невоенных грузов через пограничный узел - Термез-Хайратон, практически единственное железнодорожное сообщение с Афганистаном.

При этом должны быть соблюдены суверенные интересы по обеспечению безопасности и законодательства нашей страны.

За основу будущего Соглашения можно было бы взять подписанную Узбекистаном с германской стороной 4 марта текущего года договоренность по железнодорожному транзиту грузов Бундесвера через территорию Узбекистана.

Мы в Узбекистане отчетливо осознаем, что достижение мира и стабильности в Афганистане - это решающий фактор безопасности, открывающий большие возможности для решения жизненно важных проблем устойчивого социально-экономического развития всего Центрально-азиатского региона.

Альтернативы здесь нет, так как дальнейшее усиление противостояния, эскалация напряженности и терроризма в этой стране представляют собой серьезный вызов глобальной безопасности и международной стабильности.

Коротко о нашем видении тех задач, реализация которых могла бы позитивно повлиять на ситуацию в Афганистане.

Первое - очень важно обеспечить приоритет решения острейших насущных социальных и экономических проблем, проблем занятости населения и укрепления вертикали и авторитета власти.

Здесь мы видим ключ к тому, чтобы добиться самого главного - доверия населения к международным коалиционным силам.

Наряду с этим всё это может послужить мощнейшим фактором решения проблемы борьбы с производством и поставкой наркотиков - основного источника финансирования боевиков.

Второе - это уважение и поддержка традиционных религиозных, национально-культурных ценностей и обычаев многонационального народа Афганистана, уважительное отношение к интересам национальных меньшинств.

Недопущение абсолютно необоснованных нападок и клеветы на религию Ислам, что вызывает абсолютно нетерпимую обстановку и напряженность не только в Афганистане, но и в целом мусульманском мире.

Третье - очень важно обеспечить поэтапность и постепенность в реализации реформ в области государственного и общественного строительства и формирования гражданских институтов, имея в виду, что важнейшая гарантия успеха реформ, - это, в первую очередь, политическая стабильность и экономическое благополучие Афганистана.

Четвертое - решающее значение для стабилизации ситуации в Афганистане приобретает решение совместно с руководством и правительством соседнего Пакистана пограничных проблем, в первую очередь на территории Вазаристана.

Пятое - считаю целесообразным возобновить переговорный процесс по достижению мира и стабильности в Афганистане в рамках эффективно действовавшей в 1997 - 2001 гг. при поддержке ООН контактной группы 6+2, образованной в составе полномочных представителей соседних с Афганистаном государств плюс Соединенные Штаты Америки и Россия.

В активе контактной группы - выработка общих принципов и единых подходов стран - членов группы к путям урегулирования афганского кризиса под эгидой ООН, подготовка и проведение в Ташкенте в июле 1999 года встречи противоборствующих сторон конфликта и принятие Ташкентской декларации «Об основных принципах урегулирования конфликта в Афганистане», на базе которой было принято соответствующее решение Совета безопасности ООН, признавшего итоги Ташкентской встречи важным шагом на пути политического решения афганской проблемы.

С учетом современных реалий действовавшую до 2001г., контактную группу необходимо было бы преобразовать из «6+2» в «6+3», имея в виду обязательное участие в этом переговорном процессе представительства НАТО.

Думаю, что учет этих предложений при разработке всеобъемлющего плана по Афганистану с участием всех заинтересованных сторон могло бы положительно повлиять на процесс стабилизации ситуации в Афганистане.

Материал предоставлен посольством Республики Узбекистан

Поделиться: