Возможность новой политики в СНГ.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Тезисы Шувалова логично вытекают из программы «четырех И» Медведева: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Говоря нормальным языком это снижение налогового бремени, модернизация технической инфраструктуры, построение мощной финансовой системы, формирование основ инновационной системы, реализация обновленной политики социального развития. Так как ресурсы для радикально нового этапа отношений с соседями по СНГ должна предложить Россия, а иных предложений, кроме собственного интенсивного внутреннего развития быть не может, то вывод таков – логика программ двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами постсоветского пространства при Медведеве будет строиться на озвученном корпусе инициатив.
Возможность новой политики в СНГ.

Возможность новой политики в СНГ.

Неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербурге обозначил контуры будущей повестки многосторонних отношений.

К сентябрю, когда состоится очередной официальный саммит СНГ, можно ожидать появления более детальной программы развития отношений РФ со странами-соседями. На вопрос, есть ли возможности для углубления сотрудничества с регионом Каспия, Дмитрий Медведев ответит для себя в ходе июльского турне, которое начнется с Азербайджана. Президент РФ принял приглашение Ильхама Алиева посетить Баку 3-4 июля, оттуда Медведев направится в Туркменистан, где 4-5 июля пройдет его официальный визит, а затем он отправиться в гости к Нурсултану Назарбаеву, на празднование 10-летия столицы, города Астаны, которое намечено на 5-6 июля.

Для начала необходимо развеять две иллюзии. Напрасно было ждать от неформального саммита «прорывов» - по протоколу встречи Медведева с каждым президентом СНГ длились не более 35 минут (в присутствии главы МИД Лаврова). Второе - это не саммит знакомств, а скорее встреча, формально обозначающая новый стиль российской политики, но повлияющий в дальнейшем и на ее содержание.

С Дмитрием Медведевым страны СНГ уже знакомы: с 2000 года он является председателем совета директоров «Газпрома» (заменив на этой должности Черномырдина), таким образом, он прямо влиял на политику газовой компании, затем, Медведева узнали в качестве главы администрации президента РФ, и, наконец, в феврале этого года, в том же самом составе главы 12 государств Содружества встречались на неформальном саммите в Москве, где Владимир Путин представил коллегам тогда без пяти минут нового главу России.

В целом саммит прошел под знаком экономического форума, который в свою очередь, оказался площадкой дебюта либерального крыла путинской администрации. Не забудем что в путинском кадровом ядре есть группа как консерваторов, так и либералов. С приходом Медведева, сторонники стратегии ограниченного влияния государства ожидали и ожидают импульса к экономическому либерализму. Путин очевидно это поддерживает. Вслед за диверсификацией работы правительства и аппарата президента, расшириться поле возможностей для тех предложений, носителями которых являются министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента Аркадий Дворкович, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина (креатура Германа Грефа), председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, и конечно первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Его выступление как раз и анонсировало стратегию долгожданной либерализации. Посмотрим, как он ставит вопрос. Шувалов насчитал в России пять основных проблем: это психология догоняющего (так лидером не стать), энергетическая западня (обилие ресурсов порождает одну из самых высоких в мире энергоемкость экономики), отстающие навыки (нехватка квалифицированных работников), нездоровый образ жизни и стремление государства к доминированию (которое многие поддерживают). Дальше Шувалов удивил аудиторию, сообщив, что политика государства меняется: оно уйдет из тех отраслей, «где его задачи выполнены», в советах директоров госкомпаний со 100%-ным участием вместо чиновников появятся менеджеры, а стратегических предприятий станет меньше. Новые госкорпорации, оговорился Шувалов, все равно будут появляться: избежать этого «не удастся»; однако они должны работать прозрачно и «по правилам корпоративного управления».

Шувалов послал четки сигнал -- Россия должна притягивать к себе партнеров стандартом и качеством социальной системы, «человеческим» лицом государства. Тезисы Шувалова логично вытекают из программы «четырех И» Медведева: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Говоря нормальным языком это снижение налогового бремени, модернизация технической инфраструктуры, построение мощной финансовой системы, формирование основ инновационной системы, реализация обновленной политики социального развития.

Так как ресурсы для радикально нового этапа отношений с соседями по СНГ должна предложить Россия, а иных предложений, кроме собственного интенсивного внутреннего развития быть не может, то вывод таков - логика программ двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами постсоветского пространства при Медведеве будет строиться на озвученном корпусе инициатив.

Перенос внимания к не-нефтянной экономике, назовем ее экономикой инноваций, еще один мост и метод для России, позволяющий «привязать» страны СНГ к своим проектам. Параллельно с ростом возможностей российской экономики, будет возрастать роль отношений по другим направлениям межгосударственного взаимодействия. Речь идет об увеличении частных контактов, о туризме, об укреплении и активизации связей среднего бизнеса, в этом же ряду стоит продвижение гуманитарных интересов наших стран на территории друг друга. Надо понять, что в результате диверсификации российской власти, которая состоялась благодаря переходу Путина на должность главы правительства, мы получили как минимум два мощных инструмента для строительства новых этажей нашего общего дома. И это даст свои результаты. Грубо говоря, политику и экономику можно будет разводить по разным блокам. И это в какой-то мере новая реальность. Известные трения с диаметральными интересами бизнеса РФ и стран СНГ, новая конструкция российской власти способна переключать на разные векторы. Поэтому вопросы газового сотрудничества (повышение цен, объем закупок и стоимость транзита) уже перестают «напрягать» стороны. Газовый рынок нашел новые правила, стал прогнозируемым и все меньше влияет на политику.

Если программа либерального крыла путинского гнезда осуществится, то Россия способна форсированными темпами превратиться в страну привлекательную для постсоветского пространства. Политическая привлекательность ЕС заключается, прежде всего, в социальном удобстве жизни и малом давлении государства. Россия может достигнуть схожего результата, работая над решением социальных проблем.

В качестве примера движения к новому горизонту, приведем ситуацию в российско-азербайджанских отношениях. Очевидно, что потолок крупных совместных проектов почти достигнут, возможности роста ясны (они касаются в основном ж.д. транспорта, паромного сообщения, реконструкции канала Волго-Дон). Новых, не озвученных ранее проектов и «открытий» вряд ли можно ожидать (идея транспортировки российской нефти по Баку-Джейхан и покупка газа ГНКАР «Газпромом» в этом же ряду гипотетического). Но есть ресурс, связанный с качеством жизни и институтами власти: сокращение налогового бремени и введение других особых льгот для совместных российско-азербайджанских предприятий, или шире, предприятий российского бизнеса со странами СНГ; второе -- повышение качества безопасности жизни и работы в России иностранцев из стран СНГ (в этом ряду контроль над предприятиями, где работают мигранты, контроль над преступностью, контроль за здоровьем и профессиональными качествами въезжающих мигрантов и контроль за соблюдением их прав на медицинское и страховое обслуживание в РФ), третье - расширение общей образовательной базы за счет совместных проектов ВУЗов и создание цепочек новых постиндустриальных производств.

Все вместе и будет еще одним мостом, позволяющим поднять наши отношения на следующий уровень.

Опубликовано в газете «Азербайджанские Известия» 11.06.08

Теги: СНГ

Поделиться: