Внедрение исламского банкинга и исламских финансовых инструментов в Казахстане
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Первые исламские банки появились в 1970-е годы. На сегодняшний день их около 300 с совокупным капиталом более 700 млрд. долларов США. Исламские банки завоевали устойчивые позиции своих стран. В Пакистане, Иране, Судане и Малайзии исламские банки внедрены на макроэкономическом уровне. Есть они и в немусульманских странах, таких, как Великобритания, Дания, Филиппины. Исламские банки, являясь важнейшим элементом исламской финансовой системы, по существу выполняют те же функции, что и западные банки: обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Однако если в части обеспечения работы национальной платежной системы исламские банки работают по тем же принципам, что и традиционные банки, то функция финансового посредника имеет свою специфику.
Первые исламские банки появились в 1970-е годы. На сегодняшний день их около 300 с совокупным капиталом более 700 млрд. долларов США. Исламские банки завоевали устойчивые позиции своих стран. В Пакистане, Иране, Судане и Малайзии исламские банки внедрены на макроэкономическом уровне. Есть они и в немусульманских странах, таких, как Великобритания, Дания, Филиппины. Исламские банки, являясь важнейшим элементом исламской финансовой системы, по существу выполняют те же функции, что и западные банки: обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Однако если в части обеспечения работы национальной платежной системы исламские банки работают по тем же принципам, что и традиционные банки, то функция финансового посредника имеет свою специфику. Отличие исламских банков от западных финансовых институтов состоит в том, что исламские банки не взимают проценты в качестве вознаграждения. Это главный принцип их работы, основанный на законах шариата: ислам не осуждает получения прибыли, однако запрет налагается на получение не зависящей от результатов деятельности фиксированной прибыли. Исламский банк опирается в своей деятельности на определенный набор сформулированных шариатом финансовых инструментов (см. Таблицу 1). Исламские банки демонстрируют в последнее время исключительно высокие темпы прироста, достигающие по некоторым оценкам 15% в год. Ряд английских и американских банков открыли специальные отделения, которые обслуживают свою клиентуру по исламским нормам (среди них «Citibank» и «UBS»). Некоторые исламские финансовые учреждения уже выросли в крупные многопрофильные корпорации. Только одна компания – Al-Tawfeek and Al-Amin Companies, входящая в группу Dallah AlBaraka Group, включает в себя 260 структур (в том числе 24 банка), оперирующих в 40 странах и обладающих активами в объеме более 6 млрд. долларов США. Примером успешного развития исламского финансового дела является деятельность Dar Al Vaal Islami Group, созданной саудовским принцем Mohammed Al Faisal. Крупнейшие корпорации, такие как Kleinwort Benson, ANZ Investment Bank, также создают структуры, функционирующие на принципах исламской экономики. В целом на сегодняшний день, по данным Mushtak Parker Associates (MPA) Ltd., мировая исламская финансовая индустрия включает в себя 4 исламские банковские холдинговые компании, около 100 исламских коммерческих банков, 16 исламских инвестиционных банков, 34 исламские финансовые и инвестиционные компании, около 30 исламских страховых компаний и перестраховочных обществ, 6 исламских специализированных лизинговых компаний, 8 крупных исламских международных торговых компаний, 10 компаний по доверительному управлению, 4 дисконтных дома, 8 брокерских компаний. Кроме того, около 200 финансовых учреждений во всем мире в той или иной степени используют исламские финансовые инструменты. Бизнес-модель и правила работы исламских банков показывают феноменальную устойчивость к воздействию кризисных явлений именно благодаря их специфике. Более того, даже в пору кризиса, они демонстрируют эффективность и рост. Отсутствие возможности безудержных фондовых спекуляций на деньги вкладчиков и кредиторов, ориентация на вполне конкретные кредитные и инвестиционные проекты не позволяли получать сверхприбыль и наращивать бумажную капитализацию в хорошие времена, зато обеспечили стабильность и выживание сейчас. Финансовые учреждения, работающие по системе islamic banking, достаточно закрыты для проникновения западного капитала, что снижает риски влияния кризиса за рубежом на ликвидность этих финансовых учреждений. Риски в исламских банках гораздо меньше, чем спекулятивное «надувание пузыря» «виртуальных» денег, как это десятилетиями делалось в западных банках, что и привело к сегодняшнему финансовому хаосу. Банкротств исламских банков за десятилетия их работы в мире практически не было. Идеи исламского банкинга в Казахстане развиваются давно. Так, казахстанский банк «ТуранАлем» (теперь – БТА) стал первой кредитной организацией СНГ, получившей в 2003 году кредит от исламского банка. Сумма была довольно невелика, но уже в июле 2006 года банку удалось привлечь кредит по законам шариата на сумму двести миллионов долларов. За ним последовал выход на потребительский рынок. В 2007 году банк в ходе подписания соглашения с Emirates Islamic Bank объявил о том, что создание первого в Казахстане банка, работающего по принципам шариата, – дело ближайшего будущего. Внедрение исламского банкинга и исламских финансовых инструментов в Казахстане – это, прежде всего, расширение круга инвесторов, и финансовых инструментов. В феврале 2009 года Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал закон по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования. Он направлен на внедрение в республике системы исламского банкинга и инструментов исламского финансирования. В частности, закон предусматривает: создание правовых основ функционирования исламских банков, исламской специальной финансовой компании; особенности банковских и иных операций исламского банка; финансирование предпринимательской деятельности в различных формах; особенности выпуска и обращения исламских ценных бумаг: исламских арендных сертификатов, выпускаемых в целях получения доходов по договору аренды (финансового лизинга), и исламских сертификатов участия, выпускаемых для организации нового инвестиционного проекта либо развития существующего инвестиционного проекта. Изменения в действующем законодательстве направлены на создание правовых рамок для организации и деятельности исламских банков и развития исламского финансирования. Финансовые инструменты, действующие в соответствии с законами шариата Сукук Банковские облигации, не предусматривающие выплаты дивидендов Мушарака Совместная реализация проекта / сделки силами банка и предпринимателем, где прибыль банка возникает - доля от общей прибыли или дивиденд. Банк разделяет риск с клиентом. Мудараба модификация мушараки, или доверительное финансирование (банк попеременно выступает то трастовым управляющим, когда работает со средствами вкладчиков, то клиентом, когда финансирует проект, часть дохода от которого должна составить прибыль банка, а через него – его вкладчиков). Кард-уль-хасан «Беспроцентный кредит», или возвратная материальная помощь, субсидия нуждающимся лицам, организациям, регионам. Банк может взимать разного рода комиссии и сборы. Мурабаха кредит, применяемый при финансировании торговли, аналог потребительского кредита. Банк приобретает по поручению клиента товар, а затем продает его с фиксированной наценкой и с оплатой равными долями в течение определенного времени. Прибыль банка составляет разница между ценой покупки и ценой продажи. Бай-аль-салям разновидность мурабахи, контракт о продаже товаров, когда производится предоплата, а товар поступает после. Иджара лизинговая операция: банк по поручению клиента приобретает оборудование, технику, товары, которые клиент планирует взять в лизинг, а затем сдает их клиенту в аренду по оговоренной ставке. Взимать арендную плату с неденежного имущества ислам не запрещает. Иджара-ва-иктина лизинг с последующим выкупом. Салям авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации. Кардул Хасана предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой в согласованный срок («хорошая ссуда»). благотворительности. Асель Есимханова, эксперт Центра по исследованию финансовых нарушений http://www.cifn.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=164:2009-05-07-06-49-19&catid=38:publicationru&Itemid=61
Поделиться: