"ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО" ДЛЯ ГАЗОВОЙ ТРУБЫ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Боязнь впасть в зависимость от поставок энергоресурсов из России стала определяющим направлением политики Евросоюза. Саммит ЕС, проходящий в эти дни в Праге, был насквозь пронизан энергетическими тезисами и воззваниями. И далеко не случайно, что учреждение программы "Восточного партнерства", куда включились шесть стран постсоветского пространства, плавно перетекло в энергетический саммит под названием "Южный коридор - новый шелковый путь". По-другому и сложно было представить, поскольку сама идея партнерства, выдаваемая как уникальная и новая на самом деле переписанная на новый лад программа "Расширенная Европа - новые соседи", которую ЕС переваривает вот уже около пяти лет.
"ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО" ДЛЯ ГАЗОВОЙ ТРУБЫ

Боязнь впасть в зависимость от поставок энергоресурсов из России стала определяющим направлением политики Евросоюза. Саммит ЕС, проходящий в эти дни в Праге, был насквозь пронизан энергетическими тезисами и воззваниями. И далеко не случайно, что учреждение программы "Восточного партнерства", куда включились шесть стран постсоветского пространства, плавно перетекло в энергетический саммит под названием "Южный коридор - новый шелковый путь". По-другому и сложно было представить, поскольку сама идея партнерства, выдаваемая как уникальная и новая на самом деле переписанная на новый лад программа "Расширенная Европа - новые соседи", которую ЕС переваривает вот уже около пяти лет.

Общий фон европейской встречи в верхах выглядел бы вполне респектабельно, если бы саммит не проигнорировали президент Франции Николя Саркози и британский и испанские премьеры Гордон Браун и Хосе Луис Сапатеро, а также еще целый ряд руководителей стран Восточной Европы. Главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу лишь оставалось разводить руками и просить журналистов интересоваться о причинах такого поведения у самих европейских лидеров.

Что касается самих участников программы "Восточного партнерства" - Украины, Молдовы, Азербайджана, Грузии, Армении и Белоруссии, то и здесь не обошлось без "потерь". Белорусский и молдавский президенты Александр Лукашенко и Владимир Воронин не поехали в Прагу. Причем так до конца осталось непонятным - то ли ЕС в последний момент отозвал свои приглашения, пожелав понизить статус делегаций этих стран по политическим мотивам, то ли сами президенты порешили остаться дома, отправив в Прагу всего лишь вице-премьеров правительств. Фактически в таком же статусе в Праге участвовали приглашенные делегации наблюдателей из Казахстана, Туркмении, Узбекистана, а также России, Ирака и Египта.

С таким началом действенного и весомого партнерства не построишь. Но ЕС деваться особо некуда. Закрученный маховик опасений вокруг наступления России на энергетическом фронте, помноженный на ЕСовскую бюрократию и многочисленные предубеждения, толкает европейцев к активным действиям на постсоветском пространстве, не взирая на личности. Вместо Лукашенко, к примеру, в Праге охотно принимали белорусских оппозиционеров. Надежда Брюсселя основана на том, начав программу с Лукашенко, после его ухода они смогут быстро переключиться на работу с прозападной оппозицией, которая, как уверены в Европе, рано или поздно сменит строптивого "белорусского Батьку".

С Молдовой чуть посложнее. Владимир Воронин устоял после недавней фактически попытки переворота. Его партия коммунистов все же смогла утвердить результаты выборов, в ходе которых она добилась весомого преимущества над оппонентами. Правда, при этом молдавским спецслужбам пришлось применить силу против манифестантов, захвативших здания парламента и президентской администрации. На таком фоне приезд Воронина в Прагу для евробоссов выглядел не совсем логичным. Да и сам уходящий президент Молдовы не стремился в чешскую столицу.

Зато южно-кавказская тройка была представлена в полном составе. В довесок к ним любимец еврокомиссаров президент Украины Виктор Ющенко. Именно на них и сделали упор основные докладчики саммита, которые особо не напрягались в производстве новых идей.

Новое прочтение инициативы ЕС о выходе на постсоветское пространство, выраженное в новой программе "Восточное партнерство", было оформлено Еврокомиссией 4 декабря прошлого года. С идеей ее продвижения и новой упаковки принадлежит Польше и Швеции, и предполагает более тесное сотрудничество ЕС с шестью бывшими советскими странами - Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Грузией, Арменией и Белоруссией.

Главный еврокомиссар по внешней политики ЕС в отношениях с соседями Бенита Ферреро-Вальднер вновь озвучила старые новые пожелания объединенной Европы о введении зон свободной торговли, заключении стратегических соглашений со странами-участницами и возможностей выхода на безвизовый режим поездок граждан. Она постаралась развеять сомнения России, подчеркнув, что новая программа не ставит собой создание новых разделительных линий и более того, пригласила Россию участвовать в проектах в рамках этой европейской инициативы. Но на этом была поставлена точка и дальше вся дискуссия пошла вокруг проблемы обеспечения энергетической безопасности ЕС, новых трубопроводах и маршрутах доставки энергоносителей для европейских потребителей.

Более того, именно эти программы в виде конкретных проектов в области энергобезопасности в рамках программы Евросоюза "Восточное партнерство" начнут реализовываться в первую очередь и уже со следующего месяца. По словам главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, это отнюдь не политические заявления, а конкретные проекты.

Энергетические порывы слегка разбавили пожелания чешского премьер-министра Мирека Тополанека выступавшего хозяином саммита. По его словам, ЕС хочет иметь гарантии того, что его восточные соседи являются стабильными политическими партнерами и что в этих странах соблюдаются права человека и демократия. Целью же саммита, по мнению чешского премьера, определено содействие свободному предпринимательству и свободной экономики между странами ЕС и странами-членами программы "Восточного партнерства".

Во второй день саммита о демократии на постсоветском пространстве уже не говорили. Участники были заняты обсуждением реальной цели встречи - энергетическим маршрутами. Понятие "Южный коридор - новый шелковый путь" звучало очень красиво, однако каждая страна видела в этом собственные интересы и предпочтения. ЕС, активно продвигающий новый трубопроводный маршрут поставок газа "Набукко", постарался применить все свое влияние для того чтобы уговорить страны Южного Кавказа и особенно Центральной Азии включиться в реализацию проекта. От делегаций Туркменистана, Узбекистана и Казахстана пытались выбить согласие на гарантированные объемы газа, которые могли бы пойти в новую трубу Европы. Но в итоге еврокомиссарам так и не удалось убедить эти страны подписать политическую декларацию, подготовленную к энергосаммиту.

В документе, под которым свои подписи поставили президенты Азербайджана Ильхам Алиев, Грузии Михаил Саакашвили, Турции Абдулла Гюль, министр нефти Египта Самих Фахми, а также председатель ЕС Мирек Тополанек, президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу говорится, что участвующие в проекте газопровода Набукко стороны, в том числе страны ЕС, Турция и бывшие центрально-азиатские республики СССР, сделают все для подготовки межправительственного соглашения по Nabucco, чтобы подписать документ "до конца июня 2009 года".

Очевидно, что такие сроки и скоропалительность принятия решений отпугнуло страны на восточном берегу Каспия. Что же касается Азербайджана и Грузии, то их лидеры лишь подтвердили свое согласие выступать транзитерами объемов газа, которые будут заявлены для "Набукко". На этом фоне оптимистичные заявления Жозе Мануэля Баррозу, о том, что в декларации отражены обязательства стран-производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов, выглядят несколько натянуто. Хотя бы потому, что декларация остается декларацией, а не предметным договором с прописанными действиями сторон. Добиться гарантий поставок газа для "Набукко" остается также сложно, как и найти 7,8 млрд евро на его строительство.

Европейцам для заполнения "Набукко" и доведения его до проектной мощности в 31 млрд кубов не хватит азербайджанских газовых запасов. Баку, как единственный реальный производитель газа, имеющий соответствующую транспортную инфраструктуру для слияния с "Набукко" может предоставить лишь некоторые объемы для европейской трубы, но они не будут определяющими для ее полного заполнения. В то же время Азербайджан гарантировал возможные транзитные поставки туркменского газа, однако договариваться за ЕС с Ашхабадом самостоятельно Баку по самым разным причинам не готов. В июне мы сможем наблюдать очередной дипломатический штурм ЕС, направленный, прежде всего, в сторону Туркменистана и Узбекистана. Сражение за центрально-азиатский газ между Россией и Евросоюзом продолжится с новой силой.

Евгений КРИШТАЛЁВ

Вести Кавказа

Теги: Россия , ЕС

Поделиться: